А. Л. Никифоров Понятие истины в теории познания



Скачать 64.35 Kb.
страница1/2
Дата26.04.2018
Размер64.35 Kb.
ТипТезисы
  1   2

Тезисы к семинару
А.Л.Никифоров

Понятие истины в теории познания
1. Говоря об истине, я буду иметь в виду его классическое истолкование, или теорию корреспонденции: истинна та мысль, которая соответствует своему предмету. Истина и ложь – гносеологические характеристики знания в его отношении к познаваемой реальности. Прагматизм, конвенционализм, теория когеренции, пытавшиеся придать понятию истины иной смысл, сегодня, как мне представляется, не заслуживают серьезного внимания.

2. Кажется удивительным, что в ХХ в. – веке грандиозных успехов науки и ее проникновения практически во все области жизни – понятие истины постепенно вытесняется из философии науки. Наиболее модные философско-методологические концепции ХХ в., начиная с логического позитивизма и кончая Фейерабендом, стараются обойтись вообще без понятия истины в своих рассуждениях о научном познании или придают ему неклассический смысл. Как мне представляется, в этом находит свое выражение общее движение против идеалов разума, нравственности и красоты, проявившееся в начале ХХ в. сначала в изобразительном искусстве (дадаизм, сюрреализм), а во второй половине века - в философии постмодернизма.

3. Постмодернизм, насколько я могу судить, рассматривает науку как некий дискурс, как языковую игру наряду с другими языковыми играми, как производство каких-то текстов. Научная игра по своей сути не отличается от других игр и оценивается только с точки зрения удобства ее использования. Нет никаких границ между наукой и иными играми или текстами. Научные тексты могут оцениваться как удобные, полезные, привлекательные с эстетической точки зрения, но не как истинные или ложные. Об этом речь в принципе не может идти. Важно просто говорить, болтать, а имеет ли познавательный смысл твоя болтовня – об этом никто не спрашивает.

4. Монопольное господство марксизма в отечественной философии советского периода ограждало нас от волн безумия и абсурда, прокатывавшихся по Европе. Однако в последние два десятилетия многие отечественные философы, поддавшись модному поветрию, также отправились в поход против разума и истины. Рассуждения о равноправии разнообразных когнитивных практик, о культурной детерминации всех результатов познавательной деятельности, об онтологической относительности – все это явно или неявно предполагает отказ от понятия истины. Хорошее представление о модных ныне тенденциях в философии дает дискуссия о релятивизме, поводом для которой послужила статья нашего известного философа Л.А.Микешиной «Релятивизм как эпистемологическая проблема» (Эпистемология и философия науки. 2004, т.1, № 1). Завершая свою статью, она пишет: «… необходимо переосмыслить основные понятия классической теории познания – рациональности, субъекта, объекта и особенно истины, наивно-реалистического понимания ее объективности, «абсолютности» и «единственности», выявить их неклассические смыслы, реализуемые в современной науке» (с. 63). Позицию Л.А.Микешиной горячо поддерживает и усиливает М.А.Розов: «Факты убедительно показывают, - заявляет он, - что мы познаем не мир как таковой, а нашу деятельность в этом мире» (с. 64).

5. Ну, хорошо, попробуем представить себе, к каким следствиям приведет полный отказ от понятий истины и лжи.

Во-первых, это сразу же приведет к разрушению центрального ядра нашего мышления – логики. Логика есть наука о том, как нужно рассуждать, она устанавливает принципы и правила корректных рассуждений. Между посылками и выводом корректного рассуждения имеется отношение логического следования, которое в самом общем виде определяется посредством понятия истины: высказывание



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница