5. Наши кармические компаньоны docx



Скачать 216.37 Kb.
Дата23.07.2018
Размер216.37 Kb.




НАШИ КАРМИЧЕСКИЕ ПОПУТЧИКИ
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ И БЛИЗКИХ СВЯЗЕЙ
Если отличительным признаком антропософии является глубокий интерес к тайне человеческой жизни, то главными элементами этой тайны, о которой мы абстрактно говорим как о судьбе, составляют узы дружбы, связи с семьей, товарищами, коллегами.

Безусловно, каждый из нас живет как отдельный индивидуум, следуя собственным стремлениям, тем не менее уникальность каждого в значительной степени определяется невидимой паутиной человеческих отношений, в которых он состоит. Небольшое воздействие на жизнь человека приводит к резонансу, возникающему то тут, то там совершенно непредсказуемо.

В ребенке эта паутина отношений существует долгое время скрыто, самые важные отношения выглядят случайными, их значение становится понятным позже. У старшего поколения переплетенье связей хранится в богатстве жизненных воспоминаний: это места и обстоятельства их встреч с людьми, но главным образом это их взаимосвязи с людьми, которые были попутчиками на их жизненном пути.

Поговорим об этих попутчиках: одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только некоторое время. Некоторые связи выдерживают испытание временем, другие заканчиваются. Есть люди, появление которых в нашей жизни меняет все, ничего уже не остается прежним. Другие же остаются на периферии, помогая или причиняя вред, или, возможно, сохраняя нейтралитет.

Встречая это множество героев на сцене наших жизни, мы переживаем периоды интереса и охлаждения; привязанностей и разочарований. Наши переживания, вызванные влиянием родителей, родственников, учителей и наставников того или иного вида бесконечно разнообразны – их невозможно перечислить.

В антропософских кругах мы часто сталкиваемся с тем, что одни и те же люди снова и снова собираются в разных местах и при различных обстоятельствах - как будто «создатели» этих сетей хотели удостовериться, что "порученные миссии" будут выполнены.


БЫТЬ СОВРЕМЕННИКАМИ
Несмотря на разнообразный характер человеческих отношений - помощь, вред или безразличие; любовь, враждебность или нейтралитет - в них есть общее: все мы современники. Мы одновременно находимся здесь на земле. Мы принадлежим определенной фазе времени.

В действительности мы воплощаемся волнами, появляясь как бы по сменам, составляя вместе группы на основе возрастного признака. "Если вы живете с определенными людьми на земле, то вы были с ними в предыдущей жизни... и вы были с ними также два воплощения назад... Это факт, что продолжающаяся жизнь человечества происходит ритмически"'.62

Правда, есть странные случаи одиночек, родившихся несвоевременно, лишенных близких связей, как будто родившихся слишком рано или слишком поздно, но это исключения.

В юности наше осознание современной жизни менее остро, чем в зрелости. Но мы можем оглянуться назад, чтобы понять, какое удивительное множество более старших людей находилось вокруг нас, и как мы совершенно не осознавали переплетенье их судеб, их трагедии, радости или успехи. Когда мы становимся старше, эта «стена старцев» удаляется, и все вокруг нас, кажется, принадлежит нам, нашему времени. Затем, с середины жизни, постепенно выясняется, что за нами уже новое поколение. Мы и они больше не одно. Ушли многие из тех, кто были "нашими", наши наставники, авторы, которых мы читали, великие актеры, художники или музыканты. В конце концов, мы оказываемся среди "оставшихся в живых", большинство наших современников теперь живет по ту сторону порога. Импульс, который объединял их мысли, растет дальше. Мы вспоминаем "когда...", и думаем о днях, которые были. Все больше мы становимся иностранцами, ничто, кажется, не имеет уже смысла. Эти переходящие увлечения, мода и тенденции, так нетерпеливо подхватываемые новой волной, кажутся бессмысленными. Прежний опыт вовлеченности в современную жизнь уступает дорогу отчуждению.


ЧТО МЫ ДОЛЖЫ ДРУГ ДРУГУ
Запас воспоминаний - сокровище каждого человека. Он дает ощущение самого себя посреди мелькающих жизненных сцен. Все же, оглядываясь назад на прошедшие события, мы видим не только себя, но также и многих других. Мы помним их, конечно, но как много теряется из-за нашей центрированности на себе. И как мало мы понимаем, сколь многим обязаны другим людям в прошедших годах.

Действительно хорошей задачей является субъективный обзор жизни. «Оглянитесь на свою жизнь, обращая меньше внимания на то, что интересует Вас в собственной личности, а много больше - на тех, кто общался с вами, возможно раня Вас – часто раня с пользой для Вас. Становится очевидным как мало причин для того чтобы считать собственной заслугой становление себя как личности»63.

Сколько всего было, что другие сделали возможным! Чем наша жизнь была бы без них? Прорываясь через эту иллюзию "я, меня, мое или мной", которая маскирует наши воспоминания, мы приходим к удивительному открытию. Представьте себя, родившимся в другом окружении, семье, обстоятельствах, с иным образованием -сколько от теперешнего "вас" было бы в этом человеке?

Все, что я сегодня - почти все - появилось как влияние от кого-то еще. Язык, привычки, личные черты, познания - все, что я обычно принимаю за "я"- пришло от родителей, воспитания, учителей, от тех, кто вокруг.

Если в течение формирующих лет нас создают окружающие люди, кто же тогда собственно мы сами по себе? В определенный момент мы начинаем понимать, что это "меня", я сам, сродни небольшому количеству желеобразной рыбы - бесформенный, аморфный шарик, уплотненный и сформированный направляющими воздействиями то с одной стороны, то с другой. В нас проясняется понимание того до какой степени мы были сформированы окружающими людьми.

Вторая мысль, которая приходит на ум: неотъемлемым в этих оставляющих след впечатлениях, которые создают нам характер, является без сомнения наша реакция. Одно мы принимаем, другое отвергаем. Одному учимся, другое игнорируем. Одни влияния проникают глубоко, другие – поверхностны.

Существовала избирательность в наших действиях. Теми поразительными способностями подражания и обучения, которые позже исчезли навсегда, управляло что-то внутри нас. С течением лет, внутренняя судьба показывает свой почерк. Еще не зная ее, мы приняли решение быть сформированными теми, кого мы любим, с кем мы чувствовали близость. "Я" - еще не проявляясь - создавало личность, которой мы хотели быть.

Много самомнения могло быть преодолено, если бы мы действительно считались с влияниями других на нашу жизни. Несчастная привычка к эгоцентризму, к которому большинство из нас склонно, может быть ослаблена через пробуждение чувств благодарности, признательности и признания выдающихся вкладов, которые были сделаны и непрерывно делаются другими людьми в нашу жизнь.


СВЯЗИ В МОЛОДОСТИ И СВЯЗИ В СТАРОСТИ
Имеет смысл исследовать структуру в целостности, некоторый замысел, который объяснит взаимодействие человеческих связей. Очень немногие из нас проходят жизнь от начала и до конца с постоянными спутниками. Родители, братья и сестры, родственники, школьные друзья и учителя – это те, кто влияет на нас в первой части жизни. Затем у большинства из нас заметно изменяются местонахождение и среда общения. Супруг, дети, коллеги по работе и знакомые - это совершенно другая группа. Родственники и друзья более ранних лет отступают на задний план.

Мы сами становимся действительно другими, наши отношения - еще больше. В ранние годы жизни о нас заботились другие люди, делали что-то для нас. Позже мы должны заботиться о других, оказывая поддержку и принося жертвы.

Положим абстрактно, что в наших отношениях мы начинаем с "роли получающего", позже переходя к "роли дающего". Получение и Отдавание являются двумя главными жестами двух отличающихся половин жизни.

Не можем ли мы тут справедливо спросить, почему происходит такое радикальное изменение роли и характера жизненной сцены, будто сценарий для второго акта является едва ли не другой пьесой? Может ли так быть, что в предыдущей совместной жизни были сформированы связи, которые здесь странными способами начинают давать плоды; и это регулярное чередование - глубоко внутренняя сторона судьбы?

В лекции 1912 года мы находим мысль, которая может дать нам ключ. Она может заставить нас оглядываться с благоговейным страхом на наших друзей; оглядываться назад с вопросами и изумлением на тех, кто направил нас по нашему пути. В середине жизни мы снова встречаем тех, кто был когда-то с нами в качестве родных и близких. В детстве рядом с нами те, с кем мы когда-то штурмовали вершины жизненных гор. Происходит смена и преобразование взаимодействий – от более внутренних к более внешним, от взаимодействий в доме к взаимодействиям в мире.

"Существует проверенный поразительный факт ... Исследование встреч с другими людьми, которые возникают в середине жизни, показывает, любопытным образом, что это те люди, с которыми, в предыдущем или в еще более раннем воплощении человек был вместе в начале своей жизни, в его самом раннем детстве."

"В середине жизни - как правило это так, но не всегда - человек сталкивается при некоторых обстоятельствах внешней кармы с теми людьми, которые в более ранней жизни были его родителями.... Когда человек возраста, скажем, лет 30, вступает в некоторые отношения с кем-то, возможно, он влюбляется, или у него появляется значимый друг, происходят крупные ссоры или имеет некоторый другой вид контакта, многое станет понятным, если, для начала в качестве эксперимента, он будет думать о возможности, что когда-то в отношениях с этим человеком он был его родителем или ребенком."

" С другой стороны... те, с кем мы были вместе в самом раннем детстве - родители, братья и сестры, приятели или другие люди, окружавшие нас тогда - как правило, являются людьми, с которыми в предыдущем воплощении мы сформировали некоторое знакомство, когда нам было приблизительно около 30; в очень многих случаях обнаружено, что эти люди - наши родители или братья и сестры в нынешнем воплощении.

"Это может показаться необычным, но давайте только попытаемся увидеть, как этот принцип управляет нашей жизнью, и мы увидим сколь много становится более понятным."63
РАССТАВАНИЯ И КОНЕЦ ОТНОШЕНИЙ
С точки зрения этого аспекта, можно получить некоторое понимание того, что кажется феноменом современности: недолго длящиеся связи под названием роман, брачное приключение или дух независимости.

Часто полные боли, временами наполненные эмоциональными расстройствами или трагедиями - а зачастую и глупостью - такие расставания глубоко ранят. Многие из них были необходимы, как мы понимаем позже. Некоторые люди умеют забывать и прощать, как будто было приведено к действию немного космического юмора.

Расставания и окончания - часто загадки без ключей, если мы не предполагаем поработать над тем, что невидимо глазу. У людей действительно есть дела по отношению друг к другу. И большая часть происходящего сегодня осталась незаконченной в прошлой старости и теперь нуждается в завершении. Следующая цитата предлагает объяснения с одним или парой уроков относительно последствий эгоизма или возможностью чрезвычайной скуки.

"Вот что мы обнаруживаем обычно. Два человека, которые в более поздней земной жизни в юности имели дружбу, которая впоследствии была разрушена - в более раннем воплощении были друзьями в конце жизни. Если Вы наслаждаетесь дружбой с человеком в поздние годы жизни, у Вас есть внутренний импульс также, чтобы узнать... его как друга в юности. Вы не можете сделать это в настоящей жизни; поэтому вы делаете это в следующей.

Возникновение этого импульса - в них обоих или в одном из них – и прохождение его через смерть имеет большое воздействие…

В таком случае в духовном мире, существует что-то подобное "пристальному смотрению" на период молодости... и вы не развиваете импульс к знакомству с вашим другом еще раз в зрелые годы. И тогда, в вашей следующей жизни на земле дружеская связь - уже запрограммированная жизнью, что вы прожили прежде, чем спустились на землю - в молодости будет разорвана.

Во всех случаях, о которых я знаю, это неизменно было так. Если бы эти два человеческих существа остались объединенными в будущем, если бы их дружба в юности не была разорвана, то они устали бы, им стало бы скучно друг с другом, потому что в действительности их дружба в зрелые годы предыдущей жизни приняла слишком эгоистичное направление.

Эгоизм дружбы в одной земной жизни мстит за себя кармически потерей той же самой дружбы в других жизнях....

Так происходит во многих случаях: Два человеческих существа идут своим путем, каждым из них обособленно, пока им не наступит, скажем, двадцать лет; с этого времени они продвигаются в дружеских отношениях. Тогда в следующей земной жизни, соответственно, мы получаем картину дружбы в юности, после которой их жизни идут обособленно"64.'
НАШИ УЧИТЕЛЯ И МЫ
Учителя имеют большое влияние на нашу жизнь, осознаем мы это или нет. В большой степени именно они определяют в какой культурной обстановке мы оказываемся в более поздние годы.

Но учителя учителям рознь. Многих мы забываем. Тех, кто протаскивал нас вперед сквозь школьную рутину, но оставил нетронутыми как личность. Все же были те, кто выделялся. Кто из них? Это те люди, воздействие которых вызвало некий отклик, подобный цветку, раскрывающемуся навстречу солнечному свету: раскрытие в нас еще не проявившихся потенциалов, побуждение желания подражать, быть похожим, работать над способностями, о которых мы и не имели представления. Что происходило между нами?

О тех, кто во взрослых годах столкнулся с Рудольфом Штайнером, говорят, что некоторые на самом деле могли отдать свою жизнь за работу с ним рядом, и за свои внутренние стремления . Это верно также в отношении индивидуальностей меньшего масштаба, более понятных. Мистерия: «Твоя воля да будет моей.»

Эта тема "поиска учителя" обширна сама по себе. То, что мы хотим вкратце исследовать, – это таинственная сила, действующая в тех драгоценных случаях, в которых, по-видимому, судьба показывает свою власть. Здесь очевидны не только кармические узлы из прошлого, но также и реально происходящие в настоящем метаморфозы душевных сил. Кроме того, они имеют значения для будущих жизней.

Всегда поражает до глубины души то, что основы для сил мышления современного человека души сознательной были заложены в Орфических Мистериях с помощью чувственного проживания музыки. Следует обратить внимание, что подобные метаморфозы могут быть задействованы между учеником и учителем. Чтобы появились эти волшебные отношения, обращение к жизни мышления и идей, которое делает великий учитель, должно иметь свои корни в опыте глубинных переживаний в предыдущем воплощении.

Следующая ссылка может дать нам почву для размышлений относительно нашего собственного прошлого, нашего настоящего и будущего, которое мы формируем сейчас.

"Люди не всегда чувствуют пренебрежение по отношению к тем, кто был их учителями; многие вспоминают с внутренним счастьем тех, кто обучал их. Когда это так, воспоминание может углубиться в очень внутреннее переживание. Это может прийти к нам между семью и четырнадцатью годами. Например, мы всегда чувствовали себя обязанными делать все, что этот уважаемый учитель делал. Или мы можем понимать, что когда этот учитель говорил нам что-то, то мы воспринимали это, как уже слышанное ранее, как будто это просто повторилось. Такое переживание - фактически одно из самых красивых в жизни, когда мы помним что-то вроде этого, чувствуя, что это было повторение.... Иметь такого учителя – наша карма, которая указывает на предыдущую жизнь.

Как правило, в предыдущей земной жизни учитель не был также нашим учителем; отношения тогда очень отличались. От учителя мы получаем мысли, идеи, даже если они изложены в образной форме; в истинном обучении мы получаем мысли и идеи. Такой случай указывает, как правило, на прошлые отношения, в которых мы были связаны чувствами, а не мыслями..... И то же самое можно отнести к настоящей и будущей земным жизням.

Предположим, что в данной настоящей жизни человек чувствует себя привлеченным теплым, внутренним сочувствием к некоторой другой личности, с которой жизнь не приносит ему особо тесного контакта, которую он просто встречает, но к которой его сильно тянет. В этом случае может произойти так, что эти чувства симпатии приведут к тому, что этот другой человек станет его учителем в более поздней жизни»65.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Самые крепкие и длительные связи - это связи между близкими родственниками. Они очень редко разрываются. Два поколения: старшие приглашают младших в инкарнацию; младшие, хотя намного позже, заботятся и помогают старшим в конце жизни.

Эти душевные отношения между людьми, которые неопределенно называются "кровными узами", являются непостижимыми чувствами принадлежности и ответственности, основанными на таинственной силе под названием "родительская любовь". Если бы слепота по отношению к духовному не была столь всеобщей, то именно здесь человеческие вопросы приводили бы непосредственно к сверхчувственному.

Так как исследование этой самой глубокой и универсальной связи между людьми касается такого множества сложных вопросов как духовных, так и земных, давайте позволим Рудольфу Штейнеру сказать о формировании связи родителей, которая фактически предшествует воплощению. Имагинативный образ описывает средства, с помощью которых индивидуальность ребенка не просто принимает участие, а фактически вызывает встречу своих родителей, порождая их романтическую любовь друг к другу и свое собственное физическое появление.

"Тех, кто любит друг друга, сводит вместе человек, находящийся в процессе инкарнации. Архитипическое желание инкарнировать притягивает к себе астральную субстанцию, которая теперь влияет на появление страсти, чувства любви. Астральные страсти, бушующие то тут, то там по земным низинам отражают астральные субстанции нисходящей сущности. Таким образом, с астральной субстанцией, идущей сверху, встречается астральное переживание тех, кто любит друг друга, которое было спровоцировано субстанцией сущности, спускающейся в инкарнацию.... Перевоплощающийся человек определенно принимает участие в выборе своих родителей".

"Материнская и отеческая любовь принимает более высокое и более красивое значение, когда мы понимаем, что в некотором смысле ребенок любит родителей перед зачатием, и это побуждает его спуститься именно к ним. Любовь родителей является, таким образом, ответом на любовь ребенка, это - ответная любовь. Таким образом, мы имеем объяснение родительской любви, которая является ответом на любовь ребенка, предшествующую его физическому рождению. "66

Дополнительно отметим существование широко распространенной в настоящее время темы, относительно которой можно добавить здесь примечание доктора Рудольфа Штейнера к лекции от 11 марта 1924 [GA 316, p. 228]:

«На вопрос, не происходит ли вторжения в карму матери и ребенка при прерывании беременности с целью спасения жизни матери, следует ответить: хотя и та и другая карма на короткое время отклоняются от своего пути, но вскоре они сами собой находят соответствующее направление, так что говорить здесь о вмешательстве в карму едва ли возможно. Напротив, в этом случае происходит мощнейшее вмешательство в карму оперирующего врача. Последнему следует спросить себя, с полным ли сознанием берет он на себя последствия, наступающие для него в кармических связях, которые не имели бы места без этого вмешательства.

На вопросы подобного рода, однако, не существует общих ответов, здесь все зависит от особенностей конкретного случая - как и во многом другом, что в чисто душевной культурной жизни означает вмешательство в карму и может привести к глубоким, трагическим жизненным конфликтам».

Когда мы говорим о таких процессах как любовь, выбор, отбор и близость, будет полезным внести ясность и установить различия по существу. Есть различные виды любви, которые объединяют людей: романтическая любовь, любовь к ребенку, любовь к родителям и любовь, которая выдерживает испытание временем. Что касается выбора, существует выбор родителями друг друга, выбор ребенка для некоторых родителей и возможность, что эти выборы переплетутся.

Отбор включает подбор конкретных наследственных возможностей. Они, очевидно, выходят за рамки "чисто физических" черт внешности, наличия талантов, дарований, задатков, даже интеллектуальных способностей, запечатленных на физических органах, и включают те особенности, которые задействуют жизненные силы, выраженные в характере, темпераменте, расположении к чему-либо. Более того, наследование включает такие психологические черты как рвение учиться, интересы, влечения и все импульсы воления в пределах жизни души ощущающей.

И конечно, отбор применяется также к влияниям окружающей среды: культурные возможности и воспитание; богатство или лишения; условия принятия или отвержения; вседозволенность или строгость - список бесконечен.

Наша судьба - таким образом. является неким полотном решений нашего архетипа! Мысль, что выбор и отбор являются действенными, по крайней мере в главных вопросах, придает смысл и некоторым образом способствует тому, чтобы столкновения с трудностями, болезнями или ударами судьбы воспринимать как испытания вместо того, чтобы переживать их как неудачи или несчастные случаи.

В дополнение к этой сфере "природы и воспитания", наследственности и окружающей среды, отметим существование специфической внутренней близости между членами семьи: обычно, сильные связи существуют между матерью и сыном, и между отцом и дочерью - часто становится заметной декларирующая сходство некая «выбранная» черта.

Уже хорошо подтвержден документально часто повторяемый афоризм: Позади каждого великого человека стоит особенная мать - особенная, конечно, в отношении качеств характера и душевной жизни. Возможно, однажды будет замечено, что в тени великой женщины стоит особенный отец.

Когда мы говорим об унаследованных особенностях, есть серьезная опасность угодить в неразбериху из полуправд. Поэтому мы должны ясно помнить, что значение имеют не отдельные признаки, а суммарный итог сил, создающих индивидуальность. В каждом человеке эта "смесь", имеющая неповторимое соединение и сочетание составляющих частей, уникальна - даже когда доминирующие способности смешаны. Вместе они составляют уникальный профиль человека. Одни и те же семейные особенности проявляются по-разному и выражаются индивидуально среди родных братьев и сестер.

С вопросами наследственности, окружающей среды и близости связана малоизвестная публичная лекция Рудольфа Штейнера, данная в Мюнхене в 1911. Здесь мы находим несколько ключей к загадкам детско-родительских связей.

Суммируем их:

• Определенные особенности происходят из отеческой линии, равным образом определенные особенности - из материнской линии наследования.

• От матери получают, в основном, внутренние качества умственной жизни: "Все относящееся к нашим интеллектуальным способностям, особенно подвижность мышления, возможность воспроизводить внешний мир (память), преобразовать его в определенные образы, представлять его посредством идей - соответствующий талант обычно происходит из материнской линии."

• От отца мы получаем склонности, с которыми мы работаем в мире. "Сфера интересов происходит из отеческой линии... также, темперамент, желания, страстность... его физические таланты, включая то, чего он достигает во внешнем мире. "

• Головной полюс: Умственные способности, включая мобильность мышления, воображение и артистические таланты - от матери.

• Полюс действия: Интересы, самодисциплина энергий, страстность и желания; способность к достижению во внешней жизни, амбиции, карьера - от отца.

• Нет никакого прямого переноса талантов, все они претерпевают метаморфозы: В потомках внутренние качества матери становятся внешними способностями, и внешние способности отца становятся внутренними качествами.

•Кроме того наследственность, преобразованная в форму, идет, главным образом, от матери к сыну, и от отца к дочери. "Душевная жизнь матери имеет тенденцию продолжать жить как физическая, внешняя способность в сыне, в его личных способностях и талантливости. Физические задатки отца, целая конфигурация его индивидуальности... включая его успехи во внешнем мире поднимается и живет в душевной жизни как внутренние качества дочери. "7


Больше мы не должны развивать здесь эту тему. Рассмотренного достаточно, чтобы предложить это как стимул для размышлений и дальнейшего исследования.

Но из вышесказанного мы можем понять: то, что мы получаем от тех, кого мы изо дня в день называем папа и мама, является само по себе инструментами нашего земного существования. И мы можем начать понимать, что разделение людей на мужчин и женщин имеет гораздо более глубокое значение, чем позволила бы признать современная культура. Это - часть той самой системы обстоятельств, посредством которой мы становимся способными получить уникальный внутренний и внешний склад нашей индивидуальности, необходимый каждому из нас, чтобы извлечь как можно больше уроков из жизни, которую мы выбрали. Для мужчины и женщины – в семейном созвездии – понятие "равенство" - только абстракция: они не могут одинаково взаимодействовать с миром, и они не могут остаться одинокими на всю жизнь. Мужчина и женщина дополняют друг друга до целого, у них есть потребность друг в друге.

В заключение заметим: жизни, которые мы ведем, можно рассматривать как совместное обучение посредством взаимных усилий. Насколько больше может быть сказано о любви!
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВО ВРЕМЯ СМЕРТИ И ПОСЛЕ
Ранее в этой главе мы говорили о болезненных разлуках и разрывах отношений с живыми людьми. Но существуют и другие разлуки - один из уроков жизни, который всем нам приходится выучить - когда смерть разлучает нас. В зависимости от обстоятельств переносимая боль не может сравниться ни с каким другим земным переживанием. Несмотря на материализм с его разрушающим представлением, что "все будет закончено", вера в жизнь после смерти глубоко укоренилась в человеческой натуре. Согласно опросу общественного мнения, проводимому институтом Гэллапа в 1975 году, 69 процентов всех американцев полагают, что есть жизнь после смерти. Это само по себе может быть темой, здесь же нас интересуют человеческие связи, реальность их существования за пределами смерти. Переживания контактов с умершими удивительно широко распространены. На вопрос "Вы когда-либо чувствовали, что находились в контакте с кем-то, кто умер?" дали утвердительный ответ 27 процентов репрезентативной выборки в Америке. "Вдовы и вдовцы, которые потеряли очень значащего человека, сообщали о встречах с их умершими супругами в два раза чаще. Другое исследование в Великобритании пришло к таким же выводам... 47 процентов когда-нибудь испытывали контакт со своими умершими супругами."68

Переживания встреч во время околосмертельного опыта(NDE) или на смертном одре являются в последние годы очень популярной темой. Видения умерших родственников теми, кто находится присмерти, входят в границы рассматриваемой темы. Книга "В Час Смерти"6 дает статистический отчет о том, "что они видели". Один часто повторяющийся опыт: появление близкого, умершего родственника, видимого только умирающему человеку - назван исследователями "забирающее видéние". Такие переживания являются преобразующими. Они приносят спокойствие, мир, сияние, даже блаженство умирающему человеку, который поднимается над болью и отрицательными эмоциями, связанными с земной ситуацией. "Призраки, 'увиденные' умирающими, переживаются в основном как гиды, помогающие им в переходе к другому способу существования."68

В этом исследовании, включавшем более 1000 случаев, ученые, сообщавшие о результатах, удивленно говорили:"Мы ожидали увидеть традиционных посредников между нами и потусторонним миром, священников и раввинов, которые всегда присутствуют, служа панихиду или призывая духовные силы по-другому . Все же не было ни единого случая, в котором бы умерший священнослужитель действовал как потусторонний посланник для своего умирающего прихожанина". Вместо этого, " приходили узнаваемые близкие родственники: мать, супруг, отпрыски, брат или сестра, отец - в таком порядке частотности упоминания."68
ВСТРЕЧА И СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ИНОЙ ЖИЗНИ С ТЕМИ, КОГО МЫ ЛЮБИМ
Чем больше мы размышляем, тем больше растет наше желание узнать тайны человеческих взаимосвязей. Кажется, им нет конца. И действительно, они могут быть земным аспектом отдаленной завершающей цели: эволюции ведущей ко всеобщей связи всего человечества.

Поскольку мы таким образом входим в сферы не доступные опыту простого смертного, мы закроем эту часть нашего исследования выдержкой из лекции Рудольфа Штейнера. В ней дана величественная картина, показывающая, что полотно дружеских связей, которое люди ткут на земле, продолжает жить и после смерти. Это картина, раскрывающая значение для будущего любви и взаимопонимания.

Можно отметить, что это интенсивное объединение, чистая духовная любовь, изображенная здесь как самое высокое достижение, в значительной степени является сутью Философии Свободы, 1894. Возможно, принятое среди антропософов решение о практике этического индивидуализма на Земле является той задачей, что исполняет закон Небес.

"Нити от души к душе ткутся здесь в материальном мире как результат разнообразных обстоятельств существования. Узы дружбы, любви и другие крепко сплетены, и каждый контакт, установленный между двумя людьми, имеет значение и реальность не только для этого материального мира, но также и для духовного. В действительности можно сказать, что чем более духовными отношения были здесь, тем более значимыми являются они для Девахана. Когда человек умирает, все, что является физическим в этих отношениях любви и дружбы отпадает от них, и только то, что имело духовно–душевную природу, остается. Возьмем в качестве примера отношения между матерью и ребенком. Сначала эти отношения основаны на природном инстинкте; со временем они становятся более духовными, пока наконец первоначальные природные условия не обеспечат возможность образования связи, сотканной между душами.

Когда человек умирает, природные факторы устраняются, но сотканная связь остается. Если попытаться изобразить весь человеческий род на земле и все переплетенья связей дружбы и любви, то придется изобразить эти отношения в виде большой сети или паутины, которая фактически существует и в Девахане. Когда ясновидец пристально смотрит на землю с точки зрения Девахана, он воспринимает эту паутину духовных отношений, которую человек находит снова, переходя в Девахан после смерти. Человек вовлечен во все духовные отношения, которые он сам соткал.

Это - также и ответ на вопрос: увидим ли мы в Девахане снова тех, кто был дорог нам? Да, мы увидим их снова, освобожденных кроме того от всех ограничений пространства и времени, которые здесь на земле лежат как завесы, прикрывающие отношения душ. В Девахане души сталкиваются друг с другом непосредственно. Отношения души к душе намного более глубокие и внутренние, чем в материальном мире. В Девахане никогда не возникает сложности в том, чтобы одна душа снова узнала другую, даже когда одна из них перешла в Девахан раньше другой. Узнать любимого там не особенно трудно, поскольку каждая душа несет свою внутреннюю, духовную подлинную сущность, как бы выписанную на духовном лице. Она сама объявляет свое имя, определенно в намного более истинной форме, чем возможно здесь, как основной тон, который, как это сказано в оккультизме, она представляет в духовном мире. Абсолютно безмятежное единение фактически возможно только, когда обе души находятся в Девахане. Однако, бестелесная душа не теряет полностью осознанности по поводу человека, который все еще находится на земле; она может фактически следовать за действиями последнего. Душа, которая находится в Девахане, естественно, неспособна видеть физические цвета и формы земного мира, потому что в духовной сфере у нее нет физических органов. Но все в материальном мире имеет своих духовных двойников в Девахане, и именно их воспринимает там душа....

Существование в Девахане не является переживанием мечтаний или сновидений, но представляет собой во всех отношениях сознательную жизнь. Именно в Девахане человек развивает склонности и импульсы, которые дают возможность сохранять тесные связи с теми, кого он любил, чтобы в более позднем воплощении на земле он нашел их снова. Во многих отношениях цель воплощения на земле состоит в том, чтобы постепенно преобразовывать связи в сторону все более глубокой близости. Товарищеские отношения в Девахане столь же близкие как никакие в жизни здесь на земле. Переживание другого человека в Девахане намного более живое, значительно более глубокое, чем на земле, боль другого переживается как своя собственная. На земле в большей или меньшей степени существует возможность личного процветания за счет других, в Девахане этого происходить не может. Там, неприятность, причиненная человеком другому, отразилась бы обратно, чтобы улучшить первого; никто не может процветать за счет другого.

Корректировка начинается с Девахана. Оттуда принесен импульс сделать братские связи реальностью на земле. Закон, который является сущностью образа действий в Девахане, является задачей, которая должна быть выполнена на земле. "64



biographicalcounselling.ru






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница