А. В. Кривошеев поступок как основание фундаментальной онтологии м. М. Бахтина анализируется философская работа М. М. Бахтина «К философии поступка». Рассматривается один из аспектов поступка, а именно проблема поис



Скачать 86.96 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата14.04.2018
Размер86.96 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4


34
УДК 101
А.В. Кривошеев ПОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ ММ. БАХТИНА Анализируется философская работа ММ. Бахтина К философии поступка. Рассматривается один из аспектов поступка, а именно – проблема поиска абсолютно необходимого основания поступка в теоретических науках и эстетике, те. проблема долженствования поступка. Среди работ Михаила Михайловича Бахтина (1895–
1975), опубликованных посмертно, центральное место принадлежит большому труду Автор и герой в эстетической деятельности [1], напечатан он был по рукописи, сохранившейся (не полностью) в архиве ММ. Бахтина. В архиве ученого сохранилась также загадочная рукопись (опять-таки уцелевшая неполно- стью) некоего уже сугубо философского сочинения, своей проблематикой, основными идеями и языком изложения близкого к труду об авторе и герое. По мнению многих исследователей творческого наследия Бах- тина, именно эта небольшая рукопись, озаглавленная позднее издателями (поскольку авторское название осталось неизвестным) К философии поступка [2], содержит тезисную и конспективную характеристику обширного философского замысла, началом осуществления которого она и являлась. Как из самого содержания данного сочинения, таки из его изложенного авторского плана видно, что та самобытная философская эстетика, образцом которой является известный труд ММ. Бахтина об авторе и герое, была только частью обширного философского замысла, выходившего за рамки эстетики к проблемным полям онтологии, гносеологии, нравственной философии, этики, культурологии, языкознания и т.д. В работе К философии поступка перед нами предстает ранний Бахтин началах гг., Бахтин вначале своего пути, что объясняет несколько затрудненный терминологический язык работы, в котором, конечно, сказываются и философские тенденции той эпохи, когда она создавалась. Именно здесь, в этой работе, можно найти философские истоки и смысловые, методологические корни целого ряда ведущих идей, развивавшихся на протяжении более чем полувека деятельности мыслителя. Поэтому дальнейший мой историко-философский анализ будет опираться прежде всего на работу К философии поступка как идейный и методологический центр, точку отсчета всего разностороннего творчества ММ. Бахтина. За многие годы в среде бахтиноведов уже сложилось и устоялось определенное мнение о данной работе
Бахтина. Согласно этому мнению, в тексте речь идет о том, что ММ. Бахтин называет миром человеческого действия, миром события, миром поступка. Ведущая категория (этическая, но плавно перерастающая в онтологическую) этой работы – ответственность. Своеобразная ее конкретизация – вводимый ММ. Бах- тиным образ-понятие «не-алиби в бытии человек не имеет нравственного права на алиби, на уклонение от той единственной ответственности, какой является реализация его единственного неповторимого места в бытии, от неповторимого поступка, каким должна явиться вся его жизнь. Сочинение создавалось следом за известной статьей декларацией молодого Бахтина Искусство и ответственность, в которой в патетическом тоне говорилось о преодолении старого разрыва искусства области научно-теоретического) и прозы жизни (области жизненно-практического). Поэтому сочинение К философии поступка одушевляет тот же пафос преодоления дурной неслиянности культуры и жизни. Это выражается также в сильном критическом плане работы развернута критика рокового теоретиз- ма» в философских течениях времени – в теории познания, этике и эстетике – и ему противопоставлено как задача ответственное единство мышления и поступка Бахтин вводит такие категории, как поступающее мышление, «участное мышление. Человек,
«участно мыслящий, не отделяет своего поступка от его продукта – таков главный тезис этой своеобразной философии поступка, как определяет сам автор в тексте работы ее содержание. Так вкратце выглядит общепринятое прочтение философии поступка ММ. Бахтина. Нисколько не оспаривая его право на существование, не навешивая ярлыков истина или ложь, правильно или неправильно и никого ничем не клеймя, я попробую прочесть Бахтина немного иначе – реализуя на начальных этапах историко-философского исследования принципы феноменологической редукции (Э.
Гуссерль, М. Хайдеггер и др) и безоговорочно доверяя Автору, в данном случае прежде всего самому ММ. Бахтину. Ведь именно к этому, к дальнейшему развитию философской мысли (своей, а через меня и всех тех, кто встретится с моей мыслью на бескрайних просторах проблемных полей) обязывает меня долг философа, историка философии, исследователя ив предельном смысле, ученого. Анализ трактата ММ. Бахтина К философии поступка показывает, что мыслитель поставил перед собой действительно грандиозную задачу – прежде всего создать некую фундаментальную онтологию, закладывающую основы для дальнейшего философствования или, пользуясь терминологией Аристотеля, выработать первую философию, которой надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему [4. С. 182]. Именно на эту цель Бахтин явно, а во многих случаях и неявно (подспудно) замыкает все смысловые пласты своего разностороннего исследования. Проект создания первой философии – это та призма, сквозь которую Бахтин исследует проблемные поля теоретических и практических наук (в кантовском их понимании, культуры и жизни, ив предельном смысле само бытие человека. Мыслитель начинает с того, что указывает два плана, в рамках которых и раз-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница