Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью кадрового делопроизводства в деятельности органов внутренних дел (овд)



Скачать 338.32 Kb.
Дата13.11.2018
Размер338.32 Kb.
ТипЗакон

Содержание

Введение
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью кадрового делопроизводства в деятельности органов внутренних дел (ОВД). Среди ряда многих факторов, определяющих эффективность деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан, а также в реализации других функций, возложенных на них, одно из первых мест занимают управление, организация труда и работа с кадрами. Совершенствование управления и работы с кадрами в органах внутренних дел - важнейший фактор улучшения их работы, следовательно, обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств.

В целях совершенствования организации делопроизводства и порядка работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России утверждена Инструкция по делопроизводству, согласно Приказу МВД РФ № 150 от 1 марта 1999 года.

Знание организации и правовых основ службы в органах внутренних дел является необходимым для успешной деятельности руководителей, специалистов и иных сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.

Глава 1. Теоретические аспекты кадрового обеспечения управленческой деятельности в правоохранительных органах


    1. Кадровое делопроизводство в правоохранительных органах: сущность, специфика

Кадровое делопроизводство определяется как деятельность, которая охватывает вопрос документирования и организации работы с документами относительно личного состава предприятия (или системы) по вопросам принятия, перевода, освобождения, учета работников и тому подобное.

Кадровая служба является зеркалом учреждения, фирмы и от того, как в ней организовано документационное обеспечение управления, создается впечатление об организации и ее руководителе [1]. Правильная организация кадрового делопроизводства имеет большое значение. Именно в кадровых службах граждане заключают трудовой договор, знакомятся с правилами внутреннего распорядка, условиями труда, быта, отдыха, перспективами профессионального роста. Кадры - это основной (штатный) состав квалифицированных работников, государственных, частных учреждений и общественных организаций.

Специфика кадрового делопроизводства в правоохранительных органах обусловлена самой сущностью и особенностями деятельности данных государственных органов. Правоохранительные органы представляют собой определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои, четко определенные, задачи. Решая их, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство, его институты, природу, животный мир и т.д. К числу правоохранительных органов относятся только те государственные органы и соответствующие должностные лица, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. Для нас принципиальным является положение о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех ее направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Итак, как все органы государства, правоохранительные органы наделены властными полномочиями, компетенцией, обладают организационной самостоятельностью. Особенность состоит в том, что их деятельность направлена на предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, применение санкций в тех случаях, когда нарушаются нормы права.

К кадрам органов внутренних дел (в широком смысле) относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основе выполняют определенные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях системы МВД России.

Необходимым условием научно обоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является их классификация, которая может быть осуществлена по ряду критериев:

1. По профессиональной принадлежности (юристы, педагоги, инженеры, врачи и т.д.).

2. По объективным признакам личности (пол, возраст, образование, стаж работы и т.п.).

3. По должностному положению (начальники, их заместители, оперуполномоченные, инспекторы, инженеры, врачи и т.д.).

4. По правовому положению в системе управления (должностные лица, представители власти и работники, не являющиеся таковыми).

5. По функциональной роли в процессе управления, т.е. степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений.

Необходимо отметить, что с точки зрения науки управления классификация кадров по последнему критерию имеет наибольшее значение. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы.

Руководители - лица, ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов внутренних дел и их заместители, начальники структурных подразделений, служб органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России, их заместители.

Специалисты (исполнители) - лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизационного управления и, следовательно, не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах внутренних дел достаточно многочисленна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:

- лица, принимающие и исполняющие управленческие решения в сфере внешнего управления, т.е. непосредственно реализующие основные функции органов внутренних дел (участковые инспекторы милиции, оперативные уполномоченные криминальных служб милиции, инспекторы ГАИ и т.д.);

- лица, занятые преимущественно или исключительно подготовкой управленческих решений и проверкой их исполнения (инспекторский состав МВД, УВД);

- специалисты в узком смысле слова, т.е. лица, обладающие специальными знаниями в какой-либо сфере, отрасли (эксперты, инженеры, врачи и т.п.).

Технические исполнители (обслуживающий персонал) -- лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее материальных носителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.) [8].

Работа с кадрами представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических методов, связанных с реализацией кадровой функции в органах внутренних дел. Она является составным элементом системы работы с кадрами, которой охватываются все вопросы проблемы кадров.

В целях совершенствования организации делопроизводства в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России утверждена Инструкция по делопроизводству - Приказ МВД РФ № 150 от 1 марта 1999 года [22].

Система работы с кадрами состоит из следующих элементов:

- определение количества работников, их должностной категорийности и уровня профессиональной подготовки;

- работа с кадрами: подбор, расстановка, перемещение, формирование резерва на выдвижение, оценка работников;

- стимулирование трудовой активности и воспитание кадров: применение мер морального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитание в духе соблюдения служебной дисциплины и законности;

- подготовка кадров: первоначальная, боевая и физическая, переподготовка, повышение квалификации.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской федерации от 23 декабря 1992 года[25]. Таким образом, перечисленные элементы системы работы с кадрами реализуются в рамках кадровой функции и раскрывают ее основное содержание. Следовательно, кадровая функция в органах внутренних дел представляет собой обеспечение нормальной деятельности органов и подразделений внутренних дел по выполнению возложенных на них обязанностей, посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям [6].
1.2. Кадровый аппарат органов внутренних дел: структура, полномочия
Кадровые аппараты органов внутренних дел образуют систему, которая включает Главное управление кадров МВД России, управления и отделы кадров МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей, УВДТ, отделения и группы кадров крупных ОВД и их подразделений, а также учреждений, предприятий и учебных заведений МВД РФ. На них возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров, оформлению приема на службу и увольнению из органов внутренних дел, работе с резервом, выдвижению и перемещению по службе, направлению на учебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисциплины и законности, социальному развитию коллектива и т.д.

Выше уже упоминалось о том, что в целях совершенствования организации делопроизводства в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России утверждена Инструкция по делопроизводству Приказ МВД РФ № 150 от 1 марта 1999 года) [22]. Данный документ разработан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, а также положениями Государственной системы документационного обеспечения управления и Государственными стандартами РФ и определяет единую систему организации делопроизводства и порядок работы с документами, письменными и устными обращениями граждан и народных депутатов в главных управлениях, управлениях и иных подразделениях МВД РФ.

Так, например. Инструкция по делопроизводству гласит, что документы Министерства внутренних дел РФ являются собственностью государства, включаются в имущество министерства, а вопросы работы с ними регулируются законодательством РФ, нормативно-методическими документами Государственной архивной службы РФ, Инструкцией по делопроизводству и иными документами МВД РФ.

Деятельность Министерства внутренних дел РФ обеспечивается системой взаимоувязанных управленческих документов, составляющих документационную базу. Состав документационной базы определяется исходя из компетенции министерства кругом управленческих функций, порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллективный), объемом и характером взаимосвязей с другими министерствами, ведомствами и организациями.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел отражаются в оперативно-служебных или процессуальных документах, делопроизводство по которым осуществляется отдельно, специально уполномоченными на то сотрудниками.

Порядок ведения секретного делопроизводства осуществляется в соответствии с инструкцией по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел (Приказ МВД СССР от 10.01.90 г. № 05 "О мерах по укреплению режима секретности в системе МВД СССР" действует на территории РФ впредь до издания новых законодательных актов РФ по этому вопросу) [21].

Правила подготовки нормативных актов в центральном аппарате МВД РФ регламентируются специальным нормативным актом МВД России (Приказ МВД России от 23.09.92 г. №340 "О мерах по совершенствованию правовой работы в системе МВД России")[23].

Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, устными и письменными обращениями граждан и народных депутатов, своевременность и качество их исполнения, а также за обеспечение надлежащих условий работы сотрудников, выполняющих делопроизводственные функции, возлагается на начальника Аппарата Министра, начальников главных управлений, управлений и иных структурных подразделений министерства.

Непосредственно организуют и отвечают за состояние делопроизводства в подразделениях министерства начальники секретариатов (канцелярий). Сотрудники подразделений министерства несут персональную ответственность за соблюдение установленного порядка организации делопроизводства и сохранность служебных документов.

Таким образом, на кадровый аппарат ОВД возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров, оформлению приема на службу и увольнению из органов внутренних дел, работе с резервом, выдвижению и перемещению по службе, направлению на учебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисциплины и законности, социальному развитию коллектива и т.д. Важнейшая обязанность каждого кадрового аппарата, начальников и командиров в системе МВД состоит в том, чтобы целенаправленно искать, «растить», воспитывать и выдвигать на руководящие должности таких работников, которые способны успешно решать любые по степени сложности задачи на порученном участке работы.


1.3. Основная документация управленческой деятельности в правоохранительных органах
В нормативно-методических актах по делопроизводству в МВД России применяется и более широкий перечень документов, которые используются в деятельности подразделений Министерства - нормативные методические акты МВД России, протоколы, акты, заключения, докладные записки, справки, обзоры и прочее

Организационные документы в некоторых случаях называют учредительными, поскольку они, обычно, своими нормами учреждают организацию деятельности. К их числу относят: устав, положение, инструкция, договор, штатная численность. Эта группа управленческих документов имеет ряд свойственных только им признаков:

принимаются для решения наиболее важных, базовых вопросов деятельности ОВД;

имеют долгосрочное действие и изменяются, как правило, в связи с коренным преобразованием характера деятельности ОВД;

утверждаются вышестоящим органом управления;

содержат административно-правовые нормы, которые устанавливают наиболее общие правила регулирования однотипных управленческих отношений;

являются основой для создания большинства распорядительных актов управления.

Устав - организационный документ, содержащий свод общих правил, которые регулируют основные формы (виды) оперативно-служебной деятельности отдельных структур ОВД и его сотрудников: взаимоотношения, права и обязанности в определенной сфере государственных отношений.

Положение - организационный документ сводного характера, в котором систематизировано определяются порядок образования, структура, функции, компетенция, обязанности. Положения различны по видам:

в отношении деятельности конкретного органа управления;

в отношении деятельности отдельных структурных подразделений;

в отношении деятельности должностных лиц;

в отношении работы на конкретном участке управленческой, финансовой, хозяйственной и прочей деятельности.

Более универсальный характер имеют Типовые положения, которые утверждаются для организации деятельности однотипных структур управления (например, Типовая инструкция по делопроизводству). Типовые положения содержат универсальную структуру текста, который делится на ряд обязательных разделов: общие положения, функции, задачи, права, обязанности, руководство, взаимоотношения.

Инструкция - организационный документ, который устанавливает и регулирует специальные стороны деятельности ОВД, должностных лиц и граждан. Должностные инструкции имеют одинаковую структуру для любых должностей и содержат разделы: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения по должности. Иное назначение и соответственно другую структуру имеют инструкции о порядке применения нормативных документов, о порядке ведения специальной документации. Текст инструкции наиболее точно выражает организационный характер этих документов, т.к. обязательно содержит слова "должен", "следует", "необходимо", "имеет право", "не допускается", "рекомендуется", "запрещается" и т.д.

Договор - организационный документ, который устанавливает правила для взаимоотношений двух взаимодействующих сторон. В сфере управления договоры, как правило, регулируют экономические отношения - это многофункциональный документ, т.к. с помощью договоров устанавливаются взаимоотношения в разных областях экономического партнерства. Некоторые договоры приобретают типовой (унифицированный) характер, например, в деятельности ОВД - стандартные отношения сторон при охране имущества, ценностей.

Штатная численность - организационный документ, который закрепляет в ОВД наименование его структурных подразделений и полный перечень должностей с указанием количества штатных единиц по каждой должности. На основании штатной численности формируется кадровый состав, устанавливаются требования к кадрам. Штатная численность неразрывно связана с другим организационным документом - штатным расписанием. В нем устанавливается сетка оклада по каждой должности и общий фонд заработной платы ОВД. Штатная численность, так же как и штатное расписание имеют отличие в оформлении от всех остальных организационных документов - табличную форму текста документа.

В организационных документах, как правило, четко разделяются содержащиеся в них правовые нормы по пунктам, подпунктам и, обычно, не содержится других смысловых элементов.

Распорядительные документы управления составляют директивы, решения, приказы, распоряжения, программы и планы. К характерным признакам распорядительных документов можно отнести:

разрабатываются и принимаются по самому широкому спектру внутриорганизационных вопросов, т.е. от имени руководителя ОВД;

излагаемые требования, правила опираются на организационные документы, поэтому не могут им противоречить;

в большинстве случаев направлены на решения локальных организационных вопросов, решение которых входит в компетенцию руководителя;

действие правовых норм имеет, обычно, непродолжительные временные рамки (документы срочного действия);

текст этих документов чаще всего разделяется на две взаимосвязанные части - констатирующую и распорядительную части:

а) констатирующая часть разъясняет те проблемные вопросы, которые решает распорядительная часть, но допускается и ее отсутствие, если нет необходимости разъяснения;

б) распорядительная часть несет основную смысловую нагрузку и детализирует необходимые действия по проблемному вопросу. Распорядительная часть начинается словами "постановляет" ("постановил"), "решает" ("решил"), "приказываю" либо "предлагаю" в зависимости от вида документа. Эти слова зрительно должны разделять обе части документа. В этих целях должны располагаться на отдельной строке, печатаются прямо от полей прописными, либо строчными буквами в разрядку.

Директива - распорядительный документ, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами управления в целях разрешения наиболее важных задач, перспектив развития и деятельности. Директивы содержат предписания ориентирующего характера.

Решение - распорядительный документ, которым оформляют, обычно, результаты изучения и обсуждения проблемных вопросов, либо ответственных решений в коллегиальных органах - коллегий МВД России, его центральных органов, МВД субъектов Федерации, а так же совещательных органов при начальнике ОВД - совещание руководящего состава.

Приказ - распорядительный акт, издаваемый руководителями, действующими на основе единоначалия. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом управления. По юридической природе приказ может создавать, реорганизовывать и ликвидировать ОВД, а так же их структурных подразделений. Посредством приказов руководитель ставит долгосрочные и текущие задачи, разрешает кадровые, финансовые, хозяйственные и прочие вопросы. Приказ не может содержать положений рекомендательного характера, его правовые нормы всегда обязательны для сотрудников ОВД. Распорядительная часть приказа отделяется от констатирующей части словом ПРИКАЗЫВАЮ.

Программы и планы - распорядительные документы, в которых излагаются основные, приоритетные задачи деятельности и способы их решения в виде алгоритма действий, т.е. в виде комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых в заданный период времени. Программы, как правило, предназначены для решения комплексных проблем, решение которых предусматривает взаимодействие нескольких ведомств, министерств, организаций. Обычно программы деятельности принимаются на период более года - это долгосрочный документ. Поэтому констатирующая часть, в которой обосновываются цели программы и указываются источники финансирования, в некоторых случаях носит название "Паспорт программы", т.е. раздел, удостоверяющий обоснованность принятой к исполнению программы действий. Планы так же содержат констатирующую часть - обоснование целей и задач, - однако, планы решают более локальные проблемы, как правило, в рамках деятельности одного ОВД, либо его структурных подразделений. Распорядительная часть программ и планов имеет табличную форму для запланированных мероприятий, обозначения срока исполнения мероприятий, назначения ответственного за исполнение, указания способа контроля исполнения и прочее. Констатирующая часть, как правило, делится на разделы, в заголовке каждого раздела конкретизируются решаемые задачи.

Выделение систем организационных и распорядительных документов имеет для делопроизводства существенное значение, т.к. наименования управленческих документов - это номинальный признак систем документов, утверждаемых в номенклатуре дел. Кроме того, четкое разделение управленческих документов по видам позволяет создавать шаблоны соответствующих документов - стандартные тексты приказов, распоряжений и прочее, в которых дана постоянная составляющая и необходимо заполнить переменную часть текста.

Организационные и распорядительные документы не возникают произвольно, самостоятельно. Как правило, основанием для этого служит официальное письмо, информационная справка, докладная записка и прочее - это то третья группа информационно-справочных документов управления.

Информационно-справочные документы - это самая многочисленная группа документов, наиболее характерными для них является следующие признаки:

участие самого широкого круга работников в их подготовке;

как правило, они не требуют согласования и утверждения;

в них содержится информация о фактическом положении дел в процессе повседневной деятельности;

эти документы служат основой для разработки всех без исключения организационных и распорядительных документов и, как правило, в этом качестве служат приложением к ним;

информационно-справочные документы не могут обладать властно-распорядительным характером.

В группе информационно-справочных документов выделяют:

Справки содержат текстовую, либо табличную информацию по конкретному вопросу. Справки бывают двух видов: удостоверяющие юридический факт и выдаваемые гражданам, а так же справки информационного характера. Справки предназначенные для отправки почтой должны оформляться на бланках организации (формат А 4, или А 5), справки для применения внутри организации оформляются на стандартных листах бумаги и должны содержать все основные реквизиты документа. Справка обязательно имеет заголовок.

Докладная записка - документ, адресованный руководителю данного, либо вышестоящего органа. Этот документ содержит обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами, предложениями. Текст четко делится на две части: в первой констатируются факты, во второй излагаются выводы, просьбы, предложения. Внешнего и внутреннего пользования записки оформляются так же, как и справки, на бланках или стандартных листах бумаги.

Акт составляется несколькими лицами для подтверждения установленного факта, действия, события. Акты имеют много разновидностей, обычно четко делятся на три смысловые части: всегда одинаковая вводная часть - основания для составления акта и перечисление состава комиссии; вторая часть - констатирующая в зависимости от содержания акта может быть либо текстовой, либо табличной; третья часть может содержать выводы, предложения и подписи членов комиссии, удостоверяющих установленный факт, либо зафиксированное в документе событие. Оформляется акт на общем бланке, как всякий документ имеет заголовок и в некоторых случаях - реквизит утверждения.

Служебное письмо является средством общения, передачи информации. Текст служебного письма должен быть простым, т.е. освещать только один вопрос. Для решения нескольких невзаимосвязанных вопросов составляются отдельные письма. Письма оформляются на предназначенных для них бланках. Рекомендуемый стиль деловых писем - нейтральный, уважительный, т.е. без категоричности оборотов речи, многословия, с обращением к адресату на "Вы", "Вам", "Вас". Письма делятся на две группы:

инициативные письма выражают просьбу, предложение, запрос;

письма-ответы излагают содержание принятого решения в отношении инициативного письма, поэтому содержит реквизит ссылки на номер и дату.

Телеграмма, телетайпограмма, телекс - документ срочной передачи информации по каналам телеграфной связи. Текст должен печататься на стандартном листе бумаги на одной стороне: прописными буквами данные адресата и текст, между словами двойной интервал, абзац только один в начале текста, текст без предлогов, союзов и знаков препинания, символы (№, +, -, % и т.п.) пишутся словами. После текста проставляется разграничительная черта и ниже указывается адрес отправителя. Текст оформляется в двух экземплярах: первый заверяется печатью и передается по телеграфной связи, второй - подшивается в дело.

Телефонограмма - небольшой по объему текст (20-30 слов), который устно передается по телефону. Принимающий телефонограмму записывает ее в специальный журнал, либо на стандартном листе бумаги. В реквизиты телефонограмм входят: время приема-передачи, фамилии передающего и принимающего, номера их телефонов. Эти документы регистрируются и хранятся как обычная входящая корреспонденция.

Информационно-справочные документы не обладают юридическими свойствами организационно-распорядительных документов, они не могут обязывать, либо предписывать обязательность действий, поведения. Однако, выделение информационно-справочных документов среди документов управления целесообразно, т.к. они являются основными носителями информации управления, на них приходится большая часть документооборота, а унификация этих документов способствует сокращению документооборота.


Глава 2. Практические аспекты кадрового обеспечения управленческой деятельности в правоохранительных органах
2.1. Общая характеристика учреждения
- Начальник Управления МВД России по г. Ижевску полковник полиции Никитин Александр Вячеславович

Адрес:426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, дом 9

Телефон приемной:(3412)416-102

- Министр внутренних дел по Удмуртской Республике

Адрес:426076, г. Ижевск, ул. Советская, дом 17

Телефон приемной: (3412)419-190

Также гражданин имеет право обжаловать действия (бездействие) сотрудников полиции посредством обращения по телефону доверия МВД по УР: (3412)419-373, 419-474, 419-575, в прокуратуру района, а также в судебном порядке.

Отдел полиции, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел:

- осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

- осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

- разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвует в пропаганде правовых знаний;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по уголовным делам;

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний;

- обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах города;

- обеспечивает совместно с представителями органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

- осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность;

- обеспечивает в соответствии с федеральным законом и в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

- осуществляет в пределах компетенции контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

- участвует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

- организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами МВД по Удмуртской Республике и Управления МВД России по г. Ижевску.

В случае несогласия с действиями сотрудников органов внутренних дел, связанными с приемом (отказом в приеме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, граждане вправе обратиться с заявлением (жалобой) на действие (бездействие) сотрудника органов внутренних дел к вышестоящим должностным лицам.
2.2. Анализ кадровой работы учреждения
Отдел по работе с личным составом - структурное подразделение, предназначенное для реализации кадрового обеспечения деятельности ОВД России.

Кадровая политика направлена на формирование и развитие высокопрофессионального и стабильного коллектива, наиболее полно соответствующего современным требованиям, предъявляемым обществом и государством к облику сотрудника полиции. Отдел по работе с личным составом ОВД России по г. Ижевску осуществляет мероприятия по обеспечению укомплектованности и качественного состава сотрудников на высоком уровне; совершенствованию работы по отбору и профессиональному становлению кадров, прохождению службы личным составом, а также участию в проведении мер по реализации социальных прав, льгот и гарантий сотрудников. главными направлениями деятельности которого являются: [62]

1.Документирование трудовых отношений

2.Формирование стабильно работающего трудового коллектива

3.Осуществление по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов

4.Создание кадрового резерва

Анализ кадрового состава ОВД России по г.Ижевску позволит выяснить, есть ли свободные единицы, которые можно выделить для работы с персоналом по линии «мотивация».

Определим численность работников кадровой службы предприятия. Воспользуемся методом, являющимся разновидностью норм обслуживания. Метод характеризует число работников организации, обслуживаемых 1 работником кадровой службы. На российских предприятиях на 100 работников организации предполагается 1 специалист кадровой службы, таким образом:

Таблица 12. Необходимое количество сотрудников отдела кадров


Год

численность

Необходимое число сотрудников

2015

1615

16,15

2016

1476

14,76

2017

1383

13,83

Табл. 13 показывает, какое количество сотрудников должно быть в кадровой службе ОВД России по г.Ижевску :

16-17 человек в 2015 году (соответствует)

15-16 человек в 2016 году (не соответствует)

13-14 человек в 2017 году (не соответствует)

Основными регламентирующими документами кадровой службы МВД России по г. Ижевску являются:



  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

  3. Закон РФ «О Полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 г.

  4. ФЗ от 30.11.2011 г.№342 - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  5. Приказ «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» №1138 от 24.12. 2008 г.

  6. Приказ №960 от 14.12. 2009 г. «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

  7. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. №80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

  8. Приказ МВД РФ № 1140 от 24.12.2008 г «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

  9. Приказ МВД РФ №386 от 19.05.2009 г. «О порядке отбора граждан на службу в ОВД РФ».

  10. Должностные инструкции

Вывод: штатная численность сотрудников отдела по работе с личным составом МВД России по г.Ижевску не соответствует необходимому количеству. Из года в год некомплект составляет 1-2 человека. Поэтому, нагрузку по проведению программы не целесообразно перекладывать на сотрудников ОРЛС. Для реализации Программы можно использовать студентов старших курсов ВУЗ по специальности «Менеджмент», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» и штатного психолога МВД России по г.Ижевску.
2.3. Характеристика кадрового делопроизводства в учреждении
В Российской Федерации регламентация документирования и порядка работы с документами развивается, прежде всего, в направлении законодательного регулирования. Параллельно приводятся в соответствие с меняющимся законодательством государственные стандарты нормативно-методические документы общегосударственного действия. Высшей правовой значимостью обладают законы Российской Федерации. Правовые акты несут властную функцию и обязательны к применению в той области деятельности, на которую они распространяются. Законодательная регламентация документирования и работы с документами находится в настоящее время в Российской Федерации в стадии становления. Об обязательности документирования говорится и в ряде других законодательных актов. Гражданское законодательство регулирует правовое положение юридических и физических лиц в процессах предпринимательской деятельности, а также документирование различных отношений, возникающих между ее участниками. Основу гражданского законодательства составляет ГК РФ, который определил правовые основы деятельности юридических лиц; и взаимоотношений юридических и физических лиц, основания прав собственности. Ряд законодательных актов содержит нормы, которые учитываются при составлении и оформлении документов. Так, ст.16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" определяет: "на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях ив учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных языках данных республик". В Российской Федерации разработана национальная система стандартизации, определяющая порядок разработки и использования стандартов и объединяющая все государственные стандарты, действующие на территории России. Законом установлен статус стандарта, принципы стандартизации, виды документов по стандартизация и принципы их применения. Принципиальное отличие современных стандартов состоит в их рекомендательном характере - стандарты применяются на добровольной основе. В соответствии с законом установлены следующие категории документов в области стандартизации: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; соответствии с законом установлены следующие категории документов в области стандартизации: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. В числе национальных стандартов действует целый ряд стандартов устанавливающих правила оформления документов. На основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти издаются нормативные правовые акты. К нормативным правовым актам постановлением Правительства РФ отнесены постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Нормативно-правовые акты издаются также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в Пределах их компетенции. Постановлением Правительства РФ утверждены правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, где определен процесс подготовки проекта нормативно-правового акта, его согласования, подписания, утверждения, оформления, сроки подготовки и установлен Порядок его государственной регистрации (внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов и присвоения ему регистрационного номера) в Минюсте России. При нарушении требований, изложенных в правилах, документ не вступает в силу. Типовая инструкция предназначена для федеральных органов исполнительной власти, однако, службы делопроизводства организаций любых форм собственности и направлений деятельности могут использовать ее как нормативную основу при создании системы делопроизводства конкретной организации. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплате утверждены Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Вопросы архивного хранения документов регламентируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". ГОСТ Р 51141-98. "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Настоящий стандарт, является, важным этапом обновления нормативно-методической базы делопроизводства и архивного дела в соответствии с федеральным законодательством и современным уровнем развития данной отросли. Термины, установленные настоящим стандартом, должны быть использованы во всех видах документации. Содержательную основу стандарта составляют три раздела: "Общие понятия", "Делопроизводство" и "Архивное дело". Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения включает документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями, независимо от их функций, уровня и масштаба деятельности, форм собственности. Перечень служит целям сохранения, организации и пополнения Архивного фонда Российской Федерации, предназначен для определения сроков хранения документов, отбора их на постоянное хранение или уничтожение. Он должен использоваться также при подготовке номенклатур дел, формировании дел, при разработке схем классификации документов при создании поисковых систем в делопроизводстве, при разработке ведомственных перечней. Принятая в работе с документами терминология нормативно закреплена в ГОСТе Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", Основные правила работы архивов организаций содержат целый ряд разделов, направленных на регламентацию хранения документов в делопроизводстве организаций. Среди них: требования к номенклатурам дел, их виды, порядок составления, согласования, утверждения, заполнения, ведения и хранения; правила формирования дел в делопроизводстве; организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве; подготовка дел к передаче в архив: оформление дел (нумерация, подшивка, оформление обложки и т.д.), составление и оформление описей, передача дел в архив; порядок выделения документов к уничтожению; оформление уничтожения документов с истекшими сроками хранения; порядок передачи дел из делопроизводства в архив. Весьма существенные изменения в Основных правилах связаны с экспертизой ценности документов. Помимо управленческой документации (в основном на бумажных носителях) в Правила включены нормативно-методические основы экспертизы ценности электронных документов. В состав Основных правил включены унифицированные формы документов (номенклатура дел, опись, обложка дела, лист-заверитель и др.), которыми оформляется хранение документов в делопроизводстве организации и осуществляется их учет и передача в архив. Они содержат порядок оформления, утверждения, согласования и являются обязательными при создании конкретной системы делопроизводства. Одновременно с развитием работ по унификации и стандартизации начались работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, созданная в настоящее время система классификаторов является языком формализованного описания данных, используемых в процессах управления. Для делопроизводственных служб особое значение имеет Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), который представляет собой номенклатуру унифицированных систем документации и унифицированных форм документов. Классификатор содержит наименование видов документов и их коды, которые являются идентификаторами форм документов и обязательно составляются в бланках. В состав унифицированных управленческих документов входят следующие системы документации. Нормативно-правовую базу делопроизводства в органах внутренних дел составляют законодательства Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов Российской Федерации, а также нормативно-методических документов по делопроизводству и архивному делу и устанавливает единые правила работы со служебными документами. Важнейшие значение для организации делопроизводства в ОВД имеют Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477. Приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. N 76 утверждены Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Непосредственно осуществление делопроизводства в органах внутренних дел осуществляется на основании Инструкции по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987. Данная инструкция определяет порядок документирования управления, технологий обработки документов, организации документооборота и формирования документальных фондов на единой методической основе в подразделениях центрального аппарата МВД России, подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и других организациях, осуществляющих задачи, возложенные на органы внутренних дел. В Инструкции указано, что организация, ведение и совершенствование документационного обеспечения управления на основе единой технической политики и применения современных технических средств в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в системе органов внутренних дел осуществляется Административным департаментом МВД России, управлениями (отделами, отделениями, группами) делопроизводства; делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; режима, делопроизводства и кадров; режима и делопроизводства; обеспечения делопроизводства; документального обеспечения; документационного обеспечения; общими отделами, секретариатами и канцеляриями органов внутренних дел. Инструкция по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации определяет: Основные виды документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел (радел II). Требования к подготовке и оформлению документов (раздел III). Организация документооборота, учета и исполнения документов (раздел IV). Прием и передача текстов документов по официальным каналам электросвязи и с использованием ведомственной магистральной сети передачи данных, организация их учета (раздел V). Контроль исполнения документов и поручений (раздел VI). Автоматизация документационного обеспечения (система управления документами и электронными административными регламентами) органов внутренних дел (раздел VII). Документы Министерства внутренних дел РФ являются собственностью государства, включаются в имущество министерства, а вопросы работы с ними регулируются законодательством РФ, нормативно-методическими документами Государственной архивной службы РФ, Инструкцией по делопроизводству и иными документами МВД РФ. Деятельность Министерства внутренних дел РФ обеспечивается системой взаимоувязанных управленческих документов, составляющих документационную базу. Состав документационной базы определяется исходя из компетенции министерства кругом управленческих функций, порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллективный), объемом и характером взаимосвязей с другими министерствами, ведомствами и организациями. Результаты оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел отражаются в оперативно-служебных или процессуальных документах, делопроизводство по которым осуществляется отдельно, специально уполномоченными на то сотрудниками. Порядок ведения секретного делопроизводства осуществляется в соответствии с инструкцией по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел. Правила подготовки нормативных актов в центральном аппарате МВД РФ регламентируются специальным нормативным актом МВД России - Приказом МВД РФ от 27.06.2003 № 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России". Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, устными и письменными обращениями граждан и народных депутатов, своевременность и качество их исполнения, а также за обеспечение надлежащих условий работы сотрудников, выполняющих делопроизводственные функции, возлагается на начальника Аппарата Министра, начальников главных управлений, управлений и иных структурных подразделений МВД РФ.

Заключение


В заключение следует отметить, что для эффективной правоохранительной деятельности, а также четкой, слаженной и грамотной работы всех подразделений ОВД необходима четкая и научно обоснованная организация, правильная и последовательная расстановка кадров, их подготовка и подбор.

К сожалению на сегодняшний день нельзя сказать, что вся система правоохранительных органов работает адекватно сложившейся ситуации в России. Нельзя сказать, что люди довольны этой работой. Поэтому в системе ОВД следует проводить последовательные изменения, в том числе и подбор кадров, критерии отбора и расстановки сотрудников. Весь процесс службы, его организация должны иметь четкую и проработанную научную основу.

Все в обществе делается через людей и самими людьми. Можно выбрать верную цель, наметить правильную линию деятельности, разработать на ее основе хорошие планы. Но все это может оказаться напрасным, если на участках, где решается успех дела, не стоят люди, правильно понимающие намеченные цели и задачи, если не будет работников, способных с чувством высокой ответственности и на высоком профессиональном уровне претворить их в жизнь.

От того, кому доверено на практике осуществлять решения государства, кто стоит во главе служб и подразделений органов внутренних дел, от того, насколько высок уровень профессионального мастерства кадров, призванных охранять общественный порядок и вести борьбу с преступностью, в решающей степени зависит осуществление мер, направленных на укрепление правопорядка и законности в стране. Следовательно, эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от качественного состава кадров.

В ходе исследования были решены все поставленные задачи, а именно:

- проанализирована нормативно-правовая база кадрового делопроизводства ОВД;

- раскрыта сущность и специфика кадрового делопроизводства в правоохранительных органах;

- проанализирована структура кадрового аппарата ОВД;

- рассмотрен состав кадровой документации ОВД.

Список литературы




      1. Административная деятельность органов внутренних дел [Текст] /Под ред. В.Я. Кикотя. - М. - 2015. - С. 15 - 20.

      2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая [Текст]: Учебник. - М., МЮИ МВД. - 2016. - С. 40 - 53.

      3. Беленков Р.А. Правоохранительные органы [Текст]. - М., ПРИОР. - 2016. - С. 32 - 33.

      4. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ [Текст]. - М., Спарк. - 2014. - С. 24 - 30.

      5. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство [Текст]: Учебник/под ред. Кузнецовой Т.В. - 2-е, перераб. и доп. - МЦФЭР. - 2016. - С. 45 - 53.

      6. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность [Текст]. - Ростов н/Д, Феникс. - 2016. - С 30 - 35.

      7. Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системе социального управления [Текст]. - М., Прогресс. - 2017. - С. 40 - 45.

      8. Григонис Э.П. Правоохранительные органы [Текст]. - Спб., Питер. - 2015. - С. 72 - 74.

      9. О милиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.04.1991г. //КонсультантПлюс. - Электрон.дан. - М. - 2017 - . - Режим доступа: http://www.consultant.ru , - Загл. с экрана. - Яз. рус.

      10. Корнеева А.П., Амелина А.М., Загребельный А.П. Основы делопроизводства [Текст]: Учеб. пособие. - М. - 2016. - С. 90 - 92.

      11. Кошкина С.П.Основы делопроизводства [Текст]: Учебник. - М., ЮНИТИ-Дана. - 2016. - С. 58 - 62.

      12. Кушнаренко Н.Н. Документоведение [Текст]: Учеб. пособие. - 7-е, перераб. и доп. - М., Знание. - 2016. - С. 105 - 117.

      13. Моисеев Р.Н. Современное документоведение [Текст]. - М., Восток-Запад. - 2016. - С. 63 - 65.

      14. Основы управления в органах внутренних дел [Текст]: Учебник. - М., МЮИ МВД России. - 2017. - С. 84 - 87.

      15. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность [Текст]: Учеб. пособие/ Под ред. к.ю.н. В.А.Галкова.- Белгород. - 2015. - С. 56 -58.

      16. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления [Текст]: пер. с англ. - М., ВИПКэнерго. - 2016. - С. 67 - 85.

      17. Стенюков М.В., Пустозерова В.М. Кадровое делопроизводство [Текст]. - М., ПРИОР. - 2016. - С. 36 - 38.

      18. Тонков Е.П., Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации [Текст]: Учеб. пособие. - Белгород, Изд-во БелГУ. - 2015. - С. 74 -78.

      19. Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]. - М., «Былина». - 2016. - С. 90 - 97.

      20. Чуфаровский Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]. - М., Профессиональное образование. - 2002. - С. 89 - 92.

      21. Янкович Ш.А. Делопроизводство в кадровой службе [Текст]. - М., Юнити.- 2016. - С. 56 - 58.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница