Актуальные вопросы сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве



страница1/2
Дата25.07.2018
Размер75 Kb.
ТипЗадача
  1   2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Богдан Г.А.,

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа № 12 г. Гродно»
Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер социальной жизни, включая систему образования. Перед учреждениями образования стоит задача сформировать необходимые для этого компетенции личности выпускника.

Актуальность проблемы подтверждается основными положениями Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь, где указывается на отсутствие системности и комплексности в решении задач информатизации образования, определяются цели информатизации, в том числе и «формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками» [7]. Концепция снимает имеющиеся границы образовательных связей: «Образовательный процесс в рамках концепций электронного и мобильного обучения обеспечивается не только посредством коммуникаций типа «преподаватель – обучающийся», характерных для традиционных форм обучения, но и благодаря активному сетевому горизонтальному взаимодействию обучающихся, обменивающихся знаниями и организующих коллективную самостоятельную работу» [7]. Определяются перспективы использования образовательного потенциала сетевых коммуникаций.

На сегодняшний день в Беларуси услугами Интернета ежедневно пользуются более 60% населения в возрасте 16 лет и старше. Около 4 тыс. организаций имеют веб-сайты. Интернет активно используется населением и бизнесом, при этом данный ресурс является абсолютно доступным – подключение имеют 40,3% домохозяйств [8].

Основными факторами социализации молодежи сегодня становятся технические инновации и предлагаемые ими культурные модели[10]. Социализация происходит как стихийно – за счёт инстинкта подражания, восприятия личностью одобрения или неодобрения окружающих, заинтересованности новой, привлекательно поданной информации и др., так и целенаправленно – через воспитание, обучение, рекламу и др. Подростки в силу своих психологических особенностей – неустойчивой системы ценностей и мотиваций, стремления к подражанию и независимости, акцентуации авторитета на сверстников – являются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной действию стихийной социализации. Становление самооценки и морали, построения жизненных планов, формирования взглядов и убеждений все чаще происходит на фоне неограниченной самостоятельности и стремления получить желаемые материальные ценности здесь и сейчас.

Осуществляются данные процессы и в интернете, где подростки являются активными, в большинстве своем самостоятельными (зачастую никем не контролируемыми) пользователями.

Опрос студентов минских вузов, показал, что социальные сети – основной способ виртуального общения с друзьями и знакомыми для 84% молодых людей, 72% пользуются этими сервисами ежедневно [12].

В список наиболее популярных в Беларуси социальных сетей, составленный компанией Gemius в сентябре 2012 г. (общий охват семи ресурсов составил 71,59% аудитории, 3,138 млн. человек) вошли: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, «Мой Мир@Mail.ru», Twitter, Я.TUT.BY, VSeti.by [11].

Неконтролируемость общения в сети приводит к знакомству подростков с непозволительной, отрицательно влияющей на их развитие и поведение информацией. Опрос, проведенный Международной организацией ECPAT, показал, что 92% детей, которые общались в чатах, вовлекались в разговоры о сексе; для 58% детей встреча с другом по переписке выявляет откровенную ложь о себе [13].

В виртуальном пространстве дети и подростки вступают в такое же взаимодействие, как и в реальном мире, здесь должна быть создана система защиты детей от насилия, способствующая выработке сетевого иммунитета, способности получать из сетей полезные навыки и знания, успешной социализации личности.

Анкетирование минских старшеклассников на предмет изучения проблем социализации подростков в интернет-пространстве выявило тот факт, что чаще всего респонденты используют Интернет для получения информации (так ответили 88,3% опрошенных), для общения и знакомств (76,7%). Половина подростков признались, что получали сообщения, которые показались им странными или вызвали тревогу [9].

Следует отметить, что недостаточно развитые информационно-коммуникативные компетенции подростков влекут за собой неудовлетворенность в результатах общения и становятся предпосылками девиаций, самоутверждения в асоциальных сообществах.

Предупредить негативные тенденции, влияние стихийной социализации призвано сопровождение процессов жизнедеятельности подростков в интернет-пространстве.

Условиями эффективности педагогического сопровождения процесса формирования готовности подростков к семейной жизни являются: создание социализирующей среды, позволяющей обучающимся формировать собственные представления о семье и браке, адекватные сложившимся в обществе нормам и ценностям; актуализация позитивных ценностей семьи, семейного опыта совместной деятельности и взаимной ответственности; развитие у подростков способности противостоять негативным воздействиям, препятствующим формированию готовности к семейной жизни [6].

Школа как институт ранней социализации, призвана взять на себя управление процессом социализации личности на школьном этапе ее жизнедеятельности. Сочетание методов, направленных на минимизацию влияния стихийной социализации, с использованием актуальных форм целенаправленной социализации (педагогическое сопровождение) позволит обеспечить формирование конкурентоспособной и успешной личности.

Уникальные возможности сетевых технологий развивают умения и навыки высокого уровня, способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, формированию навыков ответственного и безопасного поведения в различных социальных ситуациях. Социальные сети дают возможность общения на любые, интересующие школьников темы. Они просты в применении, привлекательны в оформлении и способах подачи информации. Открыты. Универсальны.

Виртуальное взаимодействие не требует дополнительного аппаратно-технологического обеспечения и большого количества времени, доступно для учащихся, педагогов и родителей. Образовательное взаимодействие в интернет-пространстве существенно облегчает выполнение школой социального заказа: удовлетворить потребность общества в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем ИК компетенций.

При этом необходимым условием является создание информационно-образовательной среды, мотивирующей учащегося на активную личностную и социальную позицию, активизирующей его субъектность в образовательной деятельности.

Особенностью практической реализации информационно-коммуникационной образовательной среды является вовлечение школьников в активное информационно-образовательное взаимодействие в социальных сетях. При этом педагогическое сопровождение обеспечивает регулирование процессов общения, согласование взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, формирование способностей учащихся к осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной ситуации в информационной среде. Учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при взаимодействии, что способствует социализации его личности, становится обязательным ее условием.

Проблема социализации – одна из наиболее актуальных в современной школе. Образование ориентируется на социальный заказ общества и государства – формирование личности, обладающей необходимыми в жизни компетенциями. Социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении [2].

Социализация при этом рассматривается как процесс вхождения личности в мир конкретных социальных связей и интеграции личности в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности; является формированием предпосылок включения индивида в круг межсубъектных отношений и одновременно исключения себя из этого круга (автономизация) [10].

Востребованность деятельности учреждений образования в данном направлении подтверждается наличием ряда разрешимых проблем: проблемы социализации подростков (неуверенность в себе, недостаточность навыков самоактуализации в различных социальных ситуациях, ограниченность процессов социализации в условиях школы), отсутствия системы контроля за посещением социальных сетей учащимися со стороны взрослых, случаев нарушения интернет-этики со стороны учащихся школы.

Практически не используются возможности родителей, имеющих значительный опыт общения в социальных сетях. Требует оперативного вмешательства нежелание (боязнь, неуверенность) педагогов в использовании социальных сетей как эффективного образовательного ресурса. Имеют место противоречия между стремлением педагогов включать информационные технологии в воспитательный процесс и отсутствием у них достаточных для этого компетенций, а также между традиционно организованной социализацией обучающихся и недостаточным использованием возможностей интернета в педагогическом сопровождении процессов личностного развития.

Целесообразно акцентировать внимание на общей доступности и популярности в подростковой среде социальных сетей. В частности, сети «ВКонтакте», общение в которой не требует больших усилий, осуществляется мобильно, открыто, имеет множество привлекательных для пользователя технических возможностей.

Использование образовательных возможностей интернета позволит обеспечить повышение уровня социализации старшеклассников, уверенного и безопасного поведения в социальных сетях, формирование информационно-коммуникативной компетенции педагогов, родителей, учащихся.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Гродно» является площадкой республиканского инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве «Классный руководитель в социальной сети», созданного на основе ряда научных разработок ученых-педагогов Беларуси и России.

При этом акцент был сделан на организацию активной познавательной, социальной деятельности обучающихся как приоритетного аспекта современного образования, обуславливающего необходимость педагогического сопровождения, метода, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора – проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Смысл сопровождения заключается в помощи познания подростком социальной действительности и окружающего мира [1].

Средствами сопровождения в социальных сетях, направленными на реализацию социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений, могут быть проектирование, проблемный он-лайн диалог, он-лайн тесты, игры, тренинги, интернет-дискуссии.

Одним из эффективных методов социализации в современном обществе является информационно-коммуникационная среда, в которой подросток проводит ежедневно 3-5 часов (это подтверждается и данными социологического опроса учащихся 8-11 классов СШ № 12 г. Гродно). Время, сравнимое со временем пребывания в школе. Большая часть которого никак не контролируется, что приводит к опасности подверженности личности подростка стихийной социализации. Процесс усвоения подростком социального опыта происходит не только в организованной семейной среде, но и через средства массовой информации, особенно через Интернет.

Поэтому основная задача педагогов в условиях развития информационного общества – обеспечить сопровождение деятельности школьника в интернете, подчинить информационные технологии задачам успешной социализации учащихся.

Одним из наиболее доступных и привлекательных для рядового пользователя формирований интернет-пространства являются социальные сети. Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформаонлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются: создание личных профилей, предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией, возможность задавать и поддерживать список других пользователей [3].

В качестве основы для разработки модели педагогического сопровождения процессов социализации старшеклассников в интернет-пространстве «Классный руководитель социальной сети» творческой группой СШ № 12 г. Гродно использовались материалы Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь, диссертаций Кондратовой Т.С., Нагайченко И.И., рекомендаций научного консультанта Бедулиной Г.Ф.

Концептуальным компонентом модели сопровождения являются следующие принципы ее построения и реализации:

-информированность (владение полной и достоверной информацией по проблемам, затронутым в проекте и способах их решения);

-целостность и непрерывность инновационной образовательной среды;

-социальное партнерство субъектов образовательных отношений;

-компетентностный подход;

-социальная активность участников проекта;

-открытость информационно-коммуникационной образовательной среды;

-вариативность, свобода выбора средств общения участниками инновационных формирований;

-осуществление образовательного воздействия с опорой на жизненный опыт и ценностные ориентации участников проекта.

Новизна педагогического опыта в данном случае заключается в разработке, внедрении в практику работы школы новообразований: виртуальных образовательных центров (контакт-центров), способствующих приобретению участниками проекта нового опыта взаимодействия в интернет-пространстве. Целью инновации явилась разработка новых подходов, форм и методов деятельности классного руководителя в социальной сети, направленных на успешную социализацию подростков в интернет-пространстве.

Достижение цели предполагается осуществить через создание внутрисетевой системы повышения квалификации классных руководителей по повышению уровня ИК-компетентности; внедрение в образовательную систему УО новообразований (контакт-центров, способствующих приобретению участниками проекта нового опыта взаимодействия в интернет-пространстве); создание системы сопровождения детских и молодежных инициатив в интернет-пространстве средствами межшкольной телекоммуникации; формирование механизмов взаимодействия классных руководителей и подростков в социальных сетях для оперативного реагирования на появляющиеся проблемы в неформальных зонах деятельности и общения подростков;

разработку алгоритма взаимодействия УО с родителями, социальными партнерами, направленного на предупреждение негативных последствий деятельности учащихся в социальных сетях и другие.

В результате внедрения модели сопровождения будет обеспечена успешная социализация личности выпускника через продуктивное общение в социальных сетях, формирование высокого уровня информационно-коммуникативной культуры участников взаимодействия.



Каталог: files -> IKT
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
IKT -> Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница