А. В. Ковыршин Отторжение цивилизации, или постинформационное будущее планеты. Введение. Зачем нужна глубинная футурология?



Скачать 364.63 Kb.
страница1/12
Дата13.05.2018
Размер364.63 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


А. В. Ковыршин

Отторжение цивилизации,

или постинформационное будущее планеты.

Введение. Зачем нужна глубинная футурология?

На рубеже веков бег времени ускоряется. Разве ситуация двухсотлетней давности не повторяется сейчас, как и когда-то в "Дон Жуане"?



Лет семьдесят привыкли мы считать,

Эпохою. Но только в наши годы

Лет через семь уж вовсе не узнать

Ни правящих народом, ни народа.

(Д.Г. Байрон)
Все повторяется, но только в ускоренном режиме. Счет идет уже даже не на годы. Сверхъестественная скорость перемен сделала нормой существование общества на грани хаоса. В течение последних 20 лет нашего - века исчезла Индустриальная цивилизация Запада, да так, что ее следы завтра станут работой для археологов. В России еще не разобрались как надо правильно произносить слог "тер" в слове "компьютер", а на Западе уже закончилась "компьютерная революция" (Кевин Келли, "Знание-Сила" № 4/98).

Тем временем, эйфорические ожидания будущего по Нейсбиту плавно сменились футурошоком Тоффлера, информационная бездна М. Эпштейна поглотила подлинную реальность, оставив человеку суррогат виртуальности. Рассуждения об информационном, а не ядерно-экологическом апокалипсисе становятся естественным фоном в футурологии. При этом, споры ведутся только вокруг проблем будущего Информационной цивилизации. Быть ей, или погибнуть под грузом техногенных катастроф, жить в раю сбалансированного гуманного общества, или в аду технократических империй. В любом случае, нас ожидают компьютеры, киборги, клоны, роботы, космос, гедонистическая техника, прогресс. Гибель этих или им подобных атрибутов общества будущего отождествляется с гибелью человечества, выживание - с их модернизацией. Нет сценария, по которому человечество выживет, но не востребует мир этих вещей и идей, по которому он будет отторгнут вместе с породившей их Информационной цивилизацией.

Футурологи, как и большая часть научного сообщества, не открестились от идеи Кондорсе, хотя сегодня понятие прогресса смещается на периферию научной парадигмы. В тоже время, возникает ощущение его укоренённости в подсознании. Во всяком случае, оно как и прежде проходит по разряду позитивных ценностей. Это мешает социологам, создавшим убедительную картину начинающейся агонии информационного общества, заявить о его скорой кончине - может быть, новые поколения придумают что-нибудь и девятый вал информационного бума не погребет своих создателей.

Между тем, время уже отсчитывает первые годы Информационной цивилизации. Она пока юна, а, значит, привлекательна. Правда, 4/5 жителей планеты не подозревает о ее существовании. Возможно, они так ничего и не заметят, потому что срок жизни этой цивилизации иссякнет, когда сегодняшние старшеклассники будут иметь 16-летних детей. Позволят ли заботы сорокалетних в новом веке увидеть им если не приход, то, хотя бы, угасание информационного общества?

Прогрессистские шоры технократии ограничивают оба вектора времени. Экстраполяция заставляет учитывать мегатренды прошлого, но не больше, чем в диапазоне двух - трех столетий (например, кондратьевские большие экономические циклы в концепции Валлерстайна). К этому добавляется лет 30-50 (максимум 100) из будущего. В таких пределах и оосуществляется манипулирование фактами, теориями, расчетами. Однако при разговоре о будущем, на мой взгляд, необходимо погружение в прошлое, хотя бы, тысячелетий. Это может существенно изменить траекторию не только отдаленного, но и ближайшего будущего. Если мы находимся на изломе истории, а ведь мы именно там.

Будущее приходит к нам, опираясь на едва заметные вехи. Затем они становятся событиями минувших лет. Чем дальше в прошлое, тем труднее обнаружить их следы и не столько из-за гибели материальных свидетельств, сколько по причине миниатюрности этих опор-вех в начале пути. Порою, они ускользают от взора историка за нагромождением ярких и действительно крупных событий.

Изобретение хомута в 12 веке произвело настоящую революцию аграрных технологий, это повлияло на усиление крестоносной экспансии, подготовило в прямом и переносном смысле почву для Ренессанса и т.д. и т.п. Но для понимания перспектив информационной цивилизации большее значение имеет другое изобретение этой эпохи - часов с гирями в 11- 13 вв. и карманных - в 17 в. В них в свернутом виде заложена идея автоматизации, идея компенсационного развития интеллектуально-чувственной сферы человека с помощью измерительных приборов и, следовательно, наращивания информационного потенциала. Еще более важным было появление, благодаря часам, навыка организации времени, а значит его уплотнения; оно неминуемо породит идею экспансии человека не только в пространстве, но и во времени. После изобретения, механически часов стал неизбежным поворот человечества к машине. Всего лишь механических часов не доставало изощренному античному интеллекту для перехода от высокой механизации к индустриализму. Часов, потому что, они содержат идею приращения знания за счет продления человеческих возможностей с помощью приборов. Античное мироощущение не могло примириться с тем, чтобы допустить презренный механизм в эмпиреи интеллекта. Эра приборов, начинающаяся в средневековой Европе с часов, благословила машину как универсальное средство постижения мира и экспансии в нем. Это стало началом конца других способов освоения Вселенной - магического и религиозного - совсем немного оставалось до ведовских процессов и реформации.

Но и 12 век не такое уж далекое прошлое для столь сложной проблемы как постинформационное общество.

Если современная цивилизация имеет в качестве своей основы информацию, как главный объект собственности, средство производства, источник власти и т.д., то изучение будущего должно начинаться с выстраивания траектории развития информационного потенциала человека - средств создания, хранения, передачи информации, инструментов, умножающих его интеллектуальные возможности. Поскольку важнейшим слагаемым информационного потенциала человека является знание, то еще более актуальным становится изучение систем его продуцирования и сфер приложения в прошлом.

Для человека информация имеет смысл, прежде всего, как знание о среде обитания и средствах воздействия на нее, что, собственно, является условием выживания любого животного. Но в отличие от него, человеку знакомо и неутилитарное отношение к природе, и качественно новое представление о ней. Среда обитания представляется целостной системой, а себя человек осознает ее элементом. Скорее всего, этологи и социобиологи отыщут это качество и у животных, и тогда останется единственное отличие. На самой ранней стадии развития самых первобытных племен люди создавали в своем воображении не просто некую картину взаимосвязанных элементов, но Вселенную. Она отличалась от звериного видения одним существенным компонентом - невидимым, неосязаемым, едва уловимым, почти не существующим - верой в запредельное. Трансцендентальность отличает сознание человека от сознания животного. «Зверь, - писал О. Шпенглер, - страшится лишь грозящей опасности, ранний же человек трепещет всего мира».1 В переводе на язык повседневности это означает следующее. Животные - самые надежные реалисты и материалисты. Они отражают объективную реальность, данную, нам в ощущениях, котораякопируется, фотографируется (и т.п.)... нашими (точнее их) чувствами и существует независимо от них." (В.И. Ленин "Материализм и эмпирокритицизм.") Человек же пытается постичь, или если угодно, творит другую реальность своим воображением. У нее много названий: параллельные, потусторонние миры, Теневая Вселенная, в иных контекстах - ментальность и пр. Получается, что поиск истоков информационного потенциала человечества приводит к, казалось бы, столь далеким от истории Информационной цивилизации проблемам как трансцендентальность, бог, религия и т.п.

Это небольшое социально-философское отступление не является самоцелью. Оно понадобилось для того, чтобы показать, во-первых, неизбежность для футурологии далеких экскурсов в прошлое. Говорить об информационной цивилизации - значит изучать феномен информации, ядром которого является знание. Поскольку оно было спутником человечества на протяжении всей его истории, постольку пришлось определить точку отсчета, момент, когда звериное знание об окружающей среде приобретает человеческие черты. Во-вторых, оказалось, что феномен информации может быть понят только в контексте изучения трансцендентного. В свою очередь это порождает новую проблему - как определить последнее понятие? Можно объявить его сферой божественного, или считать, вслед за Дюркгеймом и Московичи феноменом "общего сознания", "машиной, порождающей богов". Запредельное можно представить как факт деформированного восприятия (мухоморы, наркотики, пейотл) материального мира или плодом болезненного, вариант - неразвитого сознания. Трансцендентное, наконец, можно рассматривать как одну из частей дуалистической(многомерной) Вселенной, миром дематериализованных энергетических структур. Выбор понятия поможет выстроить траекторию эволюции информационного потенциала человечества или уведет исследование по ложному пути. В-третьих, рассуждения о среде обитания как источнике информации и рефлексии человека позволяют выделить четыре базовых элемента человеческого существования. И для убедительности даже хорошо, что их перечисление звучит как банальность: Человек-Общество-Природа-Творчество. Я надеюсь, что построение на этой основе социального генотипа цивилизации, в том числе и будущей, поможет сделать нетривиальные выводы. Рассмотрение, отмеченных выше, трех групп вопросов станет одной из целей настоящей работы.

Итак, прогнозирование постинформационного будущего человека, на мой взгляд, не столь отдаленного (еще лет 20-30), оказалось в жесткой зависимости от решения онтологических, космологических и историософских проблем. Однако вначале придется объяснить мой скепсис относительно долголетия Информационной цивилизации, чей возраст, как мне кажется, будет в три раза меньше продолжительности человеческой жизни.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница