А. Б. Панькин стратегия формирования образовательных систем на основе этнокультурной коннотации



Скачать 185.34 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2018
Размер185.34 Kb.
  1   2

А. Б.Панькин

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОННОТАЦИИ*

Стратегия формирования образовательных систем на основе этнокультурной коннота­ции предполагает становление этнического самосознания личности; ориентирует на усвоение национальных ценностей наряду с общечеловеческими, обогащает личность и социум, способ­ствует гармонизации общественных отношений; обеспечивает важнейшее для формирова­ния личности ребенка право обучения и воспитания на родном языке; способствует развитию личностно ориентированного образования, учитывающего этносоциокультурные традиции.

Этнокультурная среда предполагает выработку у представителей данного этноса общности психологических черт и форм его жизнеобеспечения, когнитивной ориента­ции, этнического «самосознания», «стереотипа» и «менталитета», - являющихся функ­цией единой этнической картины мира (Р. Рэдфилл, А. Холлоуэл). Эти понятия одни из наиболее часто используемых в исследованиях и теориях, касающихся проблем этни­ческих отношений, предубеждений, межгрупповых восприятий и конфликтов.

Самосознание следует понимать не только как идентификацию - отнесение чело­веком себя к той или иной национальности, - но и как его представления о своём народе, его характерных чертах (национальные автостереотипы), культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, то есть образ «мы» [19, с.369]. Эт­ническое самосознание - важнейшая составляющая самосознания личности. Посред­ством его личность отождествляет себя с другими, т.е. соотносит себя, свои представ­ления и ценности с ценностями этноса, с особенностями своего этноса. Чем выше этническое самосознание, тем бережнее его отношение к культуре другого народа. Этническое самосознание отражает психологические особенности того или иного этноса, представляет собой тот уровень общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закреплённого в традициях и обычаях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, этнические представления и нравы, представление о своей этнической принадлежности. Этническое самосозна­ние свойственно не только индивиду, но и обществу, классу социальной группы, и является важным структурным компонентом национального сознания [24, с.26].

В структуре этнического самосознания, по мнению Ю.В. Бромлея, выделяют такие элементы, как этническая идентификация, представления о типичных чертах своей об­щности, её свойствах как целого. Представления о своём этносе не просто суммируют те или иные черты, но и при этом присутствует ценностное отношение к ним [ 15, с.411 ].

Исследования этнического самосознания, проведённые М.С. Коган эксперимен­тально выявили влияние возрастных, половых и других различий людей на формиро­вание этнического самосознания, показали сложную иерархическую взаимозависи­мость социально-психологических факторов с формированием и функционировани­ем этнического сознания и межнациональных отношений [20, с.93].

Анализ работ психологов, касающихся проблем этнического самосознания детей дошкольного и школьного возрастов, межэтнической ориентации, влияния родного и неродного языков на мыслительную деятельность людей и межэтническую иденти­фикацию человека, убедительно доказали роль учёта этнической специфики в умственной, учебной и производственной деятельности человека, в формировании его самосознания, межэтнической ориентации и установок. «Гордость за свою нацио­нальную культуру, стремление беречь и приумножать культурное наследие, воспиты­ваемые с детства, помогают формированию чувства самосознания» [25, с.496].

Значение категории «этнический стереотип» как элемента познавательного про­цесса подчеркнуто в большинстве исследований, посвященных межличностным и межгрупповым отношениям в разных этнических группах. Значение категории «эт­нический стереотип» как элемента познавательного процесса подчеркнуто в боль­шинстве исследований, посвященных межличностным и межгрупповым отношени­ям в разных этнических группах [1, 2, 3, 11,4, 5, 6, 13]. Существуют значительные расхождения в понимании функций и значения этнических стереотипов в социаль­ном восприятии и поведении.

Работа Липпманна [9, с.89] и методика исследования, разработанная Катцем и Брейли [8, с. 175-193], служили до настоящего времени эталоном для последующих исследований в этой области. Первоначальное определение Липпманном стереоти­пов как фактически неверных, порожденных нелогичным рассуждением и устойчи­вых было настолько широким, что большинство последующих исследователей про­сто принимали одну из этих характеристик за основной критерий этнического сте­реотипа. Особое внимание к различным критериям стереотипов, описанным Лип­пманном, и к значению, которое подразумевает каждый из критериев, привело к су­щественным расхождениям в современных концепциях стереотипа.

В своей книге «Общественное мнение» [9, с.81] У. Липпманн пишет о «квази­окружении», которое находится между человеком и внешней средой, что для упроще­ния связи со сложным окружающим миром человек создает персональную «карту в голове» - форму образа мира (упрощенный образ мира), детерминированную культу­рой: «Мы выбираем то, что наша культура уже определила для нас, и мы склонны воспринимать то, что мы выбрали, в форме стереотипа, созданного для нас нашей культурой» Этот процесс представляет собой тип своеобразного замыкания, который навязывает определенное содержание познавательному процессу даже до того, как поступающая, информация доходит до разума человека. Он подчеркивал устойчивый характер стереотипов и их сопротивляемость образованию. Таким образом, по мне­нию Липпманна, стереотип — это устойчивый познавательный образ, сформирован­ный культурой народа, опережает разум человека, полностью попадает во власть «кар­ты в голове» (упрощенный образ мира) выступает как социальный образ людей опре­деленного этноса. Стереотип опережает разум человека и поэтому он полностью по­падает во власть «карты в голове».

Этнический стереотип имеет две стороны - когнитивную (содержание) и аффек­тивную (предубеждение). Установка придает когнитивной стороне стереотипа содер­жание, направленность и определяет его интенсивность. Сначала у человека форми­руется установка, а затем установка наполняется соответствующим этой установке содержанием [27, с. 17]. То есть этностереотип может складываться как на уровне обыденного, так и на уровне теоретического сознания. На базе функционирования этнического стереотипа, возможно прогнозировать поведение и, основываясь на про­гнозе, устанавливать психологическую и одновременно коммуникативную дистан­цию, регламентирующую процесс межкультурного общения, где происходит сопос­тавление «своего с чужим» (М. Hewstone, R. Gilles).

Л.Н. Гумилёв [18, с. 189] считал, что процесс активной адаптации человеческих коллективов в этнической и природной среде заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков - неповторимый этнический стереотип поведения, кото­рый представляет собой «регулятивный инструмент этнического самосознания», «когнитивный инструмент поддержания оптимальной проницаемости этнических гра­ниц» (ГУ. Солдатова), выполняющий познавательную, коммуникативную функции, и функцию защиты.

Каждый этнос имеет не только свою собственную внутреннюю структуру, но и свой неповторимый стереотип поведения, который даёт возможность существования наиболее рациональным для имеющихся географических и климатических условий образом, и передаётся из поколения в поколение в процессе социализации. Структура этнического стереотипа поведения — это строго определённая норма отношений: между коллективом и индивидом; индивидов между собой; внутриэтнических групп между собой; между этносом и внутриэтническими группами. Этнической стереотип столь же динамичен, как и сам этнос. Иногда структура и стереотип поведения этноса ме­няются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а эт­ногенез не затух [18, с.92].

В сходных условиях представители различных этносов проявляют себя по-разно­му, что объясняется наличием у каждого этноса, так называемого национального ха­рактера, соответствующего сравнительно прочно сохраняющимся личностным чер­там и личностным моделям (типам личности), являющихся модальными для взрос­лых членов данного общества и отражающих психологические особенности предста­вителей того или иного этноса. Ни один из факторов не может дать удовлетворитель­ное объяснение национальных особенностей при игнорировании системы воспита­ния, складывающейся веками под влиянием условий материальной жизни общества. Образ жизни, практическая деятельность влияют на формирование национального характера, выступая как факторы воспитания. Национальный характер можно узнать, изучив национальную систему воспитания [16, с. 17].

Методологические подходы к исследованию национального характера, обычно группируют в два основных: культурно - центрированное (М. Мид, Р. Бенедикт) и личностно - центрированное. «Национальный характер соответствует сравнительно прочно сохраняющимся личностным чертам и личностным моделям (типам личнос­ти), являющимся модальными для взрослых членов данного общества» [7, с.983].

При личностно - центрированном подходе «национальный характер соответству­ет сравнительно прочно сохраняющимся личностным чертам и личностным моде­лям (типам личности), являющимся модальными для взрослых членов данного об­щества» [7, с.983].

При культурно - центрированном подходе понятие «национальный характер» от­носительно связано понятием «культурная модель поведения». Часть культуры состо­ит из поведенческих норм и стандартов. Другая её часть состоит из идеологических суждений и рассудочных объяснений некоторых форм поведения.

В XXI веке проблема возрождения и сохранения этнической культуры рассматри­вается как одна из основных для развития человечества. Особенно актуальна пробле­ма этнокультурного утверждения в полиэтнических государствах, в которых обычно остаётся мало возможностей для сохранения языков этнических меньшинств, приоб­щения молодого поколения к своей культуре, к многовековым нравственным и духов­ным этническим ценностям.

В России, в связи с её геополитическим положением как евразийского полиэтни­ческого, полилингвального, поликонфессионального и поликультурного государства, проблема отражения этнического своеобразия в структуре образования имеет боль­шую значимость. Причины, обусловливающие самоопределение в мировой цивилизации, соединение универсальных идеалов с этническими особенностями, среди ко­торых необходимость воспитывать у молодых людей чувство принадлежности к сво­ему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, педагогически воз­действовать на образ мышления этноса, максимально использовать накопленный эт­нокультурный опыт. Самое главное не допустить, чтобы дети стали «чужими у себя в стране» [10, с.40]. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является деятельность по формированию национально-региональных систем образо­вания, учитывающих этнорегиональные особенности культуры, что обусловлено не­обходимостью возрождения культурного потенциала каждого народа и его раскрытия посредством системы образования.

«Этнокультурная коннотация» представляет собой социальный феномен и подчёр­кивает этнокультурную особенность образовательной системы, она не просто указы­вает на этническую культуру, но и несёт обозначение её отличительных этнокультур­ных свойств, включающих в процесс обучения различные аспекты культуры корен­ного населения. Система этнокультурного образования способствует становлению этнического самосознания личности; ориентирует на усвоение национальных ценно­стей наряду с общечеловеческими, обогащает личность и социум, способствует гар­монизации общественных отношений; обеспечивает важнейшее для формирования личности ребенка право обучения и воспитания на родном языке; способствует раз­витию личностно ориентированного образования, учитывающего этносоциокультур-ные традиции.

Стремительное развитие этнокультурно ориентированных систем образования, спонтанно происходящие процессы становления этнически ориентированных обра­зовательных учреждений предопределили некоторые противоречия. Разрешение про­тиворечий возможно путём формирования этнокультурно коннотированных систем образования. «Этнокультурная коннотация» представляет собой социальный фено­мен и подчёркивает этнокультурную особенность современной образовательной сис­темы, она не просто указывает на этническую культуру, но и несёт обозначение её отличительных этнокультурных свойств, включающих в процесс обучения различ­ные аспекты культуры коренного населения. Образование рассматривается как важ­нейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культу­ры этноса. Его основу составляет система формирования этнического менталитета на основе познания этнокультуры.

Особенностью этнокультурно коннотированного образования является то, что оно представляет собой открытую систему, активно использующей в учебно-воспитатель­ном процессе родной язык как средство обучения и развития и этнокультурную тра­дицию, органически интегрированную в мировую культуру через государственные образовательные стандарты.

Эффективность использования родного языка, этнической культуры в образовании заключается в их эмоциональной насыщенности: их коннотации столь сильны, что прак­тически самодостаточны [23, с. 10]. Это обеспечивает развитие в ребёнке уверенности в своих способностях, возрождение этнического самосознания, ответственного за сохра­нение и развитие родной культурной традиции, восстанавливающих на их основе здо­ровый образ жизни, ответственное гражданское мышление. Отправной точкой являет­ся предположение о том, что этнокультурная система образования как важнейший и неотделимый элемент культуры народа проходит вместе с ней взаимозависимый путь развития, а целенаправленное и системное использование прогрессивных достижений элементов этнокультурной образовательной традиции является серьёзной предпосылкой формирования интеллекта и совершенствования личностной структуры представи­телей молодого поколения века информационных цивилизаций.

Образовательная система конструируется как система с заданной формой и оп­ределённым содержанием образования позволяющим решить задачи, актуальные практически для всех регионов: стать реальным механизмом общественно-эконо­мического и этнокультурного развития регионов, способствовать становлению эт­нического самосознания личности; ориентировать на усвоение этнокультурных цен­ностей наряду с общечеловеческими, обогащать личность и социум, способствуя гармонизации общественных отношений; обеспечивать важнейшее для формиро­вания личности ребенка право обучения и воспитания на родном языке; способ­ствовать развитию личностно ориентированного образования, учитывающего этносоциокультурные традиции.

Необходимо используются личностный, этнопедагогический, языковой, билингвистический подходы, разрабатывается проект двуязычной школы, работающей в контексте личностно ориентированной образовательной парадигмы и ориентирую­щей личность на общечеловеческие ценности через этническую культуру.

Приобщение к этнокультуре начинается с раннего детского возраста. Формирует­ся интерес и привычка к этнокультурным традициям через организацию праздников, трудового и эстетического воспитания на традициях декоративно-прикладного ис­кусства, посредством «погружения» в языковую среду, культуру и этикет. Целесооб­разно изучение родной культуры на своём языке, ознакомление с различными нацио­нальными играми, обычаями и другими духовными ценностями. Доброжелательная эмоциональная атмосфера, обеспечивающая психологический и социальный комфорт, толерантность, - важнейшее условие воспитательной работы.

Обучение культуре речи и письма на родном языке происходит на основе народ­ных сказок и легенд. Повышаются роль и функции фольклора, традиций и обычаев, народных игр (особенно шахмат), национальных видов искусства, праздников, тра­диций народной педагогики. Очень важно, чтобы обучение ребёнка начиналось на его родном языке, поскольку это создаёт необходимые условия для развития его лич­ности, улучшает возможности социальной адаптации. Желательно создавать учащимся такие условия, чтобы они как можно дольше продолжали образование на родном языке. Приемлемая альтернатива этому — двуязычная средняя школа, в которой ученики — представители национальных меньшинств наряду с родным также обучаются и госу­дарственному нормированному языку.

Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциа­ла каждого народа и сохранения его посредством системы образования, ориентация содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Необходимо опреде­лить сущностные характеристики и основные структурные компоненты этнокультур­ной системы образования, раскрыть малоизученные аспекты возрождающихся сис­тем образования, в частности, личностный, этнопедагогический, языковой, билингвистический, обосновать концепцию развивающейся этнокультурной системы обра­зования и разработать научно-педагогические основы проектирования и формирова­ния двуязычной этнокультурной школы, работающей в контексте личностно ориен­тированной образовательной парадигмы и ориентирующей личность на общечелове­ческие ценности через этническую культуру.

Крайне важно освоение родного языка, являющегося не только средством обще­ния, но и средством «распредмечивания» культуры и менталитета своего народа. Это нельзя понимать упрощённо, как только преподавание родного языка или использование национальных обычаев в учреждениях образования, нельзя ограничивав только изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически ориентированных предметов. Необходимо развивать ребёнка как личность, восходящую родной культуры к мировой через общероссийскую. «На передний край выходит дача формирования интеллекта в широком смысле слова: способностей и техш мышления, понимания, коммуникации, рефлексии и действия без подавляющей с занности тем или иным типом предметов и специального содержания. Содержат образования становятся методы мышления и деятельности, взятые в их историчес! эволюции и развитии».

Основные направления деятельности по формированию системы этнокультурно коннотированного образования:

Приобщение к этнокультуре начинается с раннего детского возраста. Дошкольное образование имеет исключительно важное значение в становлении личности, поэтому приобщение детей к этнической культуре имеет неоценимое значение. Если и существуют ещё сомнения относительно психолого-педагогических преимуществ первоначального обучения на родном языке, то лишь потому, что для детей - представителей национальных меньшинств овладение «официальным» языком считается делом более важным, чем интеллектуальное и эмоциональное развитие, становление личности таких детей или даже будущее самой этнической общности. Родной язык изучают все дети без исключения. На нём организуется воспитательно-образовательный процесс, общение. Формируется интерес и привычка к этнокультурным традициям народа через организацию национальных праздников, трудового и эстетического воспитания на традициях декоративно-прикладного искусства, посредством «погружения» в языковую среду, культуру и этикет. В штатах дошкольных групп предусматривается единица «бабушка», обеспечивающая создание развивающей, языковой среды и воспроизводящая «трёхпоколенную семью» (Г.Н. Волков). Создаются предпосылки для развития чувства равенства языков и культур. Целесообразно изучение родной культуры на своём языке, ознакомление с различными национальными играми, праздниками, обычаями и другими духовными ценностями. Прививается уважение к законам и обычаям предков, передаваемым из поколения в поколение, оказывается помощь ребёнку в изучении своей родословную, происхождения фамилии, значения его имени, обращается внимание на нравственно-этическую культуру поведения мальчиков и девочек. Доброжелательная эмоциональная атмосфера, обеспечивающая психологический и социальный комфорт, толерантность, — важнейшее уело] воспитательной работы.

Начальная школа (1-4 классы) закладывает основы функциональной грамотно учащихся на русском и родном языках, приобщает к началам этнической, российской и мировой культуры, основам нравственного и гражданского воспитания, развив способность к образному восприятию мира, учит прослеживать связь своих деист] с окружающим миром. Обучение культуре речи и письма на родном языке происходит на основе народных сказок и легенд. Образное обучение и занятия искусством помогают детям развивать чувство формы, культуру речи, понимание родного языка как основы культуры. Учебно-воспитательная работа строится на основе этнопедагогической концепции Г.Н. Волкова [17]. Повышаются роль и функции фольклора, традиций и обычаев, народных игр (особенно шахмат), национальных видов искусе: праздников, традиций народной педагогики. В штатах начальных классов также г усматривается единица «бабушка». Важно ежегодно 1 сентября проводить праздник традиционной письменности, изучать её на уроках с 3 класса начальной школы и в последующем использовать параллельно с государственной письменностью. Родной язык - наиболее совершенное лингвистическое средство. Учебно-воспитательный процесс организуется с 6 лет народном языке, среда общения в моноэтнических клас­сах - на родном языке, в полиэтнических классах родной язык изучается как предмет. Родной язык изучают все учащиеся без исключения.

Средняя полная школа (5-12 классы). Осваиваются этнокультурные ценности, спо­собствующие формированию национального самосознания, развивающие чувство ответственности за будущее этноса, его языка и культуры. В процессе изучения род­ного языка, истории народа, географии и других предметов гуманитарного цикла ос­ваиваются социально-этические, нравственные формы поведения, формируется ми­ропонимание и национальное гражданское самосознание. Используются параллель­но тексты на традиционной и современной письменности. Обеспечивается уровень владения языками, достаточный для интеграции выпускников школ в систему про­фессиональной подготовки Российской Федерации и других стран. 9-12 классы фор­мируются как гуманитарные профильные классы (этнопедагогические, филологичес­кие, переводческие, прикладного искусства, историко-литературные, культурологи­ческие) с преподаванием предметов региональной компетенции на родном языке. Вводятся переводные и выпускные экзамены, обязательные для всех. Выпускники в равной степени владеют языком национального меньшинства и русским языком. Ос­новная задача современной школы - становление личности в условиях многоязычия и поликультурности. Желательно создавать учащимся такие условия, чтобы они как можно дольше продолжали образование на родном языке. Идеальным является обу­чение на родном языке до самого её окончания. Приемлемая альтернатива этому — двуязычная средняя школа, в которой ученики - представители национальных мень­шинств наряду с родным также обучаются и государственному нормированному язы­ку. Принципиально важно, чтобы средняя полная школа обучала родному языку и посредством родного языка, превращаясь в активную действующую силу, обеспечи­вала преемственность культуры. Учебно-воспитательный процесс организуется на родном и государственном языках. В зависимости от наличия подготовленных кад­ров, многие учебные предметы преподаются на родном языке. Для стимулирования языковых процессов необходима систематическая организация олимпиад, конкурсов на темы, связанные с владением родными языками и культурой, знанием фольклора и литературы. Выпускники в равной степени владеют государственным, родным и как минимум одним иностранным языками.

Параллельное развитие общегосударственного и национального языков - важней­ший фактор адаптации, развития и сохранения народов. Даже когда национальные мень­шинства обладают достаточными политическими гарантиями и культурной автономи­ей для самостоятельного решения своих этнолингвистических проблем, они, по необ­ходимости, являются всё же билингвами. Даже если их родной язык используется в качестве единственного средства обучения в начальной школе, основной язык данной страны («объединяющий», «государственный», «общенациональный») неизбежно пре­подаётся в большем объёме. Национальные меньшинства всегда ощущают на себе если не прямое, то косвенное давление и не могут оградиться от других культур [3].

Для того, чтобы говорить о паритетном национально-русском двуязычии с при­оритетным использованием родного языка как средства обучения необходимо создать предпосылки развития чувства равенства языков и культур. В современном полиэт­ническом мире сохранение языков малочисленных народов невозможно без активного участия и помощи представителей других этносов в процессах формирования поддержания среды общения (языковой среды). Язык развивается тогда, когда на нем говорят и пишут об истории, политике, культуре и науке. Все другие варианты самообман и самоуспокоение. Сохранение и развитие языков национальных меньшинств возможно только в системе целостного, непрерывного этнокультурно коннотированного двуязычного образования от дошкольного до высшего профессионального. Основная цель — реальный билингвизм [21]. Обучение языку титульного у всех детей национальных регионов России является гарантом формирования реального двуязычия в этих регионах. Оно таит в себе неисчерпаемые политические, образовательные и воспитательные возможности и является основой подлинного культурного и личностного обогащения молодежи, гарантией будущего, здорового обе в национальных регионах России. Работа по совершенствованию речи должна вестись не только на уроках русского и родного языков, но и на других уроках. Учителю необходимо уделять внимание языковой стороне всех изучаемых детьми предметов [22 некультурно ориентированные школы развиваются в режиме постоянного педагогического поиска, на уровне элитарных учебных заведений. В каждом районе открывается этнокультурологическая гимназия, готовящая возможных носителей личностного сознания, придающих стабильность этнической картине мира. При этом «га целью обучения будет эмоциональное развитие индивида, совершенствован] самопознания, а также воспитание в нём чувства ответственности за будущее щества, а не только обучение» [14, с.29]. Каждое образовательное учреждение –центр этнокультуры в своём микрорайоне.




Каталог: text -> TRUD
text -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
text -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
text -> А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Новый курс) Москва, 2002 ббк 74. 00 А 49
text -> Урок по главе 2 «Развитие общества»
text -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
text -> На заседании Ученого Совета философского факультета
text -> Культурно-историческая концепция и проблема субъективной самоинтерпретации в современной нарративной психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница