А. П. Мельников политическая культура китая статья



Скачать 194.57 Kb.
страница1/2
Дата23.07.2018
Размер194.57 Kb.
ТипСтатья
  1   2

УДК 32.01

А.П. Мельников

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ

Статья посвящена рассмотрению политической культуры Китая. Значительное внимание уделяется историческим и политическим детерминантам политической культуры, специфическим чертам национального характера китайского народа, их влиянию на политический менталитет. Основное внимание автор сосредоточивает на раскрытии особенностей политической культуры китайского общества.

Политическая культура в самом общем плане – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей. Она демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые и признанные образцы политического мышления и поведения. Политическая культура любого социума своеобразна, она обладает неповторимой национальной спецификой, особенностями или чертами, которые характерны только для данного народа и истоки которых уходят в глубину веков, кроются в его истории, национальном характере, традициях, менталитете в целом.

Изучение политической культуры Китая неразрывно связано, прежде всего, с необходимостью её антропологического измерения, воспроизведения духовного аспекта культуры, восходящего к ценностно-смысловым и личностным политическим структурам, сформированным традиционной системой китайского мышления и концептуально представленным как «внутреннее». Поэтому для понимания политической культуры китайского общества необходимо хотя бы вкратце реконструировать систему традиционных ценностей, лежащую в ее основе. Это позволит соотнести ценностно-смысловые позиции самого познающего субъекта с изучаемой политической культурой в отношениях «человек – политическая культура».

Анализ политической культуры Китая в политологическом аспекте в обобщённом виде представляет её как определенный способ существования политической системы. Концепция политической культуры как бы «снимает» в интегрированном виде весь опыт существования, функционирования и развития политической сферы китайского общества. Политическая культура Китая предстаёт как объективированный процесс, который содержит сумму воздействий субъективных факторов с функционированием объективных властных механизмов и отношений, составляющих в итоге содержание политической системы китайского общества, характеризующееся выраженными процессами традиционализма и модернизма.

Что же представляет собой политическая система Китая? Вначале отметим, что Китай – самая большая по численности населения страна в мире и одна из древнейших цивилизаций, которая возникла более 5 тысяч лет тому назад.

Нынешнее государство – Китайская Народная Республика – была провозглашена 1 октября 1949 г. после победы Коммунистической партии Китая (КПК) в гражданской войне. Китай был объявлен государством народной демократии. КПК как руководящая сила общества установила новую систему власти – «демократическую диктатуру народа», целью которой являлось строительство социализма. Согласно поправкам к последней Конституции, принятой в 1982 г., в стране признано право граждан на частную собственность, а также провозглашены права человека.

Высшим органом государственной власти в КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Это однопалатное представительное собрание, члены которого избираются собраниями провинций и подразделениями вооружённых сил, которые, в свою очередь, избираются нижестоящими собраниями. Срок полномочий ВСНП, насчитывающего около 3 тысяч депутатов, 5 лет.

ВСНП вносит изменения в конституцию, контролирует её исполнение, принимает законы и вносит изменения в них, избирает председателя КНР и его заместителя, утверждает премьера Госсовета и по его представлению заместителей премьера, членов Госсовета и других высших сотрудников государственной администрации. ВСНП избирает председателя Центрального военного совета и утверждает его других членов, избирает также председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, рассматривает и утверждает планы экономического развития, государственный бюджет, решает вопросы войны и мира и др.

В перерывах между сессиями ВСНП его постоянно действующим рабочим органом является Постоянный комитет, состоящий из 150 человек. Конституция 1982 г. значительно повысила его роль, ныне он исполняет почти все функции громоздкого ВСНП. Как считают специалисты, это уникальный случай в послевоенной истории социалистических стран, когда Основной закон наделил полномочиями принимать общегосударственные законы не только высший представительный орган государственной власти, но и его Постоянный комитет – высший коллегиальный орган государственной власти. Этому решению предшествовала длительная дискуссия в партийных, юридических и научных кругах [1, с. 226].

Функции главы государства в стране выполняет председатель КНР, избираемый сроком на 5 лет и имеющий право избираться на следующий срок, но не более чем на 2 срока. Согласно Конституции 1982 г., это церемониальная структура власти: председатель обязан подписывать законы, принятые ВСНП, назначать премьера, вице-премьеров, членов Государственного совета, послов в зарубежные страны. Он может издавать специальные декреты, вводить чрезвычайное положение, объявлять войну.

Высшим исполнительным органом власти в современном Китае является Государственный совет КНР, именуемый также Центральным народным правительством. Он формируется ВСНП и подчиняется ему, а также Постоянному комитету. В состав Госсовета входит премьер и его заместители, члены Госсовета, министры, председатели государственных комитетов и комиссий, генеральный ревизор и начальник секретариата. Постоянный комитет Госсовета состоит из премьера, его, заместителей, членов Горсовета и ответственного секретаря. По мнению экспертов, китайское правительство не является структурой, уступающей по своему влиянию соответствующим партийным органам. Это происходит из-за пересекающегося членства в Политбюро ЦК КПК и Государственном совете.

В конце 70-х годов прошлого века руководство Китая, не отказываясь на словах от конечной цели – построения коммунизма, – разрабатывая и реализуя ближайшие планы, стало оперировать не социалистическими лозунгами, а прагматическими категориями. Высшими приоритетами государства и основной задачей Коммунистической партии были объявлены экономический рост и личное благосостояние граждан. Прагматическая фракция в КПК во главе с Дэн Сяопином приступила к осуществлению радикальных реформ в экономике с целью построения рыночного социализма, социалистических рыночных отношений. В декабре 1978 г. декабрьский пленум ЦК КПК принял стратегию четырёх модернизаций в области сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники с целью превращения Китая к началу ХХ в. в одну из ведущих держав мира. Акценты были сделаны на постепенное освобождение частной инициативы, ослабление государственного контроля над экономикой, повышение жизненного уровня населения. Была провозглашена политика «открытых дверей». Правительство предприняло значительные усилия по привлечению в страну иностранного капитала и современных технологий. Китайская экономика стала активно интегрироваться в мировую экономику.

На пути экономических реформ Китай добился огромных успехов. По объему ВВП он вышел на второе место в мире, обогнав Японию. Экономические реформы в КНР смогли в какой-то мере подтолкнуть общество к переосмыслению своей истории и бытия, к восприятию новых экономических и политических идей, к признанию совершенно незнакомых для императорского, гоминдановского и коммунистического времени Мао Цзэдуна Китая определённых общечеловеческих ценностей; именно они инициировали развитие демократических тенденций в стране.

Вместе с тем рыночные реформы в Китае не сопровождались серьёзными политическими преобразованиями, демократизацией общества и государства. К середине 1990-х годов выявилось отставание реформы политической системы от реформирования экономики [2, с. 72]. Более того, реформы сопровождались усилением политического контроля над обществом. Хотя в стране вроде бы существует многопартийность, однако союзнические демократические партии фактически не допускаются к реальным рычагам власти [3, с. 493–494]. Поощряя рыночное хозяйство, руководство КНР отвергает политический плюрализм. Руководитель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У. Банго заявил, что «существующая разница между политическими системами Китая и «западных капиталистических стран» сохранится и в дальнейшем, и призвал депутатов сохранять «правильную политическую ориентацию». Китайская политическая система, по словам У. Банго, – это «многопартийное сотрудничество и политические консультации под руководством КПК, а не многопартийная система Запада. Коммунистическая партия – руководящее ядро, правящая партия, а другие демократические партии – лишь активные участники демократического процесса» [4, с. 53]. Tем самым У. Банго дал ответ тем, кто выступает за многопартийное поочерёдное правление, разделение властей, фракционную борьбу в парламенте и т.д. Руководящая роль 73-миллионной Коммунистической партии Китая остаётся незыблемой, хотя и предусматривается дальнейшая демократизация общественной жизни, активизация участия масс в политическом процессе [2, с. 76–77].

Таким образом, несмотря на все оговорки, в КНР идёт поиск духовно-политической надстройки, которая могла бы синхронно сочетаться с экономическими преобразованиями, процессами модернизации. Речь идёт по сути о дальнейшей реформе политической системы, а этот процесс неразрывно связан с политической культурой общества. Политическая культура любого общества во многом детерминируется национальным характером, национальными традициями в политическом поведении, которые, сохраняя историческую непрерывность политического процесса той или иной социальной общности, формируют механизм наследования новыми поколениями наиболее устойчивых и специфических элементов культуры.

Отличительными особенностями национального характера китайцев является верность традициям и коллективизм. Коллективизм традиционен для Китая. Как отмечают многие исследователи, китайцы обычно связаны групповой ответственностью тех социальных образований, в которые они входят. Это прежде всего семья, школа, рабочая ячейка и община, интересы которых являются приоритетными. Это связывает во многом их инициативу, индивидуальные устремления, лишает социальной и территориальной мобильности. С точки зрения европейских традиций, некоторые рассматривают это как негатив, ограничение прав и свобод личности. «Если обратиться к культурно-мировоззренческим истокам подобных приоритетов, – пишет В.В. Анохина, – то станет очевидным, что отсутствие индивидуалистических ориентаций в традиционной китайской культуре, безусловный примат целого над частью, государства над индивидом, а также другие ценностные установки китайской традиции не способствуют формированию в национальном менталитете принципа уважения личности, её прав и свобод» [5, с. 50]. В общем и целом, объективно так оно и есть. Однако сами китайцы в силу своих традиций и особенностей менталитета, по-видимому, так не считают.

Отличительными особенностями национальной психологии, национального характера китайского народа являются прилежание, трудолюбие, дисциплинированность, вежливость. Как отмечает А. Пожидаева, «им трудно отказать в трудолюбии, добросовестности, терпении, скромности, беспристрастности, непритязательности и бережливости. Они кажутся гармоничными в отношениях друг с другом (хорошо работают в команде), а с иностранцами обычно вежливы и уступчивы [6, с. 76].

Для того, чтобы понять, почему для китайцев характерны названные черты менталитета, а следовательно, и особенности их политической культуры, следует рассмотреть некоторые истоки их мировоззрения, религиозно-философских учений. На формирование политических взглядов китайцев важнейшее влияние оказали четыре учения: даосизм, буддизм, легизм и конфуцианство. При этом центральное место аналитики отводят конфуцианству. Данный факт объясняется как сущностью, так и историей развития перечисленных учений.

Так, в основу даосизма положен принцип «дао», что означает «путь», закономерности развития природы, смысл жизненного пути человека, бытия и концепция «недействия», которая подразумевает «не ничего неделание», а гармоничное встраивание индивида в «дао». Иными словами, главная жизненная задача человека – это соблюдение меры вещей, «недеяние», трактуемое не как пассивность, а как такая деятельность, которая не нарушает гармонии природы и человека. Поскольку указанная концепция стремится минимизировать политическое действие, то даосизм в какой-то мере можно рассматривать как уход от политических реалий.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница