А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль философия истории О. Шпенглера



Скачать 371.12 Kb.
Pdf просмотр
страница1/25
Дата11.08.2018
Размер371.12 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25





А. Ф. ЗОТОВ, Ю. К. МЕЛЬВИЛЬ
Философия истории О. Шпенглера
Как мы уже видели, со второй половины XIX в. в буржуазной философии, особенно в Германии, наблюдается значительное повышение интереса к истории и методологии исторической науки. Причины этого интереса многообразны и связаны с общим ростом исторического сознания, начавшимся еще в условиях подготовки
Французской буржуазной революции (Гердер) и усилившимся после завершения этой революции (Гегель, французские историки эпохи Реставрации). Распространение позитивизма, правда, придало этому интересу несколько специфическую окраску, поскольку казалось, что позитивизм дает универсальную методологию для всех наук, в том числе и для истории. Результатом этого интереса к прошлому явилось, в частности, значительное увеличение масштабов археологических исследований, начатых Шлиманом, которые, в свою очередь, послужили стимулом для развития исторического сознания.
Находящаяся в оппозиции к позитивизму, иррационалистическая линия в буржуазной философии от Шопенгауэра до Ницше включительно отличалась, однако, резко выраженным антиисторизмом. Но неокантианство, выступившее в лице Баденской школы на авансцену буржуазной философии почти одновременно с Ницше, видело в создании методологии исторической науки свою важнейшую задачу.
Сильнейшим мотивом этих неокантианских штудий было стремление опровергнуть материалистическое понимание истории, уже получившее к тому времени широкое распространение, и выдвинуть в противовес ему идеалистическую альтернативу.
Аналогичными побуждениями руководствовался и В. Дильтей, хотя его мысль развивалась в направлении, весьма отличном от неокантианского. Дильтей отказался от неокантианской методологии с лежащим в ее основе логическим принципом индивидуализирующей абстракции и заменил его антиинтеллектуалистическим принципом вчувствования и переживания как основы специфического для исторической науки и наук о духе вообще метода понимания. Более того, Дильтей совершил исключительно важный поворот от чисто методологической проблематики, как главного содержания позитивистско-неокантианских течений, не только к конкретным историко- культурным исследованиям, но и к выдвижению на первый план вопроса о самой природе исторической реальности.
Как справедливо замечает П. П. Гайденко, это был «поворот от вопросов методологии исторического знания к исследованию структуры самой исторической реальности», который сразу же заставил спросить: «Что такое историческое бытие, или историчность (Geschichtlichkeit), как предпочитали говорить немецкие теоретики» (20,
230).
В буржуазных философских учениях XX в. признание исторической природы человеческого бытия становится его определяющей фундаментальной характеристикой.
Дело доходит до того, что в начале XX в. О. Шпенглер ставит перед философией в качестве главной задачи «понять мир как историю» (82, 4). Для Шпенглера «всякое настоящее историческое исследование есть настоящая философия» (82, 41).

Каталог: upload -> main
main -> Вопросы для поступающих в магистратуру по направлению «Культурология»
main -> Аркадий Перлов 2 Андрей Павлов 12 Ксения Ельцова 17 Любовь Артемьева 18 Татьяна Дашкова 23 Константин Цимбаев 29 Валерия Косякова 32 Евгений Савицкий 33
main -> Лев шестов афины и Иерусалим
main -> С. К. Маковский
main -> Константин Николаевич Леонтьев по пифагорейски благого вейно относился к гармонии чисел, он подметил особенный смысл всех круглых десятилетий своей жизни: 1831 рождение


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница