Актуальность бергсона



Скачать 465.86 Kb.
Pdf просмотр
страница1/23
Дата26.04.2018
Размер465.86 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


1

И. И. Евлампиев
АКТУАЛЬНОСТЬ БЕРГСОНА
Анри Бергсон еще при жизни получил беспрецедентную известность, в течение трех первых десятилетий ХХ вон был властителем дум европейских интеллектуалов, его философия рассматривалась как одно из самых оригинальных явлений европейской мысли, по крайней мере сначала в, когда она в немецком классическом идеализме достигла высшей точки своего развития. На первый взгляд, отношение к Бергсону и оценки его философских идей оставались неизменными и после его смерти, вплоть до наших дней. Мало кто из мыслителей недавнего прошлого имели имеет к себе такое внимание и пользуется таким почитанием, как Бергсон. Во французской философии второй половины
ХХ в, наверное, не найти ни одного известного мыслителя, который не ссылался бы на
Бергсона и не интерпретировал бы его философию. Тем не менее представление о благополучной судьбе философского наследия Бергсона оказывается ошибочным, наделе можно говорить овсе большем забвении тех поистине эпохальных идей, которые Бергсон пытался привнести в европейскую традицию и даже более того — можно говорить о сознательной борьбе современных идеологов стем, что было главными судьбоносным в философии Бергсона. Наглядный пример непросто забвения, а поистине извращения идей Бергсона демонстрирует творчество Жиля Делеза. Делез не только написал специальную работу, посвященную интерпретации главного в наследии Бергсона — книгу «Бергсонизм», в своем теоретическом труде, посвященном философскому осмыслению киноискусства, он постоянно ссылается на идеи Бергсона и делает вид, что использует их именно в том смысле, какой они имели в его философии. Тот факт, что в современном философском
«мейнстриме» принято верить Делезу и считать его работы адекватными творческим развитием философии Бергсона, является одним из наглядных свидетельств глубокого кризиса современной философской мысли, непосредственно связанного с кризисом всей современной западной цивилизации, стремящейся превратить самых глубоких своих мыслителей, доказывавших ложность выбранного цивилизацией пути, показывавших радикальную порочность ее оснований, в китайских болванчиков, призванных обосновывать ровноту идеологию, которую они считали причиной всех ее бед. Чтобы понять истоки того кризиса, или, точнее, той катастрофы, которую переживает современная западная мысль вместе со всей западной цивилизацией (основанием которой эта мысль всегда была, нам придется совершить небольшой экскурс в историю. В этом нам может помочь определение, используемое Делезом для характеристики своей философии, которая является показательным образцом развивающихся в последние десятилетия тенденций. Делез называет свою философию радикальным эмпиризмом, и можно согласиться стем, что с помощью этого определения он верно схватывает суть процессов,
1
Делез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия М СПб., 1998. С. 65. Кроме того, Делез использует термин трансцендентальный эмпиризм, однако в этом случае мы имеем типичный пример тех языковых игр новейшей философии, которые не имеют никакого существенного содержания ведь, по мнению исследователей философии Делеза, в его текстах трансцендентное и трансцендентальное теряют привычный философский смысли превращаются в имманентное (см Аронсон О. В. Аффект в координатах нефилософии // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 36).


Каталог: userfiles -> rusphil


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница