Актуальные проблемы межкультурной коммуникации



Скачать 159.45 Kb.
страница1/6
Дата11.08.2018
Размер159.45 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический


университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой современного русского языка

Института филологии,

массовой информации и психологии

________________________Л. Н. Храмцова

"_____"__________201_ г.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Направление подготовки:

032700. 68 Филология
Магистерская программа:

Русский язык как иностранный

Индивидуальная рабочая программа для иностранных граждан

Степень выпускника:

Магистр
Форма обучения:

очная

Новосибирск 2012



СОСТАВИТЕЛЬ – Бокарева Юлия Михайловна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры современного русского языка ___________


РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)
СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Е.Ю. Булыгина
Начальник УМАиД: _______________ Ю. В. Северина
Директор библиотеки ______________ Л.Н. Есина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая антропоцентрическая направленность современной лингвистики, рассматривающей явления языка в тесной связи с человеком, его мышлением, духовно-практической деятельностью, делает актуальным изучение таких проблем, как «язык и общество», «язык и культура» и т.д.



Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) познакомиться с основными понятиями теории межкультурной коммуникации;

б) познакомиться с теоретическими исследованиями, посвященными проблемам межкультурной коммуникации;

в) учиться правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах;

г) учиться взаимодействовать с представителями других культур.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации» (М1.В.ДВ.3.1) является учебной дисциплиной по выбору вариативной части общенаучного цикла учебного плана магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология. Учебная программа адаптирована для иностранных граждан.

Дисциплина изучается во 2 семестре.

Актуальность данной дисциплины обусловлена тем, что многие молодые научные исследователи не владеют навыками межкультурной коммуникации.

Данная учебная дисциплина занимает важное место в профессиональной подготовке магистранта. Во-первых, при её изучении, так же как и учебных курсов «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Русский язык для государственных служащих», совершенствуется компетенция – свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3).

Во-вторых, освоение данной учебной дисциплины способствует формированию навыка самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникаций с изложением аргументированных выводов (ПК-5), эта задача решается также при освоении следующих дисциплин: «Текст как объект филологического исследования», «Теория коммуникации», «Пунктуация в функционально-семантическом аспекте», «Коммуникативный и семантический синтаксис», «Сопоставительная лингвистика», «Языковая картина мира: сопоставительный аспект», «Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному» .

В-третьих, данная учебная дисциплина наряду с такими дисциплинами, как «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», способствует формированию навыков квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров (ПК-15).

Данный учебный курс связан по специализации с такими дисциплинами, как «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация», «Деловой иностранный язык», «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации», «Педагогическое общение и психолингвистические аспекты изучения языка», «Русская культура в аспекте обучения русскому языку как иностранному»: они позволяют совершенствовать умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16).

Данный учебный курс формирует умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-19).



Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме конспектирования и анализа научных текстов, презентации собственной рефлексивной позиции по проблемам межкультурной коммуникации, собеседования по предложенным вопросам.

Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета, который проходит в виде собеседования по опросам.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ПК-5; ПК-15; ПК-16; ПК-19 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы



Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-3 – свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения

Знать о средствах делового общения.

Уметь выбирать языковые средства делового общения в ситуациях межкультурной коммуникации.

Владеть навыками делового общения в межкультурном общении.

ПК-5 – владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникаций с изложением аргументированных выводов

Знать новейшие направления в области лингвистики, особенности использования актуальных научных достижений в практической деятельности.

Уметь критически анализировать и оценивать результаты теоретических и эмпирических лингвистических исследований.

Владеть навыками лингвистического анализа языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития языка.

ПК-15 – владение навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров

Знать основные понятия теории межкультурной коммуникации; о теоретических исследованиях, посвященных проблемам межкультурной коммуникации.

Уметь анализировать ситуации межкультурного общения: интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах.

Владеть навыками по анализу ситуаций общения с применением полученных знаний.

ПК-16 – умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций

Знать о связи теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, философией, психологией и теорией информации.

Уметь правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах.

Владеть навыками использования полученных знаний в общении с представителями разных культур.

ПК-19 – умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им

Знать о средствах приемах информационного воздействия.

Уметь планировать комплексное информационное воздействие в ситуации межкультурной коммуникации.

Владеть навыками руководства комплексным информационным воздействием в ситуации межкультурной коммуникации.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Каталог: file.php
file.php -> Программа и методы социологического исследования
file.php -> Выявление и анализ факторов эффективного и гармоничного развития творческого потенциала молодёжи в условиях Севера Пашук Полина Ивановна, студентка Петрозаводского государственного университета по специальности «Международные отношения»
file.php -> Программа дисциплины (030100 Стандарт в. Од. 4) Учебно-методическое и информационное обеспечение
file.php -> Философская антропология
file.php -> Учебное пособие для вузов. М., 2005. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. М., 2006


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница