Администрация города томска департамент образования



Скачать 441.39 Kb.
страница1/8
Дата26.02.2018
Размер441.39 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 г. ТОМСКА

Согласовано Утверждаю

на Методическом совете Директор МАОУ СОШ № 32 г.Томска

МАОУ СОШ № 32 г. Томска _________________М.Н.Крюкова

Протокол №____ «___»_________ 2012г.

От «__» ______ 2012г.

Комплексная целевая программа

духовно-нравственного воспитания школьников


Разработчики программы:

Колмогорова Н.Л., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

Колодчевская Т.В., заместитель

директора по воспитательной работе;

Лаптева Г.С., руководитель МО,

учителей начальных классов;

Банных Л.Н., педагог-психолог

Томск - 2012
Актуальность программы

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Духовно-нравственное воспитание формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В соответствии с объективными законами личностного развития, ребенок в период первичной социализации выступает преимущественно объектом внешнего воздействия, постепенно обретая способность стать субъектом собственного саморазвития, а впоследствии, возможно, и субъектом совершенствования окружающих его людей. С учетом сказанного, содержательный аспект программы нравственного воспитания должен включать в себя прежде всего определение того диапазона моральных принципов и норм, которые предстоит освоить ребенку на первом этапе социализации для обеспечения его успешного вхождения в процесс взаимодействия с окружающим миром.

Что же сегодня можно признать в качестве приемлемых нравственных ориентиров? Совершенно очевидно, что практика искусственного конструирования образа идеального человека с полным набором самых высоких моральных качеств и их целенаправленного внедрения в массовое сознание, наконец, ушла в прошлое и вряд ли сегодня вызовет много сторонников. Опыт показывает, что нравственные требования начинают выступать эффективным способом согласования действий людей тогда, когда эти требования апеллируют к системе земных, практичных ценностей и стимулируют развитие таких личностных качеств, которые необходимы человеку в его реальной жизни.

Следовательно, содержание программы нравственного воспитания должно определяться основными типами отношений ребенка с окружающим миром, а именно: его отношениями с близкими людьми (родителями, родственниками), со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой. Нравственное развитие ребенка будет представлять собой процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом их перечисленных видов отношений. Попытаемся определить нормы взаимодействия, соответствующие названным типам отношений.

В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребенка заботится о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

В отношениях со сверстниками - это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность чувства совести, долга и ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля, стремление к нравственному саморазвитию.

В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться ко всем элементам природной среды, заботиться о ней и защищать от уничтожения.

При этом важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребенка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни» (по аналогии со школьным курсом ОБЖ):

своим поведением не создавать опасности, угрозы для других;

своими действиями не ограничивать свободу окружающих;

в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.

Из сказанного следует, что цель нравственного воспитания ребенка состоит в том, чтобы он научился строить свои отношения с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений с объективными закономерностями развития тех природных и социальных систем, которые взаимодействуют с ним.

Вместе с тем уровень нравственного развития ребенка определяется не только тем, соблюдает ли он требуемые нормы, но и тем, насколько самостоятельно, без внешнего принуждения он это делает. Соответственно этому, динамика его нравственного развития будет характеризоваться движением от низшей ступени, когда норма не освоена совсем, через этап периодического выполнения нравственных требований, к высшей ступени, когда соблюдение моральных норм входит в привычку и не требует стимулирования извне. Поэтому нравственное развитие предполагает рост самоорганизованности ребенка, а важнейшим критерием такого развития выступает степень организованности, т.е. умение подчиняться, проявляя терпение и волю, способность выбирать оптимальный вариант выполнения морального требования, умение контролировать себя. При этом важно помнить, что ребенок сам хочет стать лучше. Значит, воспитание надо строить так, чтобы оно воздействовало на эту потребность, т.е опиралось на внутренний механизм саморазвития. Конечно, воспитывать можно и на чувстве страха; однако, этот фактор не обладает качеством устойчивости и при ослаблении существенно снижает эффективность своего воздействия. Если же нравственное развитие осуществляется на основе личного стремления человека к самосовершенствованию, построено на индивидуальной заинтересованности, то оно приобретает постоянный характер и значительную эффективность. Главное - привести в действие этот внутренний механизм.

Существенно возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении актуальных проблем нравственного развития личности. Их возможности в этом плане определяются, прежде всего, тем, что вся система обучения в них осуществляется на добровольных началах. Поэтому исходящее отсюда воспитательное воздействие имеет шанс стать для ребенка не идущим извне потоком назиданий (чем очень часто грешит школа), а моментом его собственной работы над собой. Кроме того, многие учреждения этого типа в последние годы расширили контингент своих учащихся и стали работать с детьми самого разного возраста - от дошкольников до старшеклассников. Это создает возможность регулировать процесс нравственного развития личности с раннего детства до достижения ею социальной зрелости. Наконец, ориентация педагогов дополнительного образования на постоянное сотрудничество с родителями способствует практической реализации индивидуального подхода к детям и решению на деле сложных проблем нравственного воспитания у каждого нуждающегося в этом ребенка.

Сегодняшние дети хотят, готовы любить свою родину. Им нужно в этом помочь. Любовь к родине неотделима от национальной гордости. В последние годы россиянам гордиться своей страной очень трудно. В результате всех произведенных в последнее время переоценок ценностей, крушения прежней идеологии и создаваемого ею образа страны, вследствие экономического развала, падения уровня жизни, формирования у людей чувства социальной незащищенности, равнодушия к людям со стороны власти, - какие мы можем предложить нашим детям незыблемые ценности в качестве опоры их патриотизма? Учитель истории может привести примеры исторических событий, доказывающих величие русского народа. У словесника - это русская классика. Детям очень важно знать, что Достоевский Лев Толстой и Чехов - непревзойденные писатели мирового масштаба, что они повлияли на развитие мировой культуры, что по сей день не только российские школьники, но и духовно развитые люди во всех странах знают, читают и любят их произведения, что в ХХ веке во всем мире поэты подражали Маяковскому, что пьесу Горького «На дне» и роман Достоевского «Идиот» в середине ХХ века экранизировал великий японский режиссер Акиро Куросава, перенеся действие в современную ему Японию, и т.д. Нужно объяснить им, что, какие бы исторические катаклизмы ни потрясали нашу жизнь, есть что-то, чего у нас никто не отнимет, неподвластное никаким переоценкам, чем мы можем гордиться перед любым иностранцем (если уж не деланием ракет, перекрытием Енисея и успехами «в области балета»).

Программа нравственного воспитания школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Цель программы:

  1. Формирование нравственных ценностей у школьников через систему воспитательных мероприятий.

  2. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

  3. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям мировой культуры.

  4. Стремление возродить традиции семейного воспитания.


Задачи программы:

  1. Формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

  2. Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;

  3. Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

  4. Обогатить эмоциональный мир детей;

  5. Вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей

  7. Создать условия для приобщения к нравственным ценностям участников образовательного процесса.



Нормативно-правовые документы.


  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

  • Стандарты второго поколения.

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова

  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

  • Декларация прав и свобод человека

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Устав школы




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница