А. Климов Православный социализм и западный капитализм. Национальные интересы 2009 №2



страница1/9
Дата14.04.2018
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


А. Климов Православный социализм и западный капитализм. Национальные интересы 2009 №2.

Одной из мучительных неопределённостей нашего времени, тянущейся вот уже второе десятилетие, является идеологическая бесформенность и аморфность общественного сознания, неспособность до конца осознать происходящее со страной и назвать вещи своими именами. Отказавшись от ценностей социализма и фактически встав на рыночно-капиталистические рельсы, общество никак не решается принять данную реальность на официальном идеологическом уровне, стыдливо прячась за туманными понятиями «гражданского общества», «цивилизованного рынка», «социального государства» и «конкурентноспособной экономики». Эта стыдливость осталась до конца не преодолённым идеологическим комплексом начала 90-х годов ХХ века, когда капиталистические принципы хозяйствования в самых диких своих формах внедрялись в реальную жизнь общества в обход прямого общественного осознания под видом идеологически расплывчатого «курса реформ». Дефакто мы давно уже в капитализме, но официально в идеологически внятной форме нам не могут ясно об этом объявить.

Отход от социализма к капитализму – не просто смена экономической системы как якобы менее эффективной на более эффективную. За этим переходом стоит кардинальный переворот мировоззренческой парадигмы – смены духовно-нравственных ориентиров. Сущностное, цивилизационное различие между капитализмом и социализмом лежит не в сфере производства или перераспределения прибыли – но в области морали и этики. Поверхностное общественное сознание, легко подверженное обработке СМИ, чувствуя лишь некоторый экзистенциальный дискомфорт, не склонно глубоко анализировать морально-нравственное значение свершившегося переворота, пассивно принимая новые, невесть кем установленные правила игры как простую историческую данность.

Труднее понять молчаливое принятие данной мировоззренческой деградации со стороны христианского сознания. По всей видимости, происходит это от нечёткости понимания сути вопроса.

Антихристианская сущность капитализма многократно обличалась христианской (славянофильской) мыслью ещё в Х1Х веке. Единственной этической альтернативой капитализму оказывается социализм – именно на этической критике капитализма он формировался в истории. В своей работе «Христианство и социализм» С. Булгаков пишет: «Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчинённость хозяйства высшим началам нравственности и религии, он есть служение мамоне… Никогда ещё в истории не проповедовалось и не проводилось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, низкая похоть и корысть, как ныне… Если по духовной природе своей капитализм в значительной мере является идолопоклонством, то по своему общественному значению для социальной жизни он покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать правоту социализма».

Не менее решительное обличение антихристианских начал капитализма как бесчеловечности капитала (или мамоны) мы находим у многих православных святых, в частности, у преподобного Симеона Нового Богослова м святого Иоанна Златоуста. Последний пишет: «Сребролюбие возмутило всю вселенную; привело в беспорядок. Оно удаляет нас от блаженнейшего служения Христу: ибо не можете, говорит Христос – Богу работами и Мамоне». (Евангелие от Матфея 6,24). «Ибо мамона требует совершенно противоположного Христу. Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слёзы бедных…» (Бедные сами виноваты в своих бедах). Могла ли и может ли русская душа принять для себя эти принципы в качестве нормы социального отношения?

Негативные процессы зародились спустя четыре столетия после Великого раскола Х1-Х11 веков. Раскол положил начало современному обществу потребления. Его «генеалогическое древо» выглядит следующим образом: Великий раскол породил католицизм. Католицизм породил протестантизм. Протестантизм породил капитализм. Капитализм породил атомизм, высшую форму развития капитала и максимальную степень раздробленности общества. Некогда гармоничные структуры превратились в хаос-массу. Члены принципиально нового типа общества, какого ещё не знало человечество, не имеют никаких целей и задач, кроме увеличения темпов личного потребления и погони за удовольствием. Человек традиционного общества понимал себя как «Я – это мои принципы». Человек светского общества понимает себя уже по-новому: «Я – это мои вещи». При переходе из одного состояния в другое теряется душа. Раньше вещи были приложением к человеку. Теперь человек становится приложением к вещам.

Упадок веры незамедлительно отражается на широких массах. Больше никто ни во что не верит. Честь, совесть, понятие долга и высшие принципы стремительно исчезают. Плотская жизнь стала пониматься как единственное сокровище, радостями которого надо успеть насладиться. Решающее значение обретают деньги. Прорисовываются контуры потребительского общества, общества без Бога, или, как его ещё называют, светского общества.

При таком направлении вектора развития общества князья начинают забывать о высоких принципах и воюют с единственной целью – обрести земные блага. Для победы нужна большая армия и, следовательно, сильная экономика. Сильная экономика возникает, когда подданные стремятся богатеть. Чтобы главным делом подданных стало накопление богатства, надо «сворачивать» религию, которая учит это самое богатство презирать.

Процесс охватывает всю средневековую Европу. Но к чему это приводит? Казалось, мечта идиотов сбылась. Устремившийся к богатству народ создал сильную экономику. Но солдаты теперь воевали исключительно за деньги. На практике выяснилось, что наёмная армия не очень хочет сражаться. Н. Макиавелли, живший в то время, писал, что наёмники отличаются от национальной армии двумя качествами: они быстро отступают и медленно наступают. Толпы наёмников бродили по Европе, продаваясь от одного герцога к другому. Иногда в решающий момент битвы. Кто заплатил больше, тот и победил.

Стало очевидно, что путь без религии – это путь разложения. И вновь возникает проблема. Как сделать, чтобы, с одной стороны, государство было экономически сильным и люди в нём стремились к богатству, но с другой стороны – чтобы при этом они почитали мораль, веру?

Умирать за деньги нельзя. Как говорил Юлий Цезарь, «можно найти много людей, готовых убивать за деньги, но нельзя найти людей, готовых умирать за деньги». К слову сказать, технически мощные США сегодня сталкиваются с аналогичной проблемой. Солдаты не хотят умирать за деньги. Это первая причина, по которой американская армия завязла в военных конфликтах.

Князья Нового времени озадачиваются вопросом, как создать ручную, управляемую религию. Выполнить это возможно не иначе как через раскол католической Церкви. Начинается эпоха создания «карманных» церквей. Первыми в этом процессе выступили немецкие князья. Они поддержали Мартина Лютера, протестовавшего против имевшихся в католической Церкви злоупотреблений (продажи индульгенций – прощения грехов за деньги). Своим протестом Лютер не избавил Церковь от пороков, но расколол её. Конечно, если бы не поддержка немецких князей, увидевших в этом возможность достижения политических целей, никто бы не знал ни Лютера, ни его протестантизма. Но он, как говорится, оказался в нужное время в нужном месте. Его страстные обличительные речи породили протестантизм, эволюционировавший в кальвинизм и далее в капитализм.

Объективности ради следует заметить: Кальвин говорил, что Бог метит своих избранных не только богатством, но и страданием, но вторая часть как-то не нашла признания. Люди услышали только то, что деньги есть признак богоизбранности. Это было революционно новое заявление. Поначалу на него мало кто обращал внимание. Религия к тому времени утратила статус института, задающего направление обществу. Католические и протестантские богословы спорили на обочине жизни, хорошо это или плохо. У Кальвина находились последователи. Не потому, что они разобрались в тонкостях доказательной базы. Утверждавшей за деньгами спасительную для души силу, а потому, что это заявление соответствовало их внутреннему стремлению. Религия Кальвина фактически узаконила добывание денег любыми путями.

Согласно протестантской теории предопределения, человек ещё до своего рождения имеет нечто вроде маршрутного листа, определяющего всю его жизнь. Такой взгляд на судьбу уничтожает смысл добрых дел. Что в них толку, если всё предопределено? Спасение души не зависит от того, что ты делаешь, потому что ты всё равно не можешь сделать то, что не предопределено. Хочется подчеркнуть, что простые люди не руководствовались такими умозаключениями. Они просто верили. Зато для одарённых людей, жаждущих оправдать и освободить свои страсти, эта доктрина дала «лицензию» на совершение греха.

Таким образом, логика, справедливая для земного мира, разрушила догматы мира вышнего. А убивая свободу, волю и выбор, предопределение уничтожило основу христианства - равенство людей по человеческой ценности перед Богом. У протестантов получалось, что есть избранные, которым уготован рай и вечное блаженство. Но это далеко не каждый человек, живущий на земле.

С рациональной точки зрения догмат предопределения не имеет изъянов. Но как мы знаем, все религии отказываются оперировать логикой в метафизических вопросах. Бог знает всё, но человек остаётся свободным.

Выстраивается следующая логика: раз Бог кого- то делает богатым, значит, Он награждает этим богатством человека, то есть избирает его (избранность через страдания не получила в протестантизме развития). Ориентирами становятся материальное благополучие и богатство. Избранность начинает определяться не поступками и делами, а деньгами. Богатый и избранный становятся синонимами.




Каталог: ~nemtsov -> fileman -> download
download -> Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании
download -> Братусь Б. С. Основные подходы к дихотомии «норма» и «патология». Из книги Аномалии личности
download -> Социальная стратификация
download -> Н. А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. 1937 г
download -> Тесты по модулям по курсу «Культурология»
download -> Традиционный и инновационный типы цивилизации по Баевой Л. В. и М. Логинову «Обложка» Эхо
download -> А. Дугин Германский, французский, английский логос
download -> Гюстав Лебон (1841-1931) Психология социализма. 1898 г
download -> А. Горохов Человеческая жизнь: самостоятельная ценность или экономическая категория? Россия хх1 2007 №1 с. 85-109
download -> «Социология больших групп и психология массовых процессов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница