7 теория познания



страница1/15
Дата26.05.2018
Размер0.67 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

7 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ


  1. Метод сомнения Декарта

  2. Рационализм и эмпиризм: Два ответа на картезианское сомнение

  3. Лейбниц и рационализм

  4. Юм и эмпиризм

  5. Кантовское разрешение спора между рационализмом и эмпиризмом

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)

всемирно признан среди философов как первая крупная фигура Нового времени. Декарт родился в маленьком городке в провинции Турепь во Франции, воспитывался иезуитами и на протяжении всей своей жизни оставался набожным католиком. Самые ранние его интересы проявились, главным образом, в математике и физике, именно в двух областях, в которых были сделаны замечательные открытия многими европейскими мыслителями на континенте и в Англии. Когда ему было двадцать лет, Декарт, возможно в результате драматического образа, созданного в его сознании тремя видениями, замыслил грандиозный план — сформулировать совершенно новую систему науки, основанную на математике. Хотя он так никогда и не выполнил этой неразрешимой задачи, его вклад в математику и физику обеспечил ему место в первых рядах среди представителей науки XVII в.

На протяжении всей своей жизни Декарт прежде всего интересовался проблемами методологии, в частности, проблемами очевидности и достоверности. Его первая работа носила название «Правила для руководства ума». Он предполагал в ней установить соответствующие процедуры, с помощью которых можно исследовать какую-либо проблему, избегая ошибок и путаницы. Самая знаменитая его работа «Размышления о первой философии» сразу была вызовом всей общепризнанной тогда философии науки. Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, па которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетней традиции аристотелевского философствования. В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница