Абсолютная идея



Скачать 71.87 Kb.
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер71.87 Kb.
  1   2

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.

А.И. - это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития.

На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как "идеи-в-себе", лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И. - это природа, или идея в ее "инобытии", "самоотпустившая" себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем "извести из себя это иное" и снова "втянуть его в себя", став субъективностью, духом.

Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о., она превращается в абсолютный дух, "идею-в-себе-и-для-себя" - завершающее звено, реализующее саморазвитие А.И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа.

по Гегелю, А.И. не существует оторванно от природы и конечного духа, до них или раньше их. Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом - природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению абсолютным одной ступени за другой.

Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов. В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, т.о., говорить не о "переходе" абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.



Гегель

Абсолютная идея (А.И.) - основная категория Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную (абстрактно мыслит торговка, философ - конкретно) и личностную всеобщность (то есть субстанцию и субъективность одновременно). Абсолютная идея имеет своим содержанием процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости, её раскол на противоречащие смысловые полюса и снятие противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия абсолютной идеи является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (абсолютная идея), в "Науке логики" (1812) абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества меры и т. д. - и кончая конкретными, то есть многообразно определёнными понятиями - действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др.

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременности взаимополагающих противоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от "абстрактного к конкру", ко всё более полному, многообразно расчленённому внутри, "истинному" результату.

Логика оказывается абсолютно конкретным единством всех категорий, то есть живой истиной осуществляемой в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. Абсолютная идея как завершение логики - это единство идеи жизни (практической идеи) и идеи познания (теоретической идеи), данное в форме понятия, постигающего самого себя (Аристотелевский нус, мыслящий самого себя).

Второй этап самодвижения абсолютной идеи - природа, то есть отпустившая себя в инобытие, растворившаяся в чужом абсолютная идея. Раскрывая содержание в "ином", которое положено ею самой, абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Объявляя мышление "субъектом", то есть творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Гегель сближает понятие идеи с пониманием бога. Однако, в отличие от теистического бога, идея обретает сознание только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренняя закономерная необходимость.

Дух - третья и последняя стадия раскрытия абсолютной идеи - проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим и воплощая полноту абсолютной идеи. Согласно схеме Гегеля, "дух" просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка.

Субъективный дух (С.Д.) или индивидуальная душа, замкнутая в своих состояниях и связанная с содержанием, которое ей "даётся", рассматривается Гегелем на трёх уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.

В ходе своего развития субъективный дух активно усваивает «данное» ему содержание, осознаёт себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающий свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями, - переходит к свободной деятельности. Став разумным и свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух должен постичь на этом этапе, что всевнешнее данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее.

На этом пути приобретается действительная индивидуальность, тождественная народному духу. На первой стадии объективный дух (О.Д.) реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадает правовое и моральное, она становится высшей формой объективного духа. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию государство - синтезируя субъект и объект в народном духе, может стать носителем абсолютного духа (АД).

Дух восходит к абсолютному знанию. Формами знания (и самосознания) абсолютной идеи являются искусство, религия и философия. Дух постигает идею в искусстве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем - в религии, осуществляя её образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или философии, которая раскрывает идею как мыслящее себя понятие. Абсолютный дух, таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, который оказывается средством актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла, абсолютный дух является свободным, сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворческим.



Каталог: fr
fr -> Великую землю
fr -> С, Шмидт Ю. А. Актуальные проблемы современной молодежи
fr -> Элективный курс «философские беседы»
fr -> Л. А. Вербицкая (председатель), В. В. Василькова, И. А. Дементьев, Н. А. Головин
fr -> Традиционное церковное1 образование в Эфиопи и
fr -> Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в
fr -> Знамя мира как три формы времени в круге вечности
fr -> Символический интеракционизм (лат -взаимодействие) теоретике-методолог, направление преимущественно в амер социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг С. и


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница