7. общая структура и состояние системы человек — мир. Диалектика и ее альтернативы. Логика общественного развития



страница1/6
Дата05.01.2018
Размер0.49 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6

7. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК — МИР. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ. ЛОГИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.

Как говорилось во вступительной теме, объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", которое рассматривается под углом зрения выявления природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей познания его и преобразования. Решение этой проблемы в наиболее общей форме выразилось в раскрытии предельных оснований бытия мира и человека, в выяснении, что лежит в основе мира и человека: материальное или духовное начало. В предыдущих темах освещению этой проблемы и было уделено главное внимание.

Но для осознания человеком своего отношения к миру и к себе важным является также выяснение вопроса о том, как этот мир бытия человека устроен, безотносительно к тому, что лежит в его основании: он представляет собой единое целое или совокупность множества не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов, находится он в состоянии покоя или в постоянном движении, изменении, развитии, а также в нем существуют всеобщие связи и отношения, какие в нем действуют законы. Иными словами, перед человеком встал вопрос об общей структуре и состоянии, в котором система человек-мир находится.

Ответы на эти вопросы формировались в ходе исторического процесса развития философской мысли в зависимости от степени освоения человеком окружающего мира, от уровня развития его познавательных способностей и практически-преобразовательных возможностей.

В истории философской мысли сложились две основные концепции решения этого вопроса: метафизическая

299
и диалектическая (в первой теме дана их самая общая характеристика). В каждой этой концепции вопросы об общей структуре и состоянии системы человек-мир решались в зависимости от решения вопроса о предельных основаниях бытия мира и человека. Поэтому складывались материалистическая и идеалистическая концепции как метафизики, так и диалектики. Кроме того, в каждой из этих концепций осознание человеком действительности выражено в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом и логическом. Онтологический аспект, его специфика определяется тем, что содержание этих концепций является объективным по своему содержанию и каждая из них претендует на то, чтобы дать объективно достоверное знание о мире и человеке в их бытии. Однако отражение мира в сознании человека осуществляется не зеркально, а через призму его потребностей и интересов. Поэтому человек видит в мире не все, что там есть, а прежде всего то, что ему нужно, а также не всегда таким, каким оно есть в действительности, а таким, каким ему необходимо и хочется.

Само познавательное отношение человека к миру и к себе является практическим по своей природе. Поэтому в ходе истории философской мысли этот важный вопрос, как и другие вопросы, касающиеся выяснения предельных оснований бытия мира и человека, решались по-разному, концепции наполнялись конкретным историческим содержанием. Практика все время корректировала представление человека о всеобщих связях и законах объективной действительности и духовной жизни человека. Следовательно, гносеологический аспект решения вопроса об общей структуре и состоянии системы человек-мир находит свое выражение в том, что история и логика его решения отражались в истории теории через призму истории и логики интересов познающих субъектов.

Логический аспект решения указанного вопроса заключается в том, что результаты его решения нашли свое воплощение в системе понятий, категорий, законов, которые, возникнув, сами приобретают относительную самостоятельность и становятся для человека методом познания и преобразования мира и самого человека.

Содержание диалектической и метафизической концепций с развитием философской мысли претерпевало существенные изменения. Ход истории подтверждает жизненность диалектической концепции, ее теоретическую и практическую значимость. Поэтому этой концепции следует уделить особое внимание.

300
Значение диалектической концепции развития не ограничивается только решением вопроса о всеобщих связях и законах действительности, так как его решение неразрывно связано с вопросом о природе и сущности мира и человека. Вопрос о природе и сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия и вопрос об общей структуре и состоянии, в котором система человек-мир находится — это ведь только две стороны отношения человек-мир. Поэтому их решение взаимодополняет друг друга.

Тезис о первичности материи и вторичности сознания дается в курсе философии первоначально то ли как опытное (полученное на основе частных наук или практики), то ли как интуитивно очевидное знание. Но ни тот, ни другой вид знания не способен обосновать этот тезис в его всеобщности и необходимости. Стало быть, его еще надо обосновать в рамках самой философии, теоретически (в категориальной форме), показав, что материя с необходимостью порождает мыслящий дух. Проследить же этот процесс и выразить во всеобщих определениях можно только с помощью диалектики.

Но кроме внутрифилософского диалектика имеет также самостоятельное значение как способ рассмотрения действительности — внешнего мира, его познания и мысленной переработки знаний о нем, а также самого человека с его внутренним миром, т.е. как теория развития, теория познания (гносеология) и теория мышления (логика). Эти три функции диалектики органически связаны между собой, образуя триединство. Ибо сама диалектика как научная теория, во-первых, есть форма мысли (логика); во-вторых, характеризует способ познавательного отношения к объекту (есть гносеология); в-третьих, она есть учение о развитии как объективном процессе (онтология).

Последний аспект является ведущим, определяющим, ибо сам процесс познания и процесс мысленного воспроизведения его результатов тоже можно и нужно рассматривать как специфические разновидности развития: развивается не только познаваемый объект, но и само познание и наши знания об объекте. Стало быть, постижение диалектики как теории развития дает необходимую основу и ключ к пониманию двух других ее функциональных форм.

301


Каталог: Електронна%20бібліотека -> Підручники -> Соціально-гуманітарні -> АА%20Підручники%20посібники -> Основи%20філософських%20знань -> Философия%20ЮВОсичнюк
Философия%20ЮВОсичнюк -> Программа курса философии для высших учебных заведений
Підручники -> Конспект книги Теория государства и права: курс лекций
Підручники -> 2. Проблемы мира и человека в истории философской мысли Исторические предпосылки возникновения философии
Електронна%20бібліотека -> Риторика в россии XVII xix в. Прочитав главу, вы узнаете
Електронна%20бібліотека -> 2. Проблемы мира и человека в истории философской мысли Исторические предпосылки возникновения философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница