24. Априоризм И. Канта



страница1/4
Дата25.01.2018
Размер52.5 Kb.
  1   2   3   4

24. Априоризм И. Канта.


И. Кант (1724-1824) основатель нем. классической философии. Фил. развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф. пробл. - о бытии, фил. природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер. (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. "Критиками" названы основные произведения: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Ранее субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию. Пытается установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теория познания Канта: Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. Восприятия носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Вещь сама по себе через органы чувств, форму чувственности и рассудка явилась субъекту, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта - явления. Человек может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми.

Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, а это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремится к абсолют. знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение К. об антиномиях разума. Антиномии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе". Этика. Нравственный закон требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравст. з-ну. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.

К. полагает, что главный вопрос ф. – антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса:

1.что я могу знать? (гносеологический) - Отв в крит чист разума.

2. Что я должен делать? (моральный) - Отв в крит практ разума.

3.на что я смею надеятся? (религионзный) Отв в религии в пред только разума.

Основные идеи К. связаны с теорией познания. Центральная задача К. – нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности.




Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты -> Дайджесты%20аспиранты
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Основные законы диалектики и их роль в развитии науки
Дайджесты%20аспиранты -> 37. Экзистенциализм о философии техники
Дайджесты%20аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Дайджесты%20аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Дайджесты%20аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа
Дайджесты%20аспиранты -> 8. Натурфилософия древней Греции, ее роль в развитии научно -рационального познания
Дайджесты%20аспиранты -> 11. Академия Платона. Роль диалектики и математики в формировании теоретического знания Платон
Дайджесты%20аспиранты -> Атомизм и современная наука Атомизм
Дайджесты%20аспиранты -> 38. Психоанализ
Дайджесты%20аспиранты -> 30. Неопозитивизм


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница