3 Глава I. Литературная антиутопия как жанр



страница1/9
Дата09.01.2018
Размер0.71 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Содержание
Введение 3
Глава I. Литературная антиутопия как жанр

1.1. От утопии к антиутопии 6

1.2. Становление жанра антиутопии 11

1.3. Жанровые черты литературной антиутопии 17

1.4. Русская антиутопия конца 1980-х – 1990-х годов 22
Глава II. Жанровые разновидности антиутопии последней четверти ХХ века

2.1. Экстраполяция политических событий в повести А. Кабакова «Невозвращенец» 30

2.2. Нравственный выбор интеллигенции в антиутопии В. Маканина «Лаз» 42

2.3. Роман Т. Толстой «Кысь» как ироническая антиутопия в национальном ключе 54


Заключение 74
Литература 82


Введение
Человечество находится на одном из переломных этапов своего развития. Проблема будущего актуализирована в духовных исканиях человека, начиная с глубочайшей древности – внимание к ней мы отмечаем и в мифологическом сознании древних сообществ; в религиозном сознании; в поисках смысла жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Исследование человеческих представлений о будущем является, безусловно, важным. Вторая половина 80-х годов ХХ века – очень сложное время. Художественные антиутопии осуществляют функцию прогнозирования, имея явно пессимистическую позицию относительно человеческого будущего.

Существует множество определений жанра антиутопии. Антиутопия – «художественное произведение (не обязательно литературное), в котором представлена ценностно- и эмоционально-неприемлемая для автора и читателя социальная модель, номинально несущая гуманистические функции предупреждения негативных вариантов развития общества в будущем или на основе альтернативных социально-политических, экономических и культур-философских концепций» [59, 137].

Как показывает история литературы, «именно в такие времена, пронизанные ощущением надвигающейся катастрофы или осмысления последствий революционных сдвигов, жанр антиутопии особенно активизируется» [40,129]. Так, в последние годы ХХ столетия в нашей стране появились произведения-антиутопии: «Невозвращенец» А. Кабакова (1989), «Лаз» В. Маканина (1991), «Кысь» Т.Толстой (2000) и другие. Этот художественный материал стал объектом исследования. Предмет исследования – черты литературной антиутопии, представленные в данных произведениях русской литературы 80-90-х годов ХХ века.

Актуальность данного исследования: в настоящее время по-прежнему важным остаётся вопрос о жанре антиутопии, его трансформации, а также очевиден интерес читателей к произведениям, сочетающим остросоциальную проблематику с привлекательной художественной формой.



Цель: рассмотреть основные жанровые черты романа-антиутопии и их индивидуальное воплощение в зависимости от авторской манеры (на примере произведений А. Кабакова «Невозвращенец», В. Маканина «Лаз», Т. Толстой «Кысь»).

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:



  • проанализировать критическую литературу по проблеме исследования;

  • раскрыть сущность терминов «утопия» и «антиутопия»;

  • установить причины возникновения жанра антиутопии;

  • создать теоретическую модель жанра романа-антиутопии;

  • изучить особенности русской литературной антиутопии конца ХХ века;

  • осветить литературно-исторический контекст произведений А. Кабакова «Невозвращенец», В. Маканина «Лаз», Т. Толстой «Кысь»;

  • выявить в каждом из трёх анализируемых образцов антиутопии основную авторскую идею;

  • рассмотреть проявления различных черт антиутопии в анализируемых произведениях.

Методы исследования: сравнительно-типологический (описание типологии жанра), метод комплексного анализа, систематизации и обобщения исследуемого материала.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что представленные в ней положения демонстрируют сущность литературной антиутопии, её специфические черты.

Практическая значимость: материалы исследования могут стать основой элективных курсов и спецсеминаров, использоваться в качестве дополнительного иллюстративного материала при изучении русской литературы ХХ века.

Работа состоит из Введения, Первой главы (теоретической), раскрывающей следующие вопросы: соотношение терминов «утопии» и «антиутопии», сущность утопии как источника антиутопии, причины возникновения антиутопии как жанра, трактовки различных определений антиутопии, её основные жанровые черты; Второй главы (практической), содержащей анализ современных антиутопий; Заключения и списка литературы, состоящего из 72 источников.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница