Актуальные проблемы социализации молодежи



Pdf просмотр
страница1/40
Дата03.01.2018
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Улезько Е.В. – к.и.н.
Алтайский государственный технический университет (г. Барнаул)
Процесс социализации молодежи на современном этапе развития российского общества представляет собой одну из общественно значимых проблем. Данный процесс характеризуется невостребованностью личности, недостаточностью условий и стимулов для ее развития.
Узел проблем в этом процессе в современном российском обществе затянут именно вокруг личности молодого человека. Вернуть процессу социализации ее субъективную составляющую, обеспечить возможность для самореализации и самоорганизации молодежи
— это важнейшая общественная задача. Здесь, безусловно, на первое место выдвигается проблема создания новой иерархии социально значимых ценностей.
Прошло более десяти лет, как прежний, коммунистический идеал общественного развития, образования составлявший стержень официальной идеологии, пронизывающей всю систему социализации, был низвергнут. Падение одного социального идеала не привело к становлению нового, который бы пользовался общественным доверием. Идеологи "радикальных" демократов до сих пор не смогли серьезно обосновать конструктивную идею о перспективах дальнейшего общественного развития, которая могла бы консолидировать, сплотить общество, вывести его из состояния аномии. Роль идеала пока выполняет весьма расплывчатое для абсолютного большинства людей представление об обществе с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. С другой стороны, отсутствуют основания для полномасштабного ценностного самоопределения молодого поколения вступающего в жизнь, которое имеет более или менее четкое представление об общих направлениях движения, но не представляет, по какой конкретной дороге и с кем идти в избранном направлении.
Происходит резкое и разнообразное расслоение молодежи, перераспределение ее ценностных ориентаций, растет понимание человеком себя как самоценности, на первый план выдвигается проблема личной безопасности, принимаются постулаты рыночной экономики и гарантией успеха в ней является сама личность.
Оценивая ситуацию, Министерство образования и науки России констатирует, что на сложном этапе перехода от советского образа жизни к нынешнему, неопределенному и неоформленному идейно, отношение граждан к образованию и воспитанию резко изменилось. Особенно характерно это проявилось в молодежной среде. Освобождаясь от патерналистской опеки государства, его общественных организаций – комсомольских, пионерских, многие юноши и девушки в силу правовой некомпетентности, морально–
нравственной дезориентации оказались не в состоянии полноценно включиться в новую жизнь, рационально самореализоваться и самоутвердиться [1].
По–существу, молодое поколение россиян оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных культурных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, а нередко, вопреки рецидивам старого мышления "отцов", их попыткам реставрировать прошлое". С точки зрения субъективного аспекта социализации, это не плохо, так как ставит социализирующуюся личность в ситуацию свободного выбора, побуждает ее активно отнестись к определению своей жизненной позиции, к формулированию жизненных целей. Однако, безработица, беспризорность, кризис семьи, проституция и т.д., как и неустойчивость сознания, отсутствие социального опыта могут привести к значительным "перекосам" в формируемой иерархии общественных и личностных ценностей.
Какие же ценности сегодня разрушаются, а какие остаются и воспринимаются молодежью? Исследования показывают, что в молодежной среде в настоящее время
усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница