20 Никитина пдф печать



Pdf просмотр
страница1/4
Дата29.03.2018
Размер81.3 Kb.
  1   2   3   4


2014 ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия А
98
УДК
82.091

СОЦИОНИКА
В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Ю
.А. НИКИТИНА
(Белорусский государственный университет, Минск)

Рассматривается метод анализа художественных произведений с использованием достижений
соционики (учение о типах человеческой личности, основанное на идеях КГ. Юнга. В результате выяв-
ляется, что применительно к литературоведению соционика открывает большие возможности для
анализа персонажей литературного произведения, их систематизации в соответствии сч тко вы-
бранными принципами, а также позволяет выявить некоторые существенные аспекты логики органи-
зации сюжетно-фабульных структур художественного текста, определяемые парадигмами развития
отношений между героями различных соционических типов.

Введение
. Одна из тенденций современной филологии – всё более активное развитие междисциплинарных исследований, появление всё большего количества литературоведческих работ, авторы которых активно используют для анализа художественных текстов достижения других гуманитарных дисциплин философии, культурологии, социологии, психологии и других. Новые научные школы (например, литературоведческий психоанализ, возникшие на этой основе, стали за последние десятилетия общепризнанными и важными составляющими мирового научно-исследовательского процесса всё более ощутимо их присутствие ив системе отечественного литературоведения. Одной из новых областей гуманитарного знания, сравнительно недавно оформившейся в отдельную науку и оказавшейся продуктивной для расширения традиционных методов литературоведческого исследования, явилась соционика – учение о типах человеческой личности, основанное на идеях Карла Густава Юнга и впоследствии детализированное и конкретизированное его последователями и интерпретаторами. Цель данной работы – раскрыть особенности метода типологии литературных персонажей.
Основная
часть. Пытаясь систематизировать и описать совокупность персонажей того или иного художественного текста, критики и литературоведы нередко обращаются к различным типологиям личности, созданным в рамках других гуманитарных дисциплин. Отдельные попытки подобного рода эпизодически предпринимались и ранее. Так, в эпоху средневековья некоторые литераторы предлагали делить героев произведения на группы согласно их сословной принадлежности. Раннеренессансные типологии вплоть до времен Шекспира основывались на подразделении людей на типы в зависимости от преобладания у них одной из пяти умственных способностей, которыми считались «[…] здравый смысл, воображение, изобретательность, способность суждения и память [1, с. 648]. Позже, в XVII веке, (отчасти благодаря литературной деятельности Бена Джонсона, автору знаменитой теории «гуморов») для английской литературно-критической мысли надолго приобрели актуальность гуморальные теории темпераментов Гиппократа / Клавдия Галена, выделявших соответственно и 9 различных человеческих типов. Отчасти отталкиваясь от не, а отчасти полемизируя с ней, в XVIII веке английские сентименталисты создали особую этику и эстетику конька – причуды, прихоти, мании, эксцентричности, которая оказывается единственной основой человеческой индивидуальности. В этом же столетии концепция темпераментов была воспринята Иммануилом Кантом, что в свою очередь (благодаря авторитету кантианства) способствовало ее распространению и закреплению в европейской культуре. В XIX–XX веках на основе главной категориальной парадигмы античной концепции темпераментов холерик / сангвиник / флегматик / меланхолик – возник целый ряд новых типологий человеческой личности (например, физиолога И.П. Павлова), многие из которых остаются достаточно востребованными и посей день. Параллельно с этим получили развитие итак называемые конституционные теории темперамента и типологии личности (Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, У.Г. Шелдона, Ж. Ростана), которые опирались на наглядно различимые признаки, связанные со строением человеческого тела [4, c. 396]. В это же время позитивистская, реалистически ориентированная литературная критика всё более смещала свои предпочтения в данной области к моделям классификации персонажей, основанным начисто социальных критериях, по сути нередко подменяя социально-психологические типологии чисто социальными. Будучи впоследствии подвергнутыми серьёзной критике, на каком-то этапе эти идеи также оказали определённое влияние на художественное творчество и литературоведческую мысль. Однако настоящий прорыв в области типологии личности был осуществлен лишь Карлом Густавом
Юнгом (1875–1961), обобщившим опыт предшествующих исследований в данной области, критически осмыслившим его и создавшим принципиально новую модель систематизации человеческих типов. Именно юнгианство стало философской и психологической основой соционики, оказавшейся достаточно продуктивной, в том числе и для анализа типов литературных персонажей, присутствующих в художественных текстах.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница