А. В. Тимофеева Сибирское междисциплинарное общество гуманитариев Рефлексия в философии Бенедикта Спинозы



Скачать 57.53 Kb.
Дата14.05.2018
Размер57.53 Kb.

А. В. Тимофеева

Сибирское междисциплинарное общество гуманитариев
Рефлексия в философии Бенедикта Спинозы

Рассматривая учение Бенедикта Спинозы, мы будем исследовать феномен рефлексии в совокупности с вопросом о свободе, или говоря в стиле Платона, о способе выхода из “пещеры”. Рефлексивная проблематика, ее гносеологическая составляющая, неразрывно связана с проблемой личностной свободы. Как известно, в философии Нового времени с ее научной картиной мира гносеологическая направленность стала определяющей.

Вслед за Семью мудрецами Спиноза говорит о том, что самым сложным для человека является познание себя. Рефлексивные аспекты у Спинозы проявляются в его понятии “созерцание”. Это понятие явно носит у него характеристику, далекую от понимания его в рамках мистической традиции. Он говорит о “созерцании” в акте самопознания, т.е. оно неразрывно связано у него с процессом осознавания человеком своих “аффективных” состояний, себя самого. “…Человек созерцает свое бессилие. А так как человек, поскольку он познает себя через истинный разум, предполагается постигающим свою сущность, т.е. свою способность, то если он, созерцая самого себя…” (Этика, теорема 53). Спиноза утверждает, что человек сознает себя самого в бессилии не из-за того, что познает себя, а из-за познания другого, как более сильного. Здесь мы подходим к вопросу, который в учении Спинозы является очень важным – это вопрос о социальной направленности человека. По его мнению, человек, не включенный в социум, не живущий по его законам есть человек по уровню своего развития более близкий к животному. Он живет по закону “естественного права”, в рамках которого можно совершать любые преступления, вплоть до убийства исходя из одной только личностной выгоды. Только в рамках государства человек может развиваться адекватно, данный вопрос Спиноза в “Этике” только затрагивает, а разрабатывает он его в “Богословско-политическом трактате”.

Он не уделяет в “Этике” внимание декартовскому “cogito ergo sum”. Этот вопрос явно менее всего занимает философа – факт существования человека, является для него неоспоримым фактом. Свой скептицизм он предлагает направлять не на свое существование, а на существующие в нас “суеверия” (вслед за декартовскими “предрассудками нашего детства”) и на наше “рабство” от собственных “чувственных аффектов”: “Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему” (Этика, Собр. соч. в 2-х. тт., стр. 492).

Через понятие “аффект” Спиноза определяет такие эмоциональные состояния людей, которые являются определяющими и направляющими в действиях человека. Это не просто эмоции, возникающие в нас в зависимости от состояний или текущих событий в те или иные промежутки времени. Это эмоции, которые можно определить через современную психологию личности, как чувства – нечто более устойчивое и поглощающее человека. Правильность данного утверждения можно подтвердить, рассмотрев какие эмоциональные состояния описывает Спиноза – это любовь, ненависть, гнев, зависть и т.д. Все эти эмоциональные состояния и определяют наши действия, другими словами “активность нашей души”. Спиноза подразделяет “аффекты” на два класса: “адекватные” и “неадекватные” нашей природе. Первые дают нам активность в действиях, а вторые – пассивность: “Душа наша в некоторых состояниях является активной, в других – пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна” (Этика, теорема 1, стр. 425). Свободным человек, в интерпретации Спинозы, становится, только сумев, освободится из рабства аффектов. Для этого необходимо включение волевых процессов человека, т.е. его самоактуализация. Воля, по Спинозе, есть “стремление, когда она относится к одной только душе” (Этика, теорема 9, стр.434). А воля есть то же самое, что и разум: “Воля и разум – одно и то же” (Этика, теорема 49, стр.416). Здесь мы подошли к центральному моменту учения Спинозы, а именно к его рационализму.

Спиноза описывает путь, которым человек может достигнуть состояния просветленного разума, – это есть путь свободного человека, свободного от “аффектов”. Необходимо отказаться от “суеверий” и встать на путь самопознания, главнейшим шагом, на котором является осознание, т.е. рефлексия, своих аффектов и калибровка их по принципу адекватности природе человека, которая заключается в божественном стремлении к познанию. Человеческое познание делится на три рода: первый род познания – это есть “мнение или воображение”. Он делится на два пункта: во-первых, “мы постигаем и образуем всеобщие понятия … из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно воспроизводимых перед нашим умом нашими чувствами; поэтому я обыкновенно называю такие понятия – познанием через беспорядочный опыт. Во-вторых, из знаков, например из того, что, слыша или читая известные слова, мы вспоминаем о вещах и образуем о них известные идеи, схожие с теми посредством которых мы воображаем вещи” (Этика, теорема 40, стр. 407). То есть, говоря другими словами, это познание с помощью нашего воображения основанного на опыте или наших “суевериях”. Второй род познания Спиноза называет “рассудком”, исходит “из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей” (там же). Третий же и соответственно самый высокий род познания он называет “знанием интуитивным”: “Этот род познания ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей” (там же). Познание первого рода, по Спинозе, является единственной причиной ложности, а познание второго и третьего родов – истинности. Отсюда видна его принадлежность к рационалистическому направлению и присоединение к Декарту – чувства несут компоненту неадекватности, они не принадлежат к божественной природе. Можно сделать вывод, что термин “интуиция” трактуется Спинозой в рамках концепции Декарта, т.е. как интеллектуальная интуиция.

Достичь третьего рода познания может не каждый человек, а только тот, кто стал на путь освобождения. Гносеологическую направленность человека, как первостепенную он подводит под базу стремления человека к самосохранению, но не в чисто биологическом виде, т.е. основанном на страхе смерти. Он трактует эту проблему через онтологическое стремление человека к бессмертию: “Душа через идеи о состояниях тела необходимо сознает самое себя, то она сознает и свое стремление… Душа, имеет ли она идеи ясные и отчетливые или смутные, стремится пребывать в своем существовании в продолжение неопределенного времени и сознает это свое стремление” (Этика, теорема 9, стр. 433). Как мы раньше указывали, это стремление, когда оно является прерогативой души, он определяет как волю. То есть мы подошли в своих рассуждениях к вопросу о том, что рефлексия у Спинозы играет роль “светоча” на пути развития человека. Только рефлексируя человек становится способным различать свои аффекты по принципу адекватности и неадекватности. С помощью рефлексии человек способен различать добро и зло: “Познание добра и зла есть не что иное, как аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его” (Этика, теорема 8, стр. 502). Проблематика добра и зла у Спинозы несет в себе характеристики мистического мировоззрения. Он пишет о том, что “если бы люди рождались свободными, то они не могли бы составить никакого понятия о добре и зле, пока оставались бы свободными” (теорема 68). Свободным Спиноза называет того, “кто руководствуется одним только разумом”. И тут он совершает доказательство от противного в стиле “Востока”: “кто рождается свободным и таковым остается, тот имеет одни только адекватные идеи и потому не имеет никакого понятия о зле, а следовательно, также и о добре (ибо понятие добра и зла относительны)…” (там же). А этого быть не может, потому что тогда обесценивается сам смысл существования человека.

Свободный человек, это человек, живущий по принципу “золотой середины”. Он адекватен в своем выборе, потому что он рефлексирует свои “желания” и “влечения” и соотносит их ситуацией, в которой находится, делая выбор на основании разума, а не чувств. Самым же полезным для человека, Спиноза считает, совершенствование своего познания или разума (Этика, стр.553). Человек свободный стремится к постижению своей наивысшей цели: “…последняя цель человека, руководящегося разумом, т.е. высшее его желание, которым он старается умерить все остальные, есть то, которое ведет его к адекватному постижению себя самого и всех вещей, подлежащих его познанию” (там же). Единственным средством победы над аффектами является наша способность к познанию: “…могущество души…определяется одной только ее познавательной способностью, то только в одном познании найдем средства мы от аффектов … и из этого познания мы выведем все, что относится к блаженству души” (там же, стр.564).



На основании всего вышеизложенного, по учению Спинозы, человек становится свободным, только лишь уйдя в область разума, где фундаментальную роль играет рефлексия.


Каталог: ~nsu -> conference
conference -> Сознание. Метафизические и рефлексивные теории Основная идея, относительно условий трансцендентального опыта состоит в том, что, если рефлексия существует, то возможно отрефлексировать все
conference -> Журналист- интервьюер и профессиональная этика
conference -> Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности
conference -> На современной стадии развития человечество достигло фантастической коммуникационной связности, и темпы роста информационных потоков и возможностей превосходят любое воображение
conference -> Критический анализ методологических ориентаций в отечественной психологии
conference -> О философских основаниях традиционного языковедения
conference -> Д. Овчинников


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница