4 Словарь терминов



Скачать 212.59 Kb.
Дата29.01.2018
Размер212.59 Kb.
ТипИсследование

4 Словарь терминов




Аксиология

философская дисциплина, занимающаяся исследованием духовных ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Образовалась с разграничением Кантом должного и сущего, с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии на "актуализированное реальное" и "желаемое и должное", с обнаружением неустранимости из познания оценочного момента. Исследует важнейшие виды ценностей: нравственные (добро и зло, полезное – вредное), эстетические (прекрасное – безобразное), религиозные (свобода, справедливость, долг, благо)



Апория

трудноразрешимое противоречие между двумя логически верными теоретическими суждениями о наблюдаемой реальности, или модальными суждениями о должном. Наиболее известны апории Зенона из Элеи, антиномии Иммануила Канта.



Бытие

категория, фиксирующая основу существования. Антоним существующего – ничто, небытие. Изначально философия стремилась найти подлинное (в отличие от кажимого) бытие и осмыслить его (или указать условия участия в нем). Мир - совокупность всего возможного и действительного бытия, в его прошлом, настоящем и будущем. Возможность и действительность - модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность. Если понятие возможности выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то понятие действительности — объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. Возможность противостоит необходимости, т.е. тому, что не может не стать действительностью. Особая проблематика – воображаемое, идеальное (духовное) бытие, виртуальная реальность и пределы мыслимости. Так конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения.



Вера

глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии — вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении содержания объекта В. к сфере сверхъестественного). При всем рационализме западной традиции феномен В., тем не менее, осмысливается в ее контексте в качестве ценности высшего порядка, и категория В. выходит в фундаментальную для европейской культуры аксиологическую формулу "Вера — Надежда — Любовь". 



Гражданское

общество


совокупность общественных отношений между гражданами государства вне рамок властно-государственных структур, организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности, это общество цивилизованных рыночных отношений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.



Гуманизм

мировоззрение антропоцентризма. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. В некоторых аспектах противоречит конкретным вариантам космичного натуроцентризма и религиозного теоцентризма.



Детерминизм

учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности. Согласно детерминизму, отсутствие причины события не означает отсутствия его обусловленности (абсолютную произвольность). Детерминация случайности – вероятностная. Среди непричинных, нелинейных видов детерминации особо выделяется целевая – детерминация деятельности разумных существ.



Деятельность

целенаправленный адаптивно-адаптирующий процесс, акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой. В структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет, орудия и продукт) компоненты. Деятельность является разновидностью целесообразной активности живых существ. Отличается сознательным выбором предмета, цели, средств и учётом результата (возможных и неизбежных нецелевых последствий). Выбор определяется мотивами, целями и интересами субъекта.



Движение

понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. Развитие — характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Развитие с усложнением, качественным и количественныым ростом, повышением устойчивости систем, называют прогрессом, обратное (деградацию, ведущую напрямую к распаду системы) – регрессом. Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции).



Диалектика

философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Базируется на принципах всеобщего развития и всеобщих взаимосвязанности, и трёх основных законах: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, диалектического синтеза (в современном понимании – это закономерности, уточнённые синергетикой в спиральной модели развития)



Дискурс

вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание – диалог. Связная и полная последовательность знаков – текст. Специальные конструкции, играющие в формальных языках роль дополнительных (по сравнению с исходным словарём) собственных и нарицательных имён – дескрипция.



Добро

понятие нравственности и этики, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи на благо ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.



Идеальное

или духовное - противоположность материального. Идея в широком смысле — мысленный (про-)образ какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В идеалистической традиции идеальное понимается как самостоятельное нематериальное начало, в т.ч. субстанция и даже первоначало мира, а идея (эйдос) – как умопостигаемый и вечный прообраз реальности, внутренняя форма существования вещи и процесса, носитель их меры и сущности. Дух может пониматься как: понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персоналистические концепции). Волюнтаризм признаёт высшим принципом бытия волю. В материалистической традиции идеальное - отражение в сознании внешнего мира, включая связи и отношения предметов, субъективный образ объективной реальности, порождаемый психикой живых существ. Информация, заключённая в следах материальных взаимодействий, используется в процессе эволюции всеми живыми существами. Т.о., идеальному присуща неотъемлемая тенденция к опережению материального.



Истина

универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой. Агностицизм: философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Скептицизм: сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины (в Древней Греции); позднее - установка на ментальное противостояние авторитету традиции. Конструктивизм: предполагает, что ученые, создавая теории, делают изобретения, а не совершают открытия, соответственно, теории тогда отбираются по критерию эффективности, а не истинности. Прагматизм: критерием истины является эффективность знания для достижения целей. наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия, влечёт за собой корреспондентную теорию истины как соответствия знания объективной реальности. Релятивизм: абсолютизации относительности и условности содержания познания. Конвенционализм: в основе познания лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее — критериями, не связанными с понятиями самой теории, реальности и т.п.



История

движение общества во времени, сопровождающееся изменением форм и содержания в организации его компонентов, элементов и подсистем. Характеризуется концептами: скорости И. («футурошок»), конца И., критериев прогресса. Измерения: политико-экономическая, культурная, история повседневности. Термин «Ирония истории» фиксирует феномен радикального несовпадения целей человеческих усилий в социальной сфере и полученного результата. Волюнтаризм в философии истории обозначает стремление социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. Модели исторического процесса: линейно-стадиальная (материалистическая), локально-цивилизационная, стадиально-цивилизационная (циклическая), синергетическая (антифиналистская).



Категорический

императив



высшее абстрактное правило нравственности (сформулировано Иммануилом Кантом в этике долга), требующее поступать исходя из такого принципа, который мог бы стать всеобщим законом общества и природы. Противостоит религиозно-обыденному «золотому правилу», указывающему ориентироваться на собственные желания и представления о благе. К. И. в понимании нравственного (в-отличие от правового) добра ориентируется на автономную от склонностей добрую волю, без учёта результата её реализации.



Категория

предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Примеры парных категорий: форма (способ организации вещи) и содержание (материал, составляющий вещь), сущность (совокупность истинных, хотя и относительных, качественных ролей вещей и процессов) и явление (данность в ощущении, восприятии), объект (пассивная сторона механического или деятельного воздействия) и субъект (активная сторона), причина и следствие.



Космизм

философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как "гражданине Мира" (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Космизм тесно связан со всеединством: философским учением (идеей, принципом), раскрывающем внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.



Культура

система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Противопоставляется органической природе, развившейся до человека – и в то же время называется «второй природой» человека. Духовный или материальный продукт культуры – артефакт. Культура конкретных сообществ – ментальность. Взаимосвязь материальной и духовной культур – процессы опредмечивания и распредмечивания, интериоризации и экстериоризации. Культура как противоположность дикости и варварству может быть синонимична цивилизации, может и противостоять понятию цивилизация, обозначающему особую фазу развития конкретной локальной или глобальной культуры: преобладание сциентистских, техницистских и потребительских ценностей.



Любовь

универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему.



Массовое общество

теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией , которая активно разрабатывалась в 1920-1960-е годы. Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствие у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень общения в «узких кругах» и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, с одинаковым потреблением, и так же, как он, одиноких. потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер. Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Х.Ортега-и-Гассета «Восстание масс» (1930 г.). Он писал, что в отличии от прежних времен, когда массы находились у «задников общественной сцены», сейчас они на авансцене истории, что и вызвало тяжелейший кризис в Западной Европе.



Материя

объективная реальность, существующая независимо от человека и доступная (частично) человеческим ощущениям (в последнем варианте классического понимания); противоположность идеального. Полагается субстанцией-первоначалом в материалистическом монизме. По сегодняшним физическим представлениям, проявляет себя в виде вещества (многоуровневой организации) и поля. Т.н. антиматерия имеет корпускулярную природу, следовательно, является, по сути, антивеществом в составе материи. Основные исторические понимания материи заключались в объяснении её через: 1) вещество-первооснову (субстрат), 2) свойство (обладать массой, 3) отношение (к сознанию: вызывать ощущения, действуя на органы чувств). В современной философии преобладают попытки построить учение о бытии на иных, нежели материя, концептах.



Мера

философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений.



Метафизика

Философское учение о первых причинах и последних целях бытия человека и природы



Мировые проблемы

этот термин обозначает по крайней мере два разных рода проблем. Один из них касается определенных фактов - различных аспектов тех тупиков, в которых находится значительная часть человечества, невзирая на тот уровень цивилизованности, который достигнуть на сегодняшний день этим самым человечеством как целым - голод, высокий процент смертности от болезней, поддающихся лечению, неграмотность, резкие различия между отдельными людьми и группами в области защиты их основных прав, пытки и т.п. Вторым типом так называемых "мировых проблем" являются определенные чаяния, возникающие в связи с только что упомянутыми фактами, или предвидимые пути выхода из этих тупиков. К этой категории мировых проблем относятся развитие, мир, права человека, демократизация.



Наука

познавательная деятельность, состоящая в порождении, систематизации и обосновании новых объективных знаний о реальности. Также соответствующий общественный институт со своей историей, с особыми духовными ценностями и формами организации. Логические позитивисты предлагали считать критерием научности знания его фальсифицируемость (подтверждаемость), К. Поппер показал несостоятельность этого критерия и взамен предложил фальсифицируемость (опровержимость: уточнение знания в результате обнаружения его ложности). Наука занимается общим и проверяемым. Цели науки: описание, объяснение, предсказание. Закон науки – универсальное высказывание, доступное рациональному доказательству или эмпирической проверке. В методы науки входят эксперимент, теория, дедукция и индукция. Система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества, называется парадигмой.



Общество

часть социума (человечества), способная воспроизводить социальное во всей его полноте. Для решения этой задачи общество нуждается в выполнении следующих типов совместной деятельности людей: материально-производственная, организационная, информационная, социальная. Реализуются они в достаточно развитых подсистемах с теми же названиями. В структуре подсистем выделяются компоненты (общественные институты и т.п.), и элементы (люди, вещи, знаки, и их стабильные системные связи и отношения).



Познание

деятельность по созданию и преобразованию идеальных представлений предмета, вовлечённого в практическую деятельность. Идеальные представления, связанные с языковыми или перцептивными структурами – знания. Когнитивное=познавательное. К познавательным способностям человека относятся чувства (эмпирическое): ощущение, восприятие (относительно целостный образ ощущаемого), эмоции; мышление (рациональное, рассудок и разум): анализ, синтез, понимание, абстрагирование, воображение; особо выделяются интуиция и творчество. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, - полагают сенсуалисты; кроме самого разума – добавляют рационалисты. Представители субъективного идеализма отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.



Постмодернизм

понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Во многом восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ницше), и в частности — к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, традициям "постнаучного мышления" и "поэтического мышления", а также к традициям семиотики и структурной лингвистики и, в поздних своих версиях — к философии диалога, теории языковых игр. Для мировоззрения эпохи постмодернизма характерен неофатализм и недоверие как к проекту Просвещения, так и к натурализму.



Потребность

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его развития. Составлены иерархии потребностей, базовыми, как правило, в светских философских традициях признаются витальные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия. Потребность следует отличать от желания, которым является первичный био-психологический импульс — мотивационное основание сопряженной поведенческой установки, задающий главные параметры индивидуальной активности человека (как в норме, так и в патологии), а также выступающий существенно значимой детерминантой массового сознания. Напряжённость бытия человека создаётся несоответствием желаний способностям и возможностям, что создаёт пространство для развития. Мотивы и интересы – чаще всего побудители более высокого порядка и рационального характера, производные, обозначают конкретные избранные желания и способы их удовлетворения.



Пространство

и Время


философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в пространстве), с другой — процессы смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования. Пространство и время являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Принципиально различными в трактовке пространства и времени в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны (субстанциальны) от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются (реляционны) их взаимодействием и обусловлены их природой и характером.



Свобода

универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В нравственности, этике неразрывно связана с личной ответственностью за свои действия. Часто возникающее противостояние свободы и справедливости, понимаемой как социальное уравнение, также приводит к идее ответственности. Общественный процесс, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их, назван отчуждением. В отчуждении проявляется внутренняя противоречивость свободы.



Синергетика

междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации открытых систем (состоящих из подсистем). Исследует процессы самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Ключевые понятия: порядок и хаос, бифуркация, флуктуация, структура-аттрактор, нелинейность, нестабильность



Система

множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.



Смысл жизни,

смысл бытия



конечная цель существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий. Смысл может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям и принимаемым ценностям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Варианты возможного и актуального смысла жизни человека предлагают эвдемонизм, гедонизм, эпикуреизм, стоицизм, этика долга, этика добродетели, религия и религиозная философия, гуманизм, персонализм, экзистенциализм, философия жизни, постмодернизм и т.п.



Сознание

высшая, тесно связанная с речью функция мозга и разновидность психики, заключающаяся в обобщенном оценочном отражении, направленном на конструктивно-творческое преобразование действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сверхсознание – т.н. коллективное сознание. Способность размышлять о своём мышлении – рефлексия. Источники сознания: внешний предметный мир, общество, внутренний психический мир, мозг, возможно, мировое информационное поле. Можно включить сюда и тело человека как высшего примата, удобное для деятельности. Такое определение сознания исключает способности к нему у других животных Земли, кроме человека. В структуре сознания 1) телесно-перцептивный, 2) логико-понятийный 3) эмоциональный 4) ценностно-мотивационный (творческий) компоненты. Т.о., эмоции и др. иррациональное тж. могут входить в сознание, будучи осознанно вызываемыми и контролируемыми. Неверно отождествлять всё сознание с мышлением (вторым компонентом).



Субстанция

философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Качественно неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе (causa sui – причина самой себя), а не в другом и не благодаря другому. Монизм (напр., Спиноза, Гегель) полагает, что субстанция в мире одна (напр., материальная или идеальная, или пространство-время), дуализм (Декарт) – что две, плюрализм (Лейбниц) – больше двух. Существует и синтетический подход: «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Противоположность субстанциального называется «акциденция»: это философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).



Трансцендентальное

в философии Канта - все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. В феноменологии «трансцендентальный субъект» - источник всех своих переживаний.



Трансцендентное

вне и независимо от сознания существующий предмет — либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом (интеллигибельно, умопостигаемо, умозрительно). Он называется ноуменом в противоположность феномену, явленному чувствам в опыте.



Философия

систематическая рефлексивная духовная деятельность, направленная на раскрытие предельных оснований мира и человека. В структуре мировоззрения философия наряду с наукой входит в теоретическое миропонимание. В структуре духовной культуры философия возникает как революционное преодоление мифа, альтернатива ему, функционирует и развивается отдельно от религии (пересекаясь в религиозной философии), искусства и науки (используя методы их обоих, и будучи тесно функционально связанной с ними).



Человек

Живая разумная чувствующая часть мира, биосоциокультурное существо. Неверное понимание человека -натурализм – пренебрегает его существенными и системообразующими надприродными компонентами.



Эстетическое

в разных трактовках 1) переживание того, что приятно безотносительно к практической пользе или благу, и суждение о таком переживании (приятным в этом случае может быть как прекрасное, так и безобразное, боль, дисгармония), 2) переживание красоты как особого, сверхчувственного, вида и суждения об этом, 3) философия искусства, художественного выражения. На пересечении этих трёх значений находится предмет эстетики. К паре понятий прекрасное-безобразное следует добавить вторую по значению пару возвышенное-низменное, в её вненравственном аспекте. Эстетические суждения называются суждениями вкуса, одной из главных проблем эстетики является поиск общечеловеческих элементов вкуса.



Язык

сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления. Состоит из знаков и правил построения предложений. Язык выполняет в системе общества такие функции, как: 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационно-трансляционная; 5) коммуникативная. Действует (применяется) и развивается язык в речи. Каждый знак языка имеет своё значение и смысл. Разумные существа широко используют особый вид знаков: символы. Символ не только именует какую-либо отдельную частность, он он схватывает связь этой частности со множеством других, подчиняя эту связь одному закону, единому принципу, подводя их к некоторой единой универсалии. Одна из главных и до сих пор актуальных проблем языка, часть проблемы соотношения единичного и общего: существует ли общее в реальности, или только в общих понятиях - универсалиях. Варианты решения проблемы универсалий – номинализм, реализм, концептуализм.

Каталог: methodicalwork -> nms-rh -> umkd
umkd -> Вопросы для подготовки к экзамену по философии Часть 1
umkd -> Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
umkd -> Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
umkd -> Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
umkd -> Рабочая программа дисциплины Культурология Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть Направление подготовки
umkd -> Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
umkd -> 4 Словарь терминов Аксиома
umkd -> Словарь терминов Абсолютизм
umkd -> Вопросы для подготовки к зачёту
umkd -> Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница