А. Д-д. Занданов (Ошор-лама) с. Кырен, Тункинский район, Республики Бурятии Буддизм в России на рубеже веков



страница1/2
Дата04.05.2018
Размер65.9 Kb.
  1   2

А.Д-Д. Занданов (Ошор-лама)

с. Кырен, Тункинский район,

Республики Бурятии
Буддизм в России на рубеже веков
В России буряты, тувинцы, калмыки являются приверженцами буддизма начиная с XVII века. Поэтому мы можем называться традиционной конфессией.

В данной работе будет изложена современное состояние традиционной буддийской конфессии в России.

В советское время Бурятские дацаны были объединены в Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ), в 1996 году переименованное в «Традиционную буддийскую сангху России». Эта организация сохранилась со времен социализма, когда во всей стране буддизм был под запретом, и лишь в Забайкалье оставались два действующих дацана, которым власти доверили выражать интересы всех буддистов СССР. Эти два дацана не имели статуса юридического лица и работали под кон­тролем государства.

После 1990-х годов религиозным объединениям дали право иметь статус юридического лица и увязать внутренние канонические взаимоотношения с юридическими нормами современного общества. Появились десятки самостоятельных буддийских общин в России, в том числе в Калмыкии и Тыве, начались переговоры о создании общероссийского буддийского объединения, куда вошли бы и ЦДУБ, и объединение буддистов Калмыкии, Тувы, и другие традиционные общины.

В 1993 году в Петербурге состоялась Всероссийская буддийская конференция, на которой был выработан устав нового объединения - «Буддийской Ассоциации Российской Федерации», однако объединительный процесс забуксовал и до настоящего времени так и не завершился. Создание всероссийской Ассоциации оказалось задачей неожиданной и трудно разрешимой.

В 1996 году ЦЦУБ был переименован в «Буддийскую традиционную Сангху России», которая была образована в соответствии с законом и историческим прошлым (рис. 1).

В 1997 г. вышел Закон «О свободе совести религиозных объединениях», который уже ясно дал все параметры, по которым традиционные конфессии могли перерегистрировать свои уставы соответственно со своими собственными традиционными установлениями, защищающими права и интересы духовенства и мирян.

В письме Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-257- 97 были изложены методические рекомендации о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе со­вести и о религиозных объединениях». Рекомендации были подготовлены на основании действующего законодательства и изложены в виде ответов на поступившие вопросы.

Из письма Минюста РФ от 21.11. 02. № 08- 166:

Пункт 11. Могут ли местные религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, учреждать централизованные организации?

Ответ: Нет, поскольку предварительно они должны оформить статус местной религиозной организации посредством государственной перерегистрации.

Что произошло на самом деле? Как была организована Сангха? Были ли полностью соблюдены

рекомендации Минюста? «Сангха России» в 1998 г. была образована тремя дацанами (учредителями) (рис. 2).





Рис. 2. Схема образования Сангхи в 1998 г.
Очевидно, что при проведении сугунды кворум отсутствовал, так как на собрании не присутствовали представители более 30-ти традиционных дацанов, которые принимали участие на сугунды при переименовании ЦЦУБ(а) в 1996 году и прошедшие перерегистрацию к 1998 году.

Следует отметить особо, что из трех дацанов-учредителей дацан Жанчуп Допанахан является новым дацаном.

Кризис буддийской конфессии в России был обусловлен следующими причинами:


  1. Конфессия не имеет религиозного характера.

  2. Не решен вопрос о правильной юридической фиксации конфессии.

  3. Объединение традиционных дацанов не произошло; произошло дробление на множество новых организаций, где перемешались старые традиционные дацаны с вновь образованными религиозными организациями.

  4. Тенденция их увеличения растет с каждым годом лавинообразно.

  5. Не создан единый централизованный контролирующий орган.

Почему же объединение не произошло? Кто в этом виноват? Рассмотрим этот вопрос по порядку. Сангха России изначально вроде бы была образована правильно. Воспользовавшись доверием верующих и настоятелей дацанов, а также отсутствием у них знания нового закона, с группой приближенных Дамба Аюшеев регистрирует со своей стороны новую Сангху России, т.е. из традиционной Сангхи России образца 1996 года выделяется отдельная новая организация, где учредителями явля­ются всего три дацана: Иволгинский дацан, Агинский буддийский дацан, Дацан Жанчуп-Допанахан, г. Улан-Удэ (который не существовал на протяжении 15 лет, дацан Жанчуп-Допанахан является фи­лиалом Иволгинского дацана, создан в 90-х годах XX века). А где же остальные дацаны? Они исклю­чены из процесса создания Сангхи. Таким образом, был спровоцирован раскол.

Рекомендация Министерства юстиции Российской Федерации о проведении внеочередного созыва Сугунды не выполнена до сих пор. На Сугунды 1998 года устав Сангхи не обсуждался. Традиционные дацаны на момент Сугунды 1998 г. не прошли перерегистрацию по новому закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1 октября 1997 г. и де-юре не имели возможности прини­мать участие в собрании. Новая централизованная религиозная организация Сангха России образова­лась без участия большинства традиционных дацанов - три дацана не обеспечивают кворум общего собрания.

Новая Сангха России в 1998 году вышла из состава той Сангхи России, которая была образована в 1996 году. Так как на Сугунды 1998 года местные дацаны должны были присутствовать уже прошедшие перерегистрацию, на это указывает Минюст России, как местные религиозные организации. Это следует из норм закона, который гласит: «местные религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию (регистрацию), не могут учреждать Централизованную религиозную организацию». В свою очередь Централизованная религиозная организация не имеет права учреждать местную религиозную организацию, поскольку местная религиозная организация создается гражданами путем их добровольного волеизъявления. Далее новая Сангха России начинает опять создавать новые организации на базе старых дацанов, тем самым лишая их традиционности. По нормам российских законов юридически они ликвидируются. У них нет даже 15- летнего срока существования: традиционные дацаны как юридические лица образованы в 1999 г. или 2000 г. Например, Тамчинский дацан образо­ван в момент получения справки от новой Сангхи России. Тем самым многолетняя история оказалась ликвидированной. Тамчинский дацан теперь уже филиал новой Сангхи России, он не учредитель. В таком же положении и другие дацаны Сангхи.

Традиционная конфессия оказалась раздробленной на множество религиозных организаций, вместо объединения новая Сангха России пошла по пути раскола. Таким образом, Дамба Аюшеев ввел в заблуждение верующих и общественность не только р. Бурятии, России и всего мира в целом, он ввёл в заблуждение государственные структуры и правительство Российской Федерации, став представителем буддийской конфессии в совете по религиозным делам при Президенте Российской Федерации. Верующие оказались от­резанными от конфессии, были нарушены корпоративные права буддийской общины. Государство оказывает помощь не буддийской конфессии в целом, а группе людей во главе с Д. Аюшеевым. Некоторые политики используют его статус для достижения своих политических и коммерческих целей.


Как должно быть






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница