А. И. Шендрик teopия культуры



страница1/78
Дата25.08.2018
Размер3.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   78



А.И. ШЕНДРИК


TEOPИЯ КУЛЬТУРЫ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

по дисциплине «Культурология»





юн ити


UNITY

Издательство политической

литературы «Единство»

Москва • 2002


УДК 008(075.8)

ББК 71.0я73

Ш47

Рекомендовано Учебно-методическим центром



«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов экономических вузов


Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. Е.В. Боголюбова;

д-р филос. наук, д-р филол. наук. проф. П.С. Гуревич;

д-р филос. наук, проф. И. В. Кондаков;

д-р филос. наук, проф. В. М. Межуев
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Шендрик А.И.

Ш47 Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

Единство, 2002. — 519 с. ISBN 5-238-00349-8

В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Теория культуры» читается для студентов, получающих профессиональную подготовку по специальности «Культурология». В пособии дается анализ культурологических концепций- содержащихся в работах крупнейших представителей западной и отечественной философской, этической, эстетической, исторической и социологической мысли с античности до конца XX века.

Для студентов вузов, обучающихся на философских, исторических. социологических и культурологических факультетах, аспирантов, учителей старших классов общеобразовательных школ. Может быть полезна всем, кто интересуется историей становления и развития культурологических идей, кто стремится расширить и углубить свои познания в области гуманитарных наук.

ISBN 5-238-00349-8 ББК 71.0я73

© А.И. Шендрик. 2002

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Воспроизведение всей книги или любой

ее части запрещается без письменного

разрешения издательства
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателя книга написана на основе курса лекций по теории культуры, который автор на протяжении ряда лет читает для студентов факультета культурологии и межкультурных коммуникаций Московской гуманитарно-социальной академии.

Создавая его, автор ставил перед собой две основные задачи:

во-первых, восполнить хоть в какой-то мере тот дефицит учебной литературы по данной дисциплине, который существует сегодня и, во-вторых, полнее раскрыть содержание культурологической мысли в ее историческом развитии, осмыслить актуальные проблемы культурологического знания в контексте современности.

При написании учебного пособия автор стремился в максимальной степени учесть те требования, которые предъявляются сегодня к литературе подобного плана. Отбор персоналий и концепций культуры для анализа осуществляется им не по принципу их принадлежности к тому или иному идеологическому течению, а только в соответствии с реальным вкладом того или иного ученого в теоретическую культурологию. Исторический подход в учебном пособии дополняется проблемным, что позволяет не только раскрыть внутреннюю взаимосвязь, существующую между различными концепциями культуры, рожденными культурологической мыслью за несколько веков ее развития, но и показать, как происходила кристаллизация проблемного поля теории культуры, как она обретала свой научный статус, какие с достижения и просчеты были у тех, кто стоял у ее истоков. Для подтверждения тех или иных тезисов широко используются примеры, взятые непосредственно из практики, приводятся интересные факты, осмысление которых способствует разрушению усвоенных стереотипов и клише. Материал в книге систематизирован по смысловым блокам, которые выделены соответственно дидактическим единицам, представленным в Государственном образовательном стандарте. Каждая глава заканчивается кратким резюме, где излагается квинтэссенция рассуждении, содержащихся в ней. После выводов следует набор контрольных вопросов, на которые студент должен получить ответы в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям и перечень обязательной и дополнительной литературы, которая должна быть прочитана студентами в ходе проработки той или иной темы. Приложения к учебнику включают: список первоисточников, научных монографий и статей, с которыми студенты должны ознакомиться в обязательном порядке в процессе изучения дисциплины «Теория культуры», а также тематику курсовых и дипломных работ.

В соответствии с устоявшимися канонами написания учебной литературы, материал в книге излагается преимущественно в позитивном ключе, однако, в ряде мест приводятся различные точки зрения по той или иной проблеме и дается их критический анализ. Это связано прежде всего с тем, что теория культуры как наука сегодня находится в стадии бурного развития, в силу чего в ней много неустоявшегося, непроясненного, требующего вдумчивого, взвешенного подхода. В этой ситуации излагать только одну точку зрения и настаивать на ней как наиболее верной, значит идти на нарушение принципа объективности, что совершенно неприемлемо с позиций научной этики. Кроме всего прочего, автором учитывалось и то обстоятельство, что полемика является необходимой предпосылкой развития любой науки, условием формирования такого личностного качества, как критичность мышления, без которого невозможна эффективная деятельность человека в той сложной системе связей и отношений, что существует в демократическом обществе.

Отличительной чертой книги является и то, что в ней каждая глава начинается с краткой характеристики того исторического периода, в рамках которого происходило становление тех или иных культурологических теорий. Это связано с тем фактом, что каждый раз, когда мы стремимся постичь смысл той или иной культурологической концепции, мы обнаруживаем, что она своими корнями уходит в общественное сознание эпохи. Даже тогда, когда мысль конкретного автора высоко поднимается над горизонтом своего века, она неизбежно несет на себе отпечаток той среды, из которой вышел тот или иной мыслитель, тех материальных, духовных и политических условий, в которых эта мысль была рождена.

В данном учебном пособии рассмотрение взглядов того или иного мыслителя на культуру предваряется изложением его жизненного пути. Это также далеко не случайно. Преподавательская практика показывает: учебный материал лучше запоминается, если студент за тем или иным комплексом идей видит живого человека, представляет мотивы его творчества, ощущает дух той исторической эпохи, когда творил тот или иной ученый. Тогда высказанные им мысли перестают быть набором «ума досужих размышлений», которые необходимо запомнить в силу необходимости сдать экзамен или зачет, а начинают восприниматься как продукт времени, как итог напряженных раздумий, острой идейной борьбы, поисков и обретений конкретной личности.

Предлагаемая читательскому вниманию работа является, насколько известно автору, первой в постсоветское время попыткой систематического изложения комплекса теоретических проблем, находящихся сегодня в центре внимания как отечественных, так и зарубежных культурологов. Этим определяются ее достоинства и недостатки. Она ни в коей мере не претендует на исчерпывающую полноту и всеохватность, но, тем не менее, думается, даже в таком виде она может быть полезна не только студентам, аспирантам и научным работникам, но и всем тем, кто интересуется проблемами культуры, кто стремится более глубоко проникнуть в суть тех кардинальных перемен, которые происходят сегодня не только в мире, но и в душе каждого человека.

Предполагая в дальнейшем продолжить работу над учебным пособием, автор с благодарностью примет все те пожелания и замечания, которые будут способствовать улучшению книги.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   78


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница