4. Опыт как методический источник знания в концепции Ф. Бэкона



Скачать 154.46 Kb.
Pdf просмотр
страница1/15
Дата30.07.2018
Размер154.46 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


4. Опыт как методический источник знания в концепции Ф.Бэкона

Развитие наук может иметь собственные основания в двух сферах – в умозрении ив природе. Эти сферы имеют радикально разные значения для наук, поскольку "то, что основано на природе, растет и преумножается, а то, что на мнении, меняется, ноне растет" [2, 38]. Основанием для того, чтобы обратиться к природе, для Бэкона являются важнейшие для жизни людей, но случайные открытия, лежащие в сфере механических искусств, "основание которых – природа и свет опыта" [2, 38]. Именно опираясь на природу в свете опыта люди открыли порох, компас и проч. Такое открытие возможно потому, что основной его механизм лежит в природе, но может быть "просвечен" опытом. Сочетание специфических качеств природы и
58

опыта до сих пор было случайным, но положение можно исправить, преобразуя опыт. Так появляется идея соединения человека с природой в опыте. И мы подошли к рассмотрению сферы опыта как основного пункта развития методической концепции Бэкона. К этой сфере непосредственно относятся его ключевые методические понятия "чувство, "опыт" и "эксперимент. Можно сказать, что это Альфа и Омега данной концепции, поскольку метод движется, замыкая круг, среди этих понятий. Как уже говорилось, чувство является гносеологически первичным. Кроме того, "чувства раскрывают нам природные явления" [1, 89] и "осведомление начинается от чувства" [2, 170]. Однако отсюда не следует, что чувство является для Бэкона непосредственным началом метода. Ведь "чувства довольно часто обманывают и вводят в заблуждение" [1, 284]. Тем не менее, чувства, хотя они и не могут служить непосредственным источником истин, всё же выполняют роль необходимого компонента критерия истины "чувства всегда обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки только ошибки близки, а указания на них приходится искать далеко" [1, 72]. И действительно, без помощи чувств об истинах природы нельзя было бы судить. Тут вспоминается спинозовское "истина есть критерий себя и лжи" – некая разновидность самореференции, двухуровневая конструкция, в которой одна из противоположностей располагается и на базисном уровне, и на метауровне. Ноу Бэкона иная конструкция. Чувство не противоположно опыту, а причастно ему, как и вообще всему мирскому. Однако истинность, присутствующая в опыте, является следствием активного сочленения природ и вещей, в котором активность природных компонентов самостоятельна и независима от чувства. Эта истинность скрыта, но она присутствует в "недрах природы" независимо оттого, наблюдают ли её люди, поскольку в этих недрах таится много до сих пор еще не открытого [2, 64]. Иона в принципе имеет чувственное выражение. Надо только увидеть е, опознать среди чувственных данных. Преобразование чувственной данности должно проводиться под контролем разума, но при этом результатом должна быть опять-таки чувственная данность "благодаря нашим правилам все будет более доступными гораздо
59




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница