А. Б. Гофман Существует ли общество?



Скачать 452.68 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата28.07.2018
Размер452.68 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Электронный ресурс
А. Б. Гофман
Существует ли общество?
От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности
Перепечатка с сайта Института социологии РАН http://www.isras.ru/
URL: http://www.civisbook.ru/files/File/gofman_oshestvo.pdf


А.Б. Гофман
Существует ли общество?
От психологического редукционизма к эпифеноменализму в
интерпретации социальной реальности
Статья основана на докладе, сделанном автором на ХУII Международном
Конгрессе франкоязычных социологов (гор. Тур, Франция, 6 июля 2004 г.)


Еще лет тридцать назад, не говоря уже о более ранних временах, идея существования социологии без понятия общества казалась немыслимой или странной. В частности, именно на этом основании некоторые теоретики отказывались считать социологией этнометодологию. Заголовок посвященной этому статьи 1973 года:
«Этнометодология: социология без общества?», - очень характерен в данном отношении. (См:8). В ту эпоху в социологии почти безраздельно господствовал структурный функционализм, который некоторые теоретики провозгласили даже синонимом социологического подхода вообще. В социальной онтологии в целом преобладал социальный реализм, в социальной эпистемологии - номотетическая и холистская точки зрения.
Еще в середине 80-х годов Раймон Будон констатировал, что
«...холистский образ мышления продолжает доминировать в социальных науках»(3. С.55). В связи с этим время от времени высказывалось беспокойство по поводу «сверхсоциализированной концепции человека» в социологии (См.:13). Даже в номиналистских трактовках общества парадигмальный статус последнего выглядел неоспоримым.
Но в это же время положение постепенно начинает меняться: все более усиливается противоположная тенденция, имеющая, как и предыдущая, давнюю традицию. Индивидуализм (методологический и не только) становится все более влиятельным, а холизм и социальный реализм в социологии подвергаются все более энергичной критике.
1
В дальнейшем, вместе с ростом популярности утилитаристских и экономических моделей человека в социологии, теорий обмена и рационального выбора, на первый план выдвинулись интерпретации социальной реальности, основанные на принципах социального номинализма и психологического редукционизма. В настоящее время вновь, как и на рубеже ХIХ-ХХ вв., с таких позиций критикуются представления об обществе как специфической реальности, как об особого рода существе, наделенном сознанием, разумом и волей. В этой связи и само понятие общества как такового подвергается сомнению и критике. И хотя старый вопрос о соотношении общества и индивида чаще всего (и совершенно справедливо) трактуется как псевдопроблема, именно индивиды с их мотивациями, объяснениями и стремлениями интерпретируются как единственная, подлинная и «реальная» реальность
1
Свой анализ холистских теорий в социальной науке Д.Филлипс завершил категорическим выводом: «Холизм, если подходить к нему серьезно, - это, в сущности, неработающая доктрина» (9.С.123).


Каталог: files -> File
File -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
File -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
File -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
File -> Реферат на тему «Древнегреческий математик Пифагор и нумерология»
File -> Реферат Великие математики древности: Пифагор, Евдокс, Архимед
File -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница