Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников



Скачать 353.82 Kb.
страница1/8
Дата26.02.2018
Размер353.82 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


    
  Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере



ПРИНЯТА

на Управляющем


совете Протокол № 2

от «27» сентября 2010

_________Татаренко А.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

____________________Емельянова Т.В.




ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОРТАВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

2010
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников





В школе должно быть всё направлено на то, чтобы обогатить духовный мир ребенка, сделать его человечным, гуманным, добрым

В.А.Сухомлинский

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.»

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании российского общества. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Наша школа не является исключением. Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся актуальны для педагогов. Но начинаем мы работу по этой программе не на пустом месте. Успешно завершена Программа развития « Адаптивна школа как основа гуманизации, гуманитаризации и дифференциации обучения», целью которой было максимальное развитие каждой личности при условии сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей для успешной социализации и адаптации в обществе. В 2006 году школа разработала проект «Наш город – наш дом», целью которого было экологическое воспитание обучающихся и реконструкция исторической первозданности микрорайона школы.

Несмотря на то, что уже два года прошло со дня закрытия проекта «Наш город - наш дом», но благоустройство территории продолжается: оформлены розарий, клумбы, альпийская горка. Предполагается завершение установки фонтана в центре дендропарка.









В годовщину 65-летия Победы наша школа стала инициатором восстановления памятника солдату, который находился у залива, недалеко от школы. С особым чувством называем имена тех, кто не остался равнодушным и помогал нам в восстановлении памятника Солдату(как мы ласково называем "нашему Алеше"): Председатель совета ветеранов Лаппо Евгений Дмитриевич, член совета Шейкин Виктор Николаевич, учитель технологии Петров Константин Станиславович, ребята-учащиеся 8А, 9А, 9Б, 10Б, родители учеников 8Б. Пусть этот памятник отныне станет местом, куда всегда можно принести цветы в память о дедах и прадедах, отстоявших мир.


В школе разработаны и успешно осуществляются на практике программы: «Школа здоровья», «Предшкольная пора», « Трудные дети. Семья», « Дайте детству состояться!» (Программа дополнительного образования), Программа Детского Научного общества, Программа поддержки одаренных детей, Программа индивидуального сопровождения учащихся, Программа по работе с детьми-инвалидами и детьми, находящимися на индивидуальном обучении). Для выполнения этих программ проводятся Дни Здоровья, акции «За здоровый образ жизни», традиционные школьные дела, конкурсы, концерты, конференции, общешкольные праздники, литературные вечера, ток-шоу, соревнования, поездки, походы, патриотическая игра «Орлёнок», «Безопасное колесо» и даже суперсовременная краеведческая игра с использованием компьютерных технологий «Геокешинг»- это всё у нас.



Команды школы подготовленные О.П.Черепановой стали призерами( 2-е место) соревнований по ПДД «Безопасное колесо» и военно-патриотической игры «Победа 2010» ( 2-е место).

Вся наша деятельность отражается в школьной газете - любимом печатном органе детей, учителей, родителей.

Надо отметить, что педагогами школы ведётся огромная работа по оздоровлению детей. Так на протяжении двух лет классные руководители, сотрудничая с фирмой «Петрофейм-Тур» (г.Петрозаводск), смогли организовать летний отдых в оздоровительных лагерях на Черном и Азовском морях и вывезти более 300 детей- учащихся нашей школы. Результаты великолепны: количество болеющих детей в 2009-2010 учебном году уменьшилось.


На протяжении многих лет работает ДНО (Детское Научное Общество), которым руководит учитель русского языка и литературы Васильева С.И.

В учебно-исследовательскую деятельность с каждым годом вовлекается всё больше новых ребят – ищущих, творческих, любознательных исследователей. Традицией школы становится проведение в апреле-мае ежегодных научно-практических конференций, в которых наряду с учениками основной и старшей школы принимают участие малыши.


В этом году ребята начальной школы стали участниками Республиканской конференции исследовательских работ младших школьников, их проекты получили высокую оценку и вызвали живой интерес у сверстников и взрослых.

Таким образом, педагогический коллектив работает над проблемами духовно-нравственного воспитания, но новый федеральный образовательный стандарт ставит новые задачи по воспитанию гражданина страны.


Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.


Общие положения

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2010/2015годы» разработана в соответствии



  • с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),

  • Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п.

  • Федеральным Законом «Об образовании РФ»

  • Национальной доктриной образования

  • Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.

  • «Всеобщей декларацией прав человека»,

  • Гражданским кодексом РФ

  • «Основами законодательства РФ о культуре»,




  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010/2015годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.



Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель данной Программы - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные отечественные культурные ценности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:



  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  • Развитие форм ученического самоуправления

  • Формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно - нравственного воспитания детей и молодежи в ОУ;

  • Осуществление комплекса мер по просвещению населения в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

  • Интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие социальные проекты, реализуемые в ОУ, в городе, в районе, в республике;

  • Реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного воспитания;

  • Формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения;

  • Создание системы взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания.

Принципы построения Программы

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основного общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада лежат следующие принципы:




  • Принцип ориентации на идеал: воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности

  • Аксиологический принцип: ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.




  • Принцип следования нравственному примеру: следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.




  • Принцип идентификации (персонификации): идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.




  • Принцип диалогического общения: в формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.




  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания: воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности школьников.

  • Принцип природосообразности.

  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

  • Принцип сотрудничества.

  • Деятельностный подход.

  • Личностно-ориентированный подход.

  • Возрастной подход.


Ожидаемые результаты

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.



В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

  • При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

В результате реализации Программы должны и могут быть получены следующие результаты

  • Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  • Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  • Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

  • Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  • Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

В результате осуществления программы ожидается:

  • снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в городе (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей);

  • активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения;

  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

  • сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Основные направления работы

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница