А. В. Соколов Информатические опусы. Опус Онтология информации. Типы реальностей и типы информации



Pdf просмотр
страница1/11
Дата13.05.2018
Размер2.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


УДК 002:1
А. В. Соколов
Информатические опусы.
Опус 3. Онтология информации.
Типы реальностей и типы информации
Типизация информации обусловлена типизацией реальностей. На основе широкого круга
источников рассмотрены проблемы бытования семантической, биологической, машинной
информации в макрокосме и микрокосме, биосфере и техносфере, социальной и духовной
реальности. Предложена таблица, демонстрирующая соотношение типов реальностей и
типов информации.
В информационных науках онтологическая проблема «Где и каким образом существует информация?» дискутируется не одно десятилетие. Воспринимая действительность через призму «информационных очков», отважные теоретики обнаруживают информацию в генах мухи-дрозофилы, в шуме Ниагарского водопада и спорят по поводу наличия её в «темных формах материи (темной энергии и темной массы)». Сколько в действительности имеется типов информации, существующих в качественно различных реальностях? В чем заключается сущность разных типов информации, как она проявляется, и как мы можем познать эту сущность? Вопросов больше, чем ответов.
Я склонен согласиться с ученым-энциклопедистом А. А. Любищевым (1890–1972), который писал: «Можно сделать заключение, что слова Гамлета “Быть или не быть, вот в чем вопрос” до крайности упрощают проблему. Проблема реальности имеет четыре аспекта: 1) аспект качества – имеются разные сорта реальности; 2) аспект количества – есть разные степени реальности, и весьма возможно, что крайности – абсолютное существование и абсолютное несуществование – вовсе не существуют; 3) аспект уровня реальности; 4) использование разных критериев реальности. Первый и четвертый аспекты очень родственны друг другу» [1. С. 72].
А. А. Любищев убедительно показал ограниченность материалистического монизма, признающего только одну истинную реальность – движущиеся атомы [2]. В его размышлениях методологически важно упоминание о «разных сортах реальности» с «разными критериями реальности», т. е. критериями принадлежности данного предмета к той или иной реальности. Логично предположить, что информация может появляться в различных формах, в разных «сортах» и на разных «уровнях» реальности, поэтому необходимо разобраться хотя бы в общей структуре реальностей, чтобы учитывать её в онтологии информации.
В обыденном языке реальностью именуется нечто существующее или существовавшее фактически, объективно, на самом деле, а не в мысли (синоним – действительность, антонимы – воображаемый,
ирреальный, идеальный, фиктивный). Получается, что чувственно воспринимаемые материальные объекты
(вещи, процессы, явления) реальны, а субъективные суждения, переживания и желания ирреальны. Значит, аудиовизуальные сигналы (речь, изображение, текст) существуют фактически, а семантическая информация, несущая умопостигаемые смыслы, – фантом, призрак. Нельзя согласиться с подобным абсурдным заключением.
Примем следующее рабочее определение: Реальностьбесконечное множество однородных, но не
тождественных элементов, движущихся в своеобразном, собственном хронотопе (времени и
пространстве). В этом определении представлены следующие отличительные признаки реальности:
а) элементами являются относительно завершенные предметы (процессы, системы), существующие в пределах данной реальности сами по себе, независимо от того, познаны они или нет (бытие в себе);
б) количество элементов бесконечно, их невозможно подсчитать, поэтому они образуют бесконечное несчетное множество; в) однородность элементов, образующих реальность, обусловливается, во-первых, их субстанциональной










































































































































































































Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница