А. Г. Асмолов В. М. Жураковский



Скачать 288.37 Kb.
страница1/4
Дата12.05.2018
Размер288.37 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 


“СОГЛАСОВАНО”

“УТВЕРЖДАЮ”

Заместитель министра

Первый заместитель министра

общего и профессионального

общего и профессионального

образования

образования

Российской Федерации

Российской Федерации

 

 

А.Г.Асмолов

В.М.Жураковский

 

 

“____“ ________________1997 г.

“____“ ________________1997 г.

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ



ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 



Государственные требования

к минимуму содержания и уровню подготовки магистра

  по направлению 522600 - «Востоковедение, африканистика»

 

 



 

 

                                                      



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



1997

 

 



 

 

           



 

 

1. Общая характеристика направления 



                 522600 - «Востоковедение, африканистика»

 

            1.1. Направление утверждено приказом Государственного комитета  Российской  Федерации  по  высшему  образованию от  04 марта 1996 г.,  № 380.



 

            1.2. Нормативный срок освоения  профессиональной  образовательной программы при очной форме обучения - 6 лет.

     Квалификация (степень) - Магистр востоковедения, африканистики

 

            1.3. Проблемное поле направления  (аннотированный  перечень магистерских программ направления).



    

            1) Языки народов Азии и Африки .

 Программы, вошедшие в блок (группу) специализаций “Языки народов Азии и Африки”, отражают одну из традиционных для востоковедения (африканистики) сфер: научный анализ языков Азии и Африки, текстов на этих языках. Диссертационные исследования предусматривают как чисто лингвистические работы в области синхронии и диахронии, так и историко-филологические исследования памятников письменности; работы, посвященные группам языков (объединенных генетически, типологически, ареально) или отдельным языкам; анализ как отдельных аспектов языка (фонологии, грамматики, семантики, прагматики), так и комплексные описания.

Подготовка магистров по данным специализациям предполагает дальнейшее совершенствование практического владения соответствующими языками, а также приобщение к актуальной научной проблематике в области лингвистического анализа на материале языков Азии и Африки. Лекционные и лекционно-семинарские курсы ставят своей задачей обеспечить освоение научной проблематики, включающей следующие аспекты:

- приложение к языкам Азии и Африки современных подходов  и  методов  синхронного, сравнительно-исторического, типологического и контрастивного языкознания;

- социолингвистические характеристики речевой деятельности, соотношение “язык - диалект”, становление литературных языков;

- прагматика и этнография речи, язык мифа и фольклора, язык и религия;

- язык и культура, язык и тип ментальности; история языка и история народа;

- методы филологического анализа памятников письменности;

- лингвистические проблемы перевода на русский язык произведений художественной литературы и историко-литературных памятников на языках Азии и Африки;

- местные филологические традиции в свете современных представлений о специфике соответствующих языков.

 

            2) Литература народов Азии и Африки .



 Программы, вошедшие в блок (группу) “Литература народов Азии и Африки”, нацелены на подготовку высококвалифицированных востоковедов (африканистов), специализирующихся в научном анализе литератур на языках Азии и Африки. Объем практических языковых занятий не отличается от предусмотренного для специализаций “Языки народов Азии и Африки”; там, где это необходимо, возможно введение дополнительных языков, владение которыми существенно для анализа историко-литературных процессов соответствующих стран, регионов, периодов. Магистерские диссертационные исследования, выполняющиеся в рамках означенных специализаций, предполагают собственно литературоведческий анализ историко-литературных процессов, конкретных литературных памятников, стилей, жанров, авторов, литературных течений и т.п. Исследование мифологии, эпики и, шире, фольклора  также предусмотрено рамками настоящей специализации.   Кафедры, обеспечивающие специализации “Литература народов Азии и Африки”, учитывают при подготовки магистрантов и компаративный аспект, где сопоставление осуществляется на материале как разных литератур, так и различных синхронных срезов в истории данной литературы. Лекционные и лекционно-семинарские курсы строятся с учетом следующих проблем:

- место и роль литератур Азии и Африки в мировом литературном процессе;

- проблема приложимости традиционной периодизации историко-культурных и литературных процессов (Средневековье, Возрождение, Просвещение) к истории литератур Азии и Африки;

- роль религии и памятников религиозно-философской мысли в становлении и развитии литератур Азии и Африки;

- специфика эстетических представлений, определяющих семантику и структуру фольклорных и художественных текстов, традиционные эстетические каноны;

- основные традиционные жанры, особенности их поэтики;

- новейшая литература и современные литературоведческие и эстетические теории, литературная критика в странах Азии и Африки.

 

            3) История народов Азии и Африки .



Программы исторического блока предусматривают углубленную подготовку в области древней, средневековой, новой и новейшей истории народов Азии и Африки при обязательном привлечении оригинальных источников на соответствующих языках. Объем языковой подготовки для магистрантов данных специализаций не отличается от того, что предусмотрен для магистрантов филологических специализаций (по языкам и литературе народов Азии и Африки).  Лекционные и лекционно-семинарские курсы по данным специализациям ориентированы на проблематику, включающую следующие аспекты:

- периодизация исторических процессов при изучении истории народов Азии и Африки, роль традиционных (династийных и т.п.) периодизаций;

- “формационный” и цивилизационный подходы к изучению истории Азии и Африки;

- проблема “азиатского способа производства”;

- рабовладение, его формы и роль в истории государств Азии и Африки;

- типология государственных структур и роль государства в истории азиатских и африканских обществ;

- массовые народные движения и их идеологическое обеспечение в истории народов Азии и Африки;

- роль религиозных течений в становлении и консолидации общностей разных уровней в истории народов Азии и Африки;

- “модернизация” и “вестернизация” в новой и новейшей истории народов Азии и Африки;

- интеграция азиатских и африканских стран и народов в общемировые структуры и процессы;

- место России в культурно-историческом диалоге “Восток - Запад” и “Север - Юг”;

- евразийство, его история и современная судьба.

 

 

            4) Культура народов Азии и Африки .



Культурологическая специализация имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов по культурам народов Азии и Африки, владеющих соответствующими языками и обладающих достаточными знаниями в области истории, литературы и других сопредельных дисциплин. В научно-исследовательской работе привлечение текстов на языках народов Азии и Африки и полевых материалов обязательно. Лекционные и лекционно-семинарские курсы по культурологической специализации вводят магистрантов в следующие  проблемные области:

- основные культурные ареалы Азии и Африки в синхронии и диахронии;

- материальная и духовная культура;

- культура и религия; культура и этнос;

- культурное многообразие и культурная стратификация общества в разные культурно-исторические периоды;

- языки культуры;

- диалог культур;

- основные культурологические и культурфилософские теории.

     Магистерское образование по культуре предусматривает подготовку специалистов по религиям народов Азии и Африки.

 

            5) Религии народов Азии и Африки .



Религиеведческая специализация предусматривает углубленную подготовку в области анализа религии и религиозной ситуации у народов Азии и Африки на базе изучения источников на соответствующих языках; привлечение таких источников и/или полевых материалов выступает необходимым условием для подготовки магистерской диссертации.  Лекционные и лекционно-семинарские курсы по религиеведческой специализации вводят магистранта в круг следующих проблемных областей:

- религия и культура, религия и этнос, религия и государство;

- религия и миф;

- социология религии; психология религии и религиозное сознание;

- философия религии; догматика мировых религий; канонические и апокрифические тексты;

- религиозный фундаментализм в истории и в современном мире;

- диалог религий.

     Языковая подготовка как в разделе “Культура народов Азии и Африки”, так и в разделе “Религия народов Азии и Африки” не отличается от предусмотренного для прочих востоковедческих (африканистических) специализаций.

 

            1.4. Магистр должен быть подготовлен:



     - к самостоятельной деятельности,  требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;

     - к обучению в аспирантуре.

 

            1.5.  Основные сферы профессиональной деятельности магистра:



     - научные  и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности;

     - государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.

 

            2. Требования к уровню подготовки лиц,    успешно завершивших обучение по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку магистра  по направлению 522600 - «Востоковедение, африканистика»



     Основная профессиональная    образовательная     программа, обеспечивающая подготовку магистра,  состоит из программы обучения бакалавра и программы специализированной подготовки.

 

             2.1. Общие требования к образованности магистра



 

     Общие требования к образованности магистра определяются содержанием аналогичного  раздела требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  бакалавра  и  требованиями, связанными со специализированной подготовкой.

     Магистр по направлению "Востоковедение, африканистика" должен быть широко эрудирован в  основных областях знаний о традиционалистских обществах - об их языках, литературе и культуре, религиозных верованиях, истории; владеть языками, необходимыми для глубокого проникновения в тексты соответствующих источников и для практической деятельности в различных областях межкультурной коммуникации; обладать фундаментальной научной базой, позволяющей свободно ориентироваться в комплексе мировоззренческих  проблем  современной науки в целом, включая науки о природе,  и глобальных проблем современной цивилизации; владеть  методологией  научного  творчества,  различать концептуальные подходы к использованию современных  информационных технологий и владеть стратегиями выбора адекватных методов получения, обработки, хранения и распространения научной информации; в научно-исследовательской деятельности быть готовым к самостоятельному формулированию проблем, соответствующих основным тенденциям развития научной мысли и социальным потребностям, к  творческой разработке программ их исследования с учетом междисциплинарных связей; в научно-педагогической деятельности быть готовым к разработке и реализации учебных курсов, исходя из  требований современной науки и ожиданий аудитории - профессиональных,  возрастных,  а также учитывая  потребности  саморазвития  личности.

 

            2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам



 

            2.2.1. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра

     Требования к  знаниям  и  умениям  по дисциплинам программы обучения бакалавра изложены  в  Государственном  образовательном стандарте высшего  профессионального образования в части "Требований к обязательному минимуму содержания  и  уровню  подготовки бакалавра по   направлению   522600  "Востоковедение, африканистика",  утвержденных “_____”__________1996 г.

 

            2.2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам  образовательной части программы специализированной подготовки



            2.2.2.1. Требования  по  гуманитарным  и социально-экономическим дисциплинам

     Магистр должен  иметь  представления в области  социальных дисциплин: о природе,  типах и  уровнях  научного  познания;  об исторических типах  науки  и значении научной рациональности;  о предметной, мировоззренческой,  методологической специфике гуманитарных, естественных,  точных наук, о тенденциях к интеграции современного научного познания; понимать взаимосвязи творческих и репродуктивных компонентов научной деятельности,  типов научной рациональности, социокультурные и индивидуальные начала научного творчества,  связи интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве,  этические аспекты оценки результатов научного  творчества;  понимать значение и специфику логического и психологического подходов к мышлению,  традиционной  и современной формальной логики,  отношения логики, эвристики, информатики; понимать проблемы человека,  его бытия  и  истории  в контексте различных  мировоззренческих  направлений  современной социальной философии,  понимать общность и  различия  подходов  к проблемам интерсубъектности, коммуникативности, диалога в отечественной и зарубежной философии; понимать роль этики в системе наук о человеке, взаимоотношения морали и нравственности в истории и в свете  глобальных  проблем  современности,  понимать роль насилия и ненасилия в истории и поведении  человека, связь свободы и  ответственности как свойств развитой личности;  понимать свойства эстетически развитого сознания и эстетической деятельности, владеть  основными  категориями  эстетики и понимания сущности красоты в художественном, научном творчестве и в жизнедеятельности личности.

 

            2.2.2.2. Требования по математическим и естественнонаучным  дисциплинам



     Магистр должен иметь адекватные представления в области математических и естественно-научных дисциплин:  о месте  и  роли  компьютерных технологий в науке и современном образовании; об основных направлениях использования  компьютера в гуманитарных  исследованиях, специфике компьютерных методов  исследования  в лингвистике, литературоведении, истории, культурологии; об организации баз данных и инженерии знаний; владеть современными методами статистического анализа и математического моделирования в гуманитарных исследованиях. 

     В области концептуального единства современных естественных и гуманитарных наук - иметь достаточные представления:  о смене фундаментальных парадигм в истории естественнонаучного знания;  о  принципах  и  концепциях классической и неклассической физики;  о взаимодействиях  между  физическими, биологическими,  химическими  процессами,  о  принципах развития живых систем,  их целостности и гомеостазе, о биологическом многообразии как основе сохранения устойчивости биосферы; о новом образе научного мышления в контексте  эволюционно-синергетической парадигмы;  о месте человека и социума в эволюционной картине мира.

 

            2.2.2.3. Требования по дисциплинам направления



     Магистр востоковедения, африканистики должен: владеть соответствующими языками Азии и Африки, а также западными языками, необходимыми для работы с текстами (источниками) и обеспечения межкультурной коммуникации; понимать методологические основы и специфику методов востоковедения (африканистики) как комплексной науки о традиционалистских сообществах, органично сочетающей исследовательские подходы лингвистики, литературоведения, мифологии, фольклористики, источниковедения, текстологии, истории, культурологии, религиеведения;  знать отечественную и местную традицию в ориенталистике, а также владеть проблематикой современной мировой науки в соответствующих областях; осознавать гуманистические концепции востоковедения как области знания, способствующей гармонизации межкультурных и межэтнических отношений;  владеть базовыми методами и системой организации  учебного  процесса в высшей школе.

 

            2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам



     Требования к образовательной части программы  специализированной подготовки  по специальным дисциплинам определяются вузом при реализации конкретной магистерской программы.

 

             2.3. Требования к знаниям и  умениям  по  научно-исследовательской части программы специализированной подготовки



     Магистр должен уметь:

    - определять  проблему,  формулировать  гипотезы  и  задачи исследования;

    - формировать план исследования;

    - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

    - выбирать необходимые методы исследования,  модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

    - обрабатывать  полученные  результаты,   анализировать   и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

   - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей,  оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

 

            3. Обязательный  минимум содержания основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей подготовку   магистра по направлению 522600 - «Востоковедение, африканистика»



    Обязательный минимум содержания программы обучения бакалавра

     Обязательный минимум содержания программы обучения бакалавра определен в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части "Требований к обязательному  минимуму  содержания  и уровню  подготовки бакалавра по направлению 522600 - «Востоковедение, африканистика», утвержденных “_____”________ 1996 г.

     Обязательный минимум содержания программы специализированной подготовки


Индекс

        Наименование дисциплины

Объем в часах

1

2

3

ГСЭ-М.00


Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> При очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
downloads -> Заместитель председателя
downloads -> Заместитель Министра
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> В. Д. Шадриков " 15 " 01 1995 г
downloads -> Заместитель Министра


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница