4. Культура ранних цивилизаций



Скачать 122.5 Kb.
Дата23.07.2018
Размер122.5 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 4. Культура ранних цивилизаций

В результате разложения первобытного строя общество вступает в новую фазу развития – возникает цивилизация. Определение понятия «цивилизация», их разновидности, а также прояснение основных черт раннеземледельческих цивилизаций – является основной задачей данной темы.

Оглавление


 


Понятие «цивилизация» и раннеземледельческие цивилизации

Понятие «цивилизация», находящее в последнее время все более широкое употребление, связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. К осознанию наличия подобного рубежа, не говоря уже об его обозначении, само человечество также подошло постепенно. Для мифологического мышления, особенно в период, лежащий на перепутье различных социально-экономических систем, когда рушились милые сердцу общинника правопорядки первобытного демократизма, характерно стремление представить развитие человечества как своего рода нисхождение от лучшего к худшему. Наиболее ярко в этом отношении построение Гесиода (см. тему 2), согласно которому вся история человечества разделяется на пять веков – наиболее древний, золотой, сменившийся затем последовательно веками серебряным, медным, героическим и железным. По представлению Гесиода, это была своего рода эволюция с обратным знаком, когда люди постепенно морально разлагались, развращались и становились все хуже и хуже.

Позже эта пессимистическая концепция сменяется системами, построенными по принципу прямой эволюции. Подобный взгляд на естественное развитие человечества изложен уже у Эсхила в «Прикованном Прометее». Здесь прослежен путь развития от первобытного примитивизма к ремеслам и наукам, которым Прометей обучил род человеческий. Такой же причинный комплекс эволюции человечества представлен и у Платона.

Век Просвещения усилиями прежде всего Вольтера открыл человечеству перспективу прогрессивного развития, где вслед за дикостью и варварством идет цивилизация.

К XIX в. понятие «цивилизация» использовалось для обозначения человеческой общности, смыкаясь во многом с термином «культура». Вся человеческая общемировая культура воспринималась как единая цивилизация. Но с успехами исторической науки становилось все более ясно, что цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя собой качественный рубеж на эволюционном пути, реконструированном в общих чертах еще мыслителями античной эпохи.

Особенно большую роль сыграло изучение многочисленных племен Америки, Австралии и Африки, сохранивших архаические культурные комплексы. В результате термин «цивилизация» был использован для членения культурно-исторического процесса, и в схеме Л. Моргана цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества. Глубинные социально-экономические предпосылки формирования цивилизации вскрыл Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где он подчеркивает, что «цивилизация – период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле слова и искусства». Отмечен  Ф. Энгельсом и такой важный признак цивилизации, как письменность. Одновременно в ходе анализа самого процесса возникновения цивилизации Ф. Энгельс вскрывает его тесную связь с развитием антагонистических классов, образованием государства, появлением городов и купечества.

В области экономики цивилизация – это усовершенствование производства продуктов питания, развитие промышленности, усиление общественного разделения труда вплоть до противоположности города и деревни, появление купцов-профессионалов и денег. В социально-политической сфере речь идет о наличии антагонистических классов, государства, наследовании собственности на землю и, наконец, в сфере культуры – о монументальной архитектуре, письменности и искусстве.

Памятники монументальной архитектуры не только весьма впечатляют внешне, но и весьма показательны с точки зрения производственного потенциала создавших их обществ. В них как бы реализован прибавочный продукт, полученный данной экономической системой, отражен организованный уровень общества, умело использующего простую кооперацию. Именно объем вложенного труда отделяет первые храмы от рядовых общинных святилищ, для сооружения которых было достаточно усилий нескольких, а то и одной малой семьи. Исследователями произведены ориентировочные оценки труда, затраченного на сооружение монументальных строений первых цивилизаций. Так, олмекский храмовый центр Ла Вента в Мезоамерике расположен на острове, территория которого могла прокормить при существовавшей тогда системе подсечно-огневого земледелия лишь 30 семей. Однако трудовые затраты на возведение всего комплекса оценены американскими исследователями в 18 000 человеко-дней. Совершенно ясно, что Ла Вента – это культовый центр целого союза общин, располагавшегося на окружающей, довольно значительной территории. При этом следует иметь в виду, что олмекская культура – это еще ранний, формативный период мезоамериканской цивилизации. Затем трудовые затраты на монументальные сооружения возрастают многократно. Для возведения Белого храма в шумерском Уруке, по одному из подсчетов, был необходим непрерывный труд 1500 человек в течение пяти лет. По оценке китайских исследователей, для сооружения мощной крепостной стены в Чжэнчжоу требовался труд не менее 10 000 человек в течение 18 лет. А Чжэнчжоу, как и олмекские комплексы, – всего лишь формативный период цивилизации, в данном случае древнекитайской. Таковы были огромные производственные возможности первых цивилизаций, и неудивительно, что именно монументальные сооружения являются одним из ярких, маркирующих признаков самого их существования.

Исключительно важное значение имело появление письменности. Ее создание отнюдь не было результатом отвлеченных умозрительных комбинаций, а насущной потребностью общества, вступающего в новую фазу своего развития. Для охотничьей или даже раннеземледельческой общины количество информации, подлежащей передаче для сохранения стабильности хозяйства и культуры, было сравнительно невелико. Эта сумма знаний могла быть сообщена жрецами или шаманами устным путем при ознакомлении с духовным наследием своих предков или при обучении молодежи в ходе инициаций. Сложная социальная и экономическая система, которую представляли собой первые цивилизации, вела к скачкообразному увеличению самой разнообразной информации. Уже учет продукции и организация планомерных земледельческих работ требовали четкой регламентации. Создание подобия единой системы религиозных воззрений, заменяющей и включающей в себя локальные культы различных племенных центров, также нуждалось в кодификации и твердой фиксации. Эти факторы прямым образом отражены уже в содержании первых письменных документов. Древнейшие протошумерские таблички из Урука – это детализированные учетные карточки, где фиксируется буквально все: размеры земельных наделов, выданный инструментарий, состав стад и многое другое. Близки по содержанию таблички кносского и пилосского дворцов, где из года в год велись счетные бухгалтерские записи о количестве людей в рабочих отрядах, об объеме продукции, выполненной ремесленниками. Иньские гадательные надписи отражают момент культовых действий, но в конечном счете зачастую нацелены на реальные хозяйственные, политические и общественные мероприятия.

В социальном плане введение письменности было важным явлением, выходящим на другую специфическую особенность первых цивилизаций эпохи, – отделение умственного труда от физического. Это было логическим завершением производственной специализации, возрастанием которой отмечены завершающие этапы первобытной эпохи. Именно такое разделение позволило обществу, взятому как единое целое, сосредоточить усилия отдельных групп на развитии искусства и разных форм положительных знаний. Еще Аристотель отмечал, что математические знания развились прежде всего в области Египта, ибо там классу жрецов было предоставлено время для досуга.

Появление письменности, бывшей в первых своих проявлениях весьма сложной системой, привело к возникновению новой профессии – писцов, обучение которых в специальных школах давало также и зачатки положительных знаний. В ходе их воспитания формировались мировоззрение и социальная психология данной группы, в частности путем всяческого восхваления выбираемой профессии.

И монументальная архитектура, и письменность существовали не в безвоздушном пространстве. Храмы и дворцы обычно украшали городские центры, в городах были сосредоточены и образованные кадры первых цивилизаций. Почти все огромное количество памятников иньской письменности, например, происходит из столичного Аньяна, тогда как на других, рядовых поселениях подобные находки единичны. Здесь мы выходим на третий важный признак первых цивилизаций – развитие поселений городского типа. Недаром, как мы видели, сама этимология понятия «цивилизация» восходит к гражданской, городской общине. Именно в городах особенно интенсивно протекает процесс накопления богатств и социальной дифференциации, здесь располагаются центры хозяйственного и идеологического руководства, в городах концентрируются специализированные ремесленные производства, увеличивается роль обмена и торговли, тогда как небольшие поселки сельских общин, как правило, остаются замкнутыми на системе самообеспечения силами своих членов, сложившейся в недрах первобытной эпохи.

Город был институтом, зарождавшимся в недрах первобытного общества и символизирующим наступление новой эпохи. Города представляли собой крупные населенные центры, выполнявшие специфические функции в общественной системе. Вопрос о количественных параметрах поселений городского типа тесно связан с демографическими показателями, сложившимися в различных хозяйственных системах. В условиях поливного земледелия Древнего Востока концентрация населения была весьма высока, впрочем поселения с числом жителей более 5000 человек можно считать городами. В других регионах эти параметры выглядят иными. В определенной мере это касается такой особенности городских центров, как плотность застройки. Значимость древних городов определялась их функциями. В первую очередь они выполняли функции центра сельскохозяйственной округи, центра ремесел и торговли, а также роль своего рода идеологического лидера. Именно в городах располагались главные храмы страны, и нередко наличие культурного центра было одним из важных стимулов формирования в данном месте поселения городского типа. С этой функцией связана и другая черта внешнего облика древних городов – наличие высотной застройки. Монументальные храмовые комплексы определяли архитектурный силуэт древних городов Месопотамии. Функционально аналогичны древневосточным городам и дворцовые центры крито-микенского общества. Рассредоточенная застройка многих древних центров Мезоамерики не может скрыть их чисто городских функций.

Культурный комплекс первых цивилизаций представлял собой сложный организм, в котором активно взаимодействовали все основные элементы, в том числе и идеологические. Идеология, формируясь под воздействием экономических и социальных факторов, обладает известной самостоятельностью по отношению к создавшему ее базису. Переход к цивилизации был связан и с существенными изменениями в области идеологии, когда формировались новые идеологические каноны, облеченные, как правило, в религиозные формы. Именно в пору первых цивилизаций идеологическая сфера, систематизированная и централизованная, стала поистине огромной силой. Средства идеологического воздействия были направлены на обоснование и поддержание новых правопорядков, устанавливаемых на земле. Так, пышные погребальные обряды, грандиозные царские захоронения объективно были способом идеологического воздействия на рядовых общинников, утверждали в умах и чувствах идею величия власти правителя, возвышающегося над своими подданными. Соответственные изменения происходят и в традиционных мифологических схемах. В повествованиях о сотворении мира настойчиво подчеркивается, что люди, обязанные своим существованием богам-созидателям, должны прилежно трудиться во имя этих богов, наведших в мире порядок.

Первые цивилизации начали формироваться около 8 тыс. лет назад. К ним относятся: Шумер (Междуречье), Древний Египет, Хараппа (Древняя Индия), иньский Китай, крито-микенская Греция, древние американские цивилизации.

Развитие земледелия и технический прорыв

Исходным пластом, на основе которого складываются первые цивилизации, стали так называемые раннеземледельческие культуры, возникавшие с 8–7 тыс. лет до н. э. В это время возникают, например, поселения Иерихон (сейчас территория Израиля), Хаджилар и Чейюню и Чатал-Хююк (Малая Азия). Эти культуры земледельцев и скотоводов стали исторически первой формой экономики, основанной на производстве продуктов питания (в отличие от собирательского и охотничьего хозяйства первобытных людей).

Рассмотрим главные особенности раннеземледельческих культур, которые позволили им стать основой цивилизации.

1. Эффективность системы производства продуктов питания, прежде всего земледелия, основанного на возделывании зерновых культур. Переход к земледелию и тесно связанному с ним скотоводству представлял собой переворот в создании эффективной системы снабжения человека белковой пищей. Земледелие прошло три стадии развития: неполивное (1), полуполивное или земледелие разового орошения (2) и ирригационное, т. е. поливное (3). Возникновение поливного земледелия привело к хозяйственному освоению бассейнов рек, строительству оросительных каналов, селекции новых сортов сельскохозяйственных культур. Примечательно, что большинство пород животных и сортов растений, используемых сейчас человеком, выведены в период формирования первых цивилизаций.

2. Создание системы специализированных производств, направленных на повышение благосостояния общества. Расширяется производство глиняной посуды, совершенствуется строительное дело. Широко распространяется производство украшений, связанное с формированием нового явления – эстетических потребностей человека. Возникает теплотехника – обжиг посуды, прокаливание зерен растений, плавка металлов. Кремневые и костяные орудия, долго остававшиеся более производительными, чем примитивные металлические, постепенно занимают в технике господствующее положение. Все эти изменения в производстве привели к формированию особого слоя населения – мастеров-профессионалов, достигших высокой квалификации в своей сфере деятельности. Благодаря им постепенно углублялось общественное разделение труда.

Интенсивное крупномасштабное земледелие и специализированные ремесла составили основу технологического способа производства ранних цивилизаций.

3. Перестройка общественной организации производства и формирование нового образа жизни. В ходе развития кооперации труда семейные общины, сложившиеся в первобытную эпоху, объединяются в крупные поселения земледельцев. Численность населения в них достигает нескольких тысяч человек. Создание таких населенных пунктов – прообраза первых городов – повлекло за собой совершенствование жилищного строительства. Начинают возводиться благоустроенные дома, рассчитанные на несколько поколений. На основе относительно стабильной обеспеченности продуктами питания и прочной оседлости складывается новый образ жизни. Времяпрепровождение и вся среда обитания оседлого земледельца, живущего в прочном благоустроенном доме в окружении многочисленных бытовых предметов, резко отличались от быта охотников времен палеолита. Последние ютились в шалашах, сооруженных на открытом пространстве, или под сводами пещер. Охотник был всегда готов сняться с места, забрав с собой крайне ограниченный набор предметов. В эпоху перехода к земледелию и неразрывно связанному с ним оседлому образу жизни начинает накапливаться богатство мира вещей, окружающего человека в повседневной жизни. В XX в. мир вещей настолько разросся, что во всех цивилизованных странах остро ставится проблема гармоничного отношения между человеком и этим миром. В государствах с самым разным уровнем развития вещи все чаще загораживают от человека другие жизненные ценности, разъединяют людей и тем самым превращаются из блага, совершенствующего человеческую жизнь, в ее разрушителей. Корни этих проблем, нашедших отражение уже в Ветхом Завете, уходят в эпоху раннеземледельческих культур.

Развитие духовной культуры в раннеземледельческих обществах

В раннеземледельческую эпоху происходит скачок в развитии человеческого мышления, накопление и первичная систематизация знаний о природе, составившая основу своеобразной «преднауки». Сама специфика земледельческого труда, в котором результат отделен от первичных усилий работника значительным временным промежутком, способствовала развитию абстрактного мышления, экономического и в какой-то степени вообще научного предвидения. Культовые комплексы, возникавшие в раннеземледельческую эпоху как своего рода предхрамовые религиозные организации, становились центрами, где проводились регулярные наблюдения за природой – например, простейшие астрономические исследования. На ранних этапах развития научно-технического знания интегрирующей мировоззренческой и методологической идеей было представление о господстве в мире некоего принципа, определяющего естественный ход событий. Это – разливы рек, движение небесных светил, смена времен года. Как технический уровень развития, так и подобные преднаучные концепции в различных раннеземледельческих обществах были сходными. Разработка и передача таких представлений в рамках корпораций жрецов повышали престижность знаний, были важным шагом на пути к формированию собственно науки.

Древний Египет – характерная модель ранних цивилизаций

Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности – это собственно долина Нила. По словам древнегреческого историка Геродота, Египет – Дар Нила. Специфика египетской цивилизации, ее индивидуальность определяются особой ролью в ее судьбе этой реки. Цивилизация Египта – речная цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила, протяженностью 6500 км. 

Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное хозяйственное значение, являлись периодические разливы. В долине Нила дождя не бывало десятилетиями, солнце иссушало землю и растения, к июню ширина реки значительно уменьшалась. Но в июле начинался разлив, река заливала всю долину. В августе-сентябре наводнение достигало высшей точки, и уровень воды повышался на 14 метров. Когда к ноябрю Нил вновь возвращался в свои берега, на земле оставался слой плодородного ила. Этот осадок и создавал египетскую почву. Она – результат многотысячелетней деятельности реки, основа богатства и процветания египетской цивилизации.

Весьма благоприятными для развития цивилизации условиями отличалась также окружавшая Египет природно-географическая и этно-демографическая среда. С севера страну омывает Средиземное море, которое связывало Египет с материковой Грецией, островами Эгейского моря и переднеазиатским побережьем. На северо-востоке египтяне соседствовали с семитскими племенами. На западе граница Египта проходила по малонаселенным пустынным местностям, занятым ливийцами. Первые пороги на Ниле отделяли египтян от Нубии, или Эфиопии.

Египетскую цивилизацию создавали египтяне – древневосточный народ, который сложился в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки. Египтяне говорили на одном языке с многочисленными диалектами, что благоприятно сказалось на темпах объединения Египта и формирования единого государства.

Одна из древнейших цивилизаций на земле сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей. Все необходимое для создания материальной основы цивилизации имелось в самом Египте или в окрестных близлежащих землях. Металлы, главным образом медь, египтяне привозили из т. н. Аравийской пустыни и Синайского полуострова, золото поступало из Эфиопии. В горах, окаймляющих долину Нила с запада и востока, добывали кремень, в древних каменоломнях Тура около Каира получали хороший известняк, близ Асуана находили ценные сорта гранита. Египтяне широко использовали песчаник, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс, а также привозные бирюзу, малахит, лазурит. По всей видимости, страна была богата деревом, хотя его и не хватало. Встречались рощи акаций, тамарисков, сикомор, персей и пальм, использовались привозные ливанский кедр и черное дерево. В нильских заводях росли папирус и лотос. Богат и животный мир Египта – основа охоты и рыболовства, которые долго сохраняли свое значение в хозяйственной жизни египтян.

Первые люди появились в пойме Нила в эпоху неолита. Сюда их привели внешние обстоятельства, климат становился все более засушливым, высыхали нильские притоки, пустыня наступала, и люди тянулись к благодатной влаге Нила. Сначала они селились по краям долины, ибо Нил в то время вызывал страх и опасения. Он встретил человека стихией паводков и буйством хищного животного мира (крокодилы, бегемоты, змеи, насекомые и т. д.). Жители поселений занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, собирательством. В целом благоприятные условия оазисной природы способствовали развитию этих поселений и повышению уровня жизни их обитателей. Сформировался раннеземледельческий мир, примером которого являлась Бадаритская культура. Жители поселка Бадари в Верхнем Египте вели оседлый образ жизни, возделывали ячмень и полу, разводили скот, занимались охотой и рыболовством. Больших успехов достигли в ремесле, делая оружие, украшения, амулеты и статуэтки. Из камня изготовляли топоры и наконечники стрел, из дерева бумеранги, из слоновой кости гребни, ложки и амулеты, из раковин рыболовные крючки, выделывали кожи, знали ткани, умели плести корзины, делали глиняные сосуды. Бадаритцы пользовались для украшения лица и с гигиенической целью растертой малахитовой краской. Появились у них и металлические изделия из меди.

С появлением меди и медных орудий труда началось наступление на нильскую долину. В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Изо дня в день, из года в год, из века в век египтяне были заняты одним и тем же: чтобы нильская вода не уничтожила во время разливов все на своем пути, строили специальные земляные стены, береговые дамбы, насыпали поперечные плотины и укрепляли берега. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей занял, вероятно, все IV тысячелетие до н.э. По ходу укрощения Нила в жизни египтянина происходили серьезные изменения. Менялись условия труда, его организацией занимались преимущественно племенные вожди и жрецы, началось имущественное расслоение. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общину ном. В эпоху, предшествовавшую образованию государства, в Египте насчитывалось около 40 таких областей. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства: Верхний и Нижний Египет.

Длительная борьба между ними отразилась в религиозном мифе о борьбе между богами Гором и Сэтом, которые считались покровителями Нижнего и Верхнего Египта. На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных царств указывают сохранившиеся в течение всей истории египетской цивилизации титулы фараона: владыка двух стран и царь Верхнего и Нижнего Египта, а также прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части, соответственно, Северной и Южной страны. Цари Верхнего Египта носили на голове убор белого цвета, цари Нижнего Египта красного цвета. После слияния обеих частей Египта и образования единого государства объединенная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца египетской цивилизации.

Оба царства, ведя борьбу за преобладание и господство во всей стране, в то же время экономически дополняли друг друга. Верхний Египет представлял собой центр развития земледелия, Нижний Египет – скотоводства, виноградарства и садоводства.

Выгодное географическое положение Египта определяло уникальность египетской цивилизации, его относительную изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонов и социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян. На очень узкой полоске населенной земли вдоль огромной реки создавалась египетская цивилизация. Никаких естественных границ между номами не существовало, но зато существовали резкие естественные границы, отделявшие Египет от окружавших его народов. Здесь гораздо раньше, чем в ином другом месте возникло единое для всей долины территориальное государство. Здесь чрезвычайно рано сформировался мощный бюрократический аппарат и постоянная армия, которые придавали египетской цивилизации совершенно особый облик. Это было одно из самых высокоцентрализованных государств, когда-либо известных, бюрократическая деспотия в полном смысле этого слова. Только в Египте произошел переход практически из первобытности прямо в централизованное государство. Все основы общинной организации были разрушены характерной практикой применения по всей стране рабочих отрядов, трудовых команд. Это породило особую идеологию и особый менталитет египтян. Египетская цивилизация создала совершенно особую идеологию власти: здесь царь был богом и при том самым главным богом. Принято было считать, что основная масса трудящегося населения принадлежит государству, является царскими людьми.

Вся хозяйственная жизнь находилась под неусыпным наблюдением и контролем государственной власти. Все земледельческое население, сформированное в рабочие отряды, с надзирателями во главе, трудилось на полях, в садах и виноградниках, на пастбищах и в ремесленных мастерских. Велся строгий учет, существовали огромные государственные кладовые, откуда довольствие получали царь и члены его семьи, обширный придворный штат, чиновничий аппарат (центральный и местный), жрецы, а также занятые в хозяйстве ремесленники, строители, земледельцы, привлеченные постоянно или временно на царские (государственные) работы. Часть собранного богатства использовалась властью и для внешнего обмена, который также был монополизирован. Этот принцип управления производством и распределением из государственного центра сохранился в Египте до римского времени. В определенном смысле Египет это большая общность людей во главе с царем.

Население тех регионов, где формировалась египетская цивилизация, никогда не превышало 5 млн человек. Творцами цивилизации были все слои египетского общества, которое можно представить в виде своеобразной пирамиды: фараон, верхушка администрации, верховное жречество, родовая и военная аристократия, служилые люди, торговцы, воины, ремесленники, земледельцы. Люди строили цивилизацию, а она формировала личность. Египтянин – особый тип человека древнего мира. Государство для него неотъемлемая и существенная часть жизни. Он жил и умирал с надеждой, что именно государство дарует ему счастливую жизнь и обеспечит блаженное бессмертие после ухода из жизни. Выбор профессии египтянином был также предопределен государством. По достижению полнолетия (12 – 14 лет) египтян переписывали и на специальных смотрах распределяли по ремеслам и профессиям. Те, кто был назначен в ремесленники, отправлялись в свои мастерские, будущие воины – в лагеря новобранцев, оставленные в земледелии расписывались по средним и крупным хозяйствам. Шансов изменить свою судьбу практически не было (кроме ухода в армию).

Казалось бы, при столь регламентированном и жестко организованном образе жизни египтян их духовный мир мог остаться скудным и ограниченным. Но парадокс состоит в том, что достижения материальной культуры, стабильность и достаточно высокий (по меркам бронзового века) уровень жизни создали предпосылки, а государство востребовало развитие образования, основ научных знаний, искусства. На протяжении всей истории египетской цивилизации шел направляемый царским двором процесс колонизации умов, насаждения единообразной религиозной культуры поверх местных традиций.

Религиозное сознание египтян достигло более сложных форм, чем в первобытную эпоху, хотя систематизация религиозных представлений так и не была завершена. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Священным животным бога Амона был баран. Жук-скарабей считался воплощением восходящего солнца Хепри, с которым связывали надежды на жизнь и воскресение. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. Царем богов в Египте считали бога солнца по имени Ра. Его изображали с головой сокола или быка.

Общеегипетский характер приобрел культ Амона, защитника и покровителя простых людей, завоевателя и грозного владыки. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением бога Гора (сына Ра) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского бога Осириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека – Ка – обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религией. Поклонялись не только множеству богов, но и верили в загробную жизнь. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса, где на специальных весах взвесят сердце человека и определят, чего в нем больше: добра или зла. Только доброго человека, не кравшего, не лгавшего, не говорившего дурного о царе, не пренебрегавшего богами, пропустят в царство мертвых. Следовательно, земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых, где все как на земле, только гораздо лучше. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершая бальзамирование, когда тело умершего особым образом высушивали, обматывали бинтами, т. е. готовили мумию. Ее помещали в гроб-саркофаг, на котором изображали богов и писали заклинания, а затем саркофаг опускали в гробницу.

По своей психологии египтяне были, скорее, оптимистами. Их отличало чрезвычайно положительное отношение к миру и к жизни, превращающее саму жизнь в некий аспект религии. Уникальная особенность египетской религии – ее ярко выраженная оптимистичность, представление о справедливом устройстве мира и человеческого общества. Ее отражала простая вертикаль: боги – фараон – подданные. У египтян отсутствовал страх перед загробной жизнью. То есть страх, конечно же, был, но смерть воспринималась как некий опасный порог, преодолеть который, как правило, удавалось всем, после чего умерший оказывался в ином мире, открывающем перед ним новые возможности, одновременно и опасные, и обольстительные. Это наложило сильнейший отпечаток на психологию египтян, способствуя развитию индивидуализма.

Еще одна отличительная черта религии египетской цивилизации – довольно высокая абстрактность представления о божестве. Для египтян бог есть одновременно воздух, вода (нильское половодье), свет (солнце и луна), а также личность, к которой можно обратиться с просьбой и которая возмещает каждому его праведные или нечестивые поступки.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетскую культуру. Египетская цивилизация создала оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры. Это и древнеегипетская письменность, и первый в мире материал для письма папирус, и сохранившиеся до наших дней мифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах фараонов и вельмож. Египтяне пользовались тремя видами письма, чаще всего – иероглифическим, священным, который употребляли для монументальных, резанных на камне надписей. На папирусе писали скорописным иератическим письмом, т. н. жреческим, поскольку им пользовались в основном жрецы. Литературные произведения и научные книги также написаны этим письмом. На заключительном этапе развития цивилизации возникло демотическое письмо, которое использовалось как особый беглый почерк египетской бюрократии.

Образование как компонент цивилизационной структуры выходит на первый план уже в ранних цивилизациях, являясь важнейшим показателем ее динамики и тенденций развития. Египетская цивилизация достаточно высоко ценила грамотность и грамотных людей. Одним иероглифом обозначались понятия письмена, Бог, господин. Несмотря на сложность письма (более 700 знаков-иерглифов), овладеть которыми было очень трудно, грамотными были не только жрецы, знать и квалифицированные ремесленники. Если египтянин осваивал грамоту, то становился грамотным писцом, чиновником, который уже не бедствовал и пользовался настоящим уважением. Египтяне говорили: нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, ибо он сам себе начальник.

Египетская цивилизация накопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. В школах, создаваемых при храмах, учили не только грамоте. Жрецы были не только представителями культа, но и учеными. Они сотни лет вели наблюдения неба и сделали немало открытий в астрономии. Не имея даже простейших инструментов, они знали законы движения Солнца, Луны, планет, звезд, могли предсказывать солнечные и лунные затмения, составлять довольно точные календари.

Существовало своеобразное высшее учебное заведение Дом жизни, в развитие которого вносили вклад все номы. Особо востребованным стало развитие математики и медицины. Математические знания использовались в строительстве, земледелии, при начислении налогов, составлении карт и чертежей. Были приняты особые знаки для чисел (вплоть до миллиона). Египетские математики открыли число пи, умели вычислять площадь прямоугольника, круга, объем пирамиды и шара, умели решать уравнение с одним неизвестным. Египетские врачи лечили многие болезни, имели представление о законах кровообращения, делали хирургические операции с обезболиванием, внедряли новые лекарства растительного и животного происхождения, например женьшень, камфару, печень.

Повседневную жизнь египтян, их систему ценностей и эстетических ориентаций отражает древнеегипетское искусство. Пирамиды стали символами египетской цивилизации, а возникновение городов (около III тыс. до н.э.) явилось рубежом варварства и цивилизации. Облик египетского города отражает не столько эстетику жизни египтян, сколько растущее имущественное расслоение общества. Четко выделялись кварталы бедных и богатых, но последние также были лишены каких-либо украшений. Однако такие города, как Мемфис или Фивы, стали крупными культурными центрами, породив не только богатую материальную, но и универсальную духовную культуру египетского цивилизованного общества. До нашего времени сохранились известные фиванские храмы в Луксоре и Карнаке, олицетворяющие мощь, силу и мудрость египетской цивилизации. Египтяне первыми создали каменную монументальную архитектуру. В Гизе сохранилось единственное из семи чудес света, дошедшее до нас, – пирамида Хеопса, и лишь немного уступающие ей в величии пирамиды Хефрена и Микерина (III тыс. до н.э.).

В Египте мы обнаруживаем древнейшие образцы монументальной скульптуры. Таковы, например, статуя египетского фараона Рамзеса II, исполненная величия и вместе с тем скованности. Таковы полные жизни скульптурные изображения Нефертити – жены Аменхотепа IV (Эхнатона). На зрителей и поныне смотрят с гигантских рельефов египетские боги, цари, воины, люди из простого народа. Величественный сфинкс – лев с человеческой головой – охраняет пирамиды египетских фараонов. Имена многих творцов этих удивительных произведений искусства высечены в камне на памятниках, ими созданных. Само назначение памятников как бы поднимало их творцов в глазах египтян.

Однако они очень любили не только четкую и величавую простоту монументальных творений, но и изощренную игру слов. Слова для египтянина имели особое значение, ибо считалось, что существует тесная взаимосвязь между словом и предметом. С появлением слогового письма стало возможно записывать тексты мифов, сказаний, сказок, гимнов богам. И эти тексты были записаны. Они дошли до нас и составили важную часть художественной культуры первых цивилизаций. Таковы приключенческие повести «Рассказ Синухета», «Повесть о потерпевшем кораблекрушение». Особенно популярным был жанр поучений, которые использовались также в качестве упражнений и переписывались из века в век в египетских школах. Поучения – это своеобразная передача накопленного целыми поколениями египтян опыта и информации для будущих потомков. И совсем не анахронизмом звучат даже сегодня слова, например, из Поучения Ахтоя: «Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим».

Уникальность египетской цивилизации определяется не только тем, что она была одной из первых, созданных человеком. Менталитет египтян формировался особым укладом их повседневной жизни, их удивительно оптимистической религией, величавой монументальностью мощного централизованного государства. Египетская цивилизация была устремлена в будущее. Египтяне творили историю, специально не заботясь о том, что надо оставить запись о ней в анналах.

В целом можно сделать вывод, что раннеземледельческая эпоха стала временем формирований нового хозяйственного уклада, образования нового позитивного творческого фона, новых идей и образов, заложивших фундамент первых цивилизаций.



Вопросы

  1. В чем заключался технологический прорыв в ранних земледельческих цивилизациях?

  2. Что является основой для зарождения древнеегипетской культуры?

  3. Какую роль в Древнем Египте выполняли жрецы?

  4. В чем специфика древнеегипетской мифологии?

  5. Какие научные знания имели место в Древнем Египте? Почему?

  6. Каковы главные признаки ранней цивилизации?

  7. Какова была экономическая основа ранних цивилизаций?

Литература

  1. Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л., 1971.

  2. Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.

  3. Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1974.

  4. Румянцев А.М. Первобытный способ производства: Политико-экономические очерки. Изд. 2-е. М., 1987.

  5. Старостин В. А. Параметры развития науки. М., 1980.







Каталог: umk -> 1 2
umk -> Программы нпо
umk -> Титульный лист программы дисциплины (syllabus)
umk -> Рабочая программа по дисциплине «Общая психология 1» для студентов специальности
umk -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» для студентов очной формы обучения
umk -> Методические рекомендации для преподавателя Методические указания студентам по изучению дисциплины
umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 02 «Основы религиоведения» Для специальностей
1 2 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «История политических и правовых учений»
1 2 -> Тема Культура эпохи Возрождение и Реформации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница