А. С. Майданов Бессознательное как источник мифов: в чем правы и в чем неправы Фрейд и Юнг



Скачать 350.84 Kb.
Pdf просмотр
страница1/29
Дата01.08.2018
Размер350.84 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


А.С.Майданов
Бессознательное как источник мифов в чем правы ив чем
неправы Фрейд и Юнг.
Творчество всегда есть там, где перед людьми встают неординарные проблемы и задачи, где нужно получить какой-то новый результат. Эти компоненты имеют место ив процессе создания мифов. Новое рождается здесь ив виде результатов, ив виде способов, средств и методов их получения, причём степень новизны в этом творчестве особенно велика. Содержание мифов настолько ново, что ему часто нет прямого соответствия в реальности. Оно не берётся непосредственно из внешнего мира, не даётся напрямую чувственному восприятию. Это содержание по существу образует новый, второй мир наряду с существующим реальным миром. И, конечно, крайне важно понять, как созидается этот мир, что представляет собой тот мыслительный процесс, который творит его. Нам нужно дать ответ на вопрос, который поставил один из авторов великого творения индийского народа Ригведы: Божественная мысль откуда родилась (I.164.18).
1
Концепция З.Фрейда.
Наиболее распространённой, влиятельной, считающейся вполне правдоподобной является теория, согласно которой мифы рождаются в сфере бессознательного. Особенно основательно эта теория разработана
З.Фрейдом и К.Г.Юнгом.
Фрейда в бессознательном, называемом им Оно, привлекало необычайная динамика, в которой он усматривал один из механизмов мифотворчества. Мы, – писал он, – приближаемся к Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений»
2
«Для процессов в Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения
1
Здесь и далее сноски даются на Ригведу в пер.Т.Я.Елизаренковой: Ригведа.Мандалы I-IV,V-VIII, IX-X. М 2
Фрейд З. Введение в психоанализ Лекции. МС объединяясь в компромиссные образования. В мифах, полагал Фрейд, запечатлелись бессознательные ассоциации и побуждения, возникшие в эпоху детства народов, их инстинктивных влечений, желаний, страстей. На вопрос о мотивах мифотворчества психоанализ считает, что потребность в создании и пересказывании мифов обусловлена отказом от определённых реальных источников наслаждения и необходимостью компенсировать их фантазией. Фрейд и о другом мотиве «Мифотворческая деятельность направлена лишь на то, чтобы замаскировать общеизвестные, но достаточно глубокие психические процессы изображением их телесных проявлений, не имея при этом иного мотива, кроме чистой изобразительности. Эти объясняет то, что в мифах древности речь идёт о поражении инстинктивной жизни, вынужденном подавлении инстинктов. Это как бы ещё одна реакция первобытного человека инстинкт восстановлен в своих правах, а наказанный обидчик, по сути, не причинил никому никакого вреда. Миф, таким образом, по Фрейду, рассказывает нам иносказательно, в зримых образах о скрытой жизни бессознательного, причём жизни несовременного, а архаического человека. Через миф мы, считает Фрейд, можем заглянуть в прошлое бессознательного, в его доисторическую стадию.
В бессознательном Фрейд особое внимание обращал на сновидения, видя в них продукты фантазий, родственных мифам. Анализ сновидений позволил ему выявить некоторые существенные черты каких самих, таки мифов. Прежде всего, это двуплановая структура сновидений, которая присуща также мифам. То, что рассказывается в сновидении, Фрейд называет явным содержанием (manifester Trauminhalt), а то содержание, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, – скрытыми мыслями сновидения (latente Taumgedanken)
6
. Скрытое содержание – это то, что мы ищем, предполагаем за видимым во сне. В душевной жизни видящего сон, – говорит Фрейд, – это содержание является первым, те.
3
Фрейд З. Введение в психоанализ Лекции. С. 345.
4
Фрейд З. Добывание и покорение огня // Между Эдипом и Озирисом. МС Там же Фрейд З. Введение в психоанализ Лекции. С Там же, с.303.
2




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница