30. Структура личности. Я-концепция. Методы диагностики и исследования личности. Личность



Скачать 166.28 Kb.
страница1/5
Дата28.07.2018
Размер166.28 Kb.
  1   2   3   4   5

30. Структура личности. Я-концепция. Методы диагностики и исследования личности.

Личность (от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Можно выделить три иерархических уровня в функционировании личности: 1) ядро личности - совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности. Ядро личности может быть описано с формальной (структурной), функциональной и содержательной точек зрения. 2)Периферия личности – определяет конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. 3) Уровень индивидных предпосылок существования личности, которые по существу безличны. Индивидные предпосылки (например, пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейро-гуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой.

Уровни функционирования личности носят соподчиненный характер. Более высокие уровни формируются на основе нижележащих, но по мере развития все в большей степени управляют их функционированием. Оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии (конгруэнтно) с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой.

Представления о структуре личности различны в разных психологических направлениях. В современной психологии насчитываются десятки теорий личности, рассмотрим наиболее известные из них



У. Джемс – создатель одной из первых теорий личности. Личность по Джемсу – это вместилище блоков. Осознание своего личного существования, по имеет 2 стороны: Я как «познаваемое» - «эмпирическое Я», или «личность», и Я как «познающее» , называемое «чистым Я». Эмпирическое Я имеет следующую структуру: 1) физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т. п.); 2) социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен); 3) духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., ядром которого является чувство активности Я). Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

В психодинамической теории З. Фрейда основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. В структуре личности Фрейд выделяет 3 составляющий – Оно, Эго и Супер-Эго. Оно является вместилищем влечений, это ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Оно существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы окружающих людей. По мере вступления в социальные отношения развивается следующая ядерная структура личности — Эго. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире. Становление Эго связано с сознанием. Эго функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями (и, главное, ограничениями) их удовлетворения. Дальнейшее развитие личности предполагает возникновение структуры Super-Ego. Существование Суперэго воплощает психосоциальный конфликт. Суперэго — это вместилище социальных правил, норм и запретов (табу). Фрейд описал три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Основная функция Эго заключается в интеграции Оно и Сверх-Я для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Однако Эго обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм психологической защиты.

В теории К.-Г. Юнга выделяются следующие личностные структуры: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Эго – центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное включает конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации.



Архетипы: Я – представление о себе, поверхностное Я; Персона –публичное лицо, множество проигрываемых социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное. Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя, своего поступка, мысли и одновременно – переживание единства с человечеством. Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства. Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а дополняют друг друга.

Индивидуация – приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации – самореализация.

Э.Берн являлся сторонником теории личности Фрейда, на основные положения которой он опирался в своем структурном анализе. Ключевым понятием в трансакционном анализе является представление о различных состояниях Я, которые наблюдаются в поведении каждого человека. Термин "состояние Я" обозначает различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении. Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка. Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаичное) поведение детства". Это состояние содержит черты, свойственные ребенку: импульсивность, обаяние, доверчивость, эгоизм, агрессивность, боязливость, подлость, веру в волшебство, упрямство, бесконтрольность, снисходительность к себе, отсутствие внутреннего цензора, страсть к наслаждениям, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д. Личность по Берну представляется чем-то вроде трехликого Януса, каждый раз поворачиваясь к действительности одним из своих трех лиц, причем в случае диалога с другим человеком одно из трех лиц первого обращается конкретно к одному из трех лиц второго человека.

Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Келли предполагал, что человек пытается предсказывать и контролировать события своей жизни за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему. Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты — абстракции, сделанные человеком на основе личного опыта. Разные люди пользуются разными конструктами при описании одних и тех же объектов. Содержание конструктов определяет, что человек ожидает от различных сфер жизни. Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов. Любой конструкт соотносит воспринимаемое явление с какой-либо потребностью личности, и поэтому по используемым человеком конструктам можно определить, что для него важно в окружающем мире и в самом себе. Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне, и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.

По мнению А. Бандуры, человек — это продукт научения. Ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения. Саморегуляция поведения включает действие трех факторов: самонаблюдения, процесса вынесения суждений и активной реакции на себя Самонаблюдение представляет собой постоянный внутренний мониторинг жизненных ситуаций и наших реакций на них.

В отличие от классического бихевиоризма, в теории Бандуры значение «движущих сил» приобретают не только внешние воздействия, но и представления человека о самом себе. Периферию личности в модели Бандуры составляют конкретная реализация принципа реципрокного (взаимного) детерминизма, процесс выборочной активации и отключения внутреннего контроля, отражающих уровень самоэффективности личности.

Важнейшей личностной характеристикой Бандура считает «самоэффективность», это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.


Каталог: olderfiles
olderfiles -> С. Н. Булгаков героизм и подвижничество
olderfiles -> Книга 1 введение цель учебного издания по курсу «Методология диссертационного исследования»
olderfiles -> Социально психологическая и медицинская реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых в отделениях му центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г
olderfiles -> Сущность социализма
olderfiles -> Рассуждение о метафизике
olderfiles -> 1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники
olderfiles -> Актуальные проблемы профессионализации социальной работы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница