А. Б. Паткуль Понятие обоснования самообоснования позитивных наук в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера



Скачать 100.14 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата04.06.2018
Размер100.14 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


А.Б. Паткуль

Понятие обоснования самообоснования позитивных наук
в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Если судить по третьему параграфу «Бытия и времени» М. Хайдеггера, его замысел разработки вопроса о бытии имеет не только содержательное значение, но и методологическое: научно-философская разработка науки о смысле бытия вообще в конечном итоге способна, по его мнению, косвенным образом служить обоснованию нефилософских наук. Так, если разработка научно-философской идеи бытия вообще опосредованно позволяет сформировать также конкретное понятие бытия той или иной области существующего (природы, истории, математических предметов), которую, в свою очередь, выступают предметами соответствующих нефилософских наук. Таким образом, оказывается, что у каждой группы наук, имеющей своим предметом ту или иную область существующего, имеется соответствующая ей онтология, проясняющая бытие этой области. Но, со своей стороны, вся совокупность таких онтологий требует прояснение условий возможности через прояснение смысла бытия как такового.
Поскольку только его упреждающее прояснение способно позволить прояснение смысла бытия отдельных областей существующего.
В упомянутом параграфе Хайдеггер говорит: «Бытийный вопрос нацелен поэтому на априорное условие возможности не только наук, исследующих сущее как таким-то образом сущее и движущихся при этом всегда уже внутри определенной бытийной понятности, но на условие возможности самих онтологий, располагающихся прежде онтических наук и их фундирующих. Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной
категориальной системой, остается в основе своей слепой и извращением самого своего ее назначения, если она
прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную
задачу».
1
Для адекватного понимания данного хайдеггеровского тезиса следует воспроизвести проводимое им различие между философскими и нефилософскими (позитивными) науками.
Разведение этих видов научности основывается у Хайдеггера на принципиальном для его философии различии понятия бытия и понятия сущего (онтологической дифференции).
Бытие, согласно Хайдеггеру, не есть сущее (и это дает повод Хайдеггеру сопоставлять его с ничто, правда, такое сопоставление производится им в существенно отличном от гегелевского смысле.) Философ утверждает: «Бытие» действительно нельзя понимать как сущее; enti non additur aliqua natura: «бытие» не может прийти к определенности путем приписывания ему
1
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997, С. 11.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница