2. Советская власть и церковь во конце 20-х 30-х гг



Скачать 73.81 Kb.
страница1/5
Дата25.05.2018
Размер73.81 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Содержание





С.

Введение………………………………………………………………………………………

3

1. Первые шаги государственно-церковной политики советской власти…………………

5

1.1. Изъятие церковных ценностей…………………………………………………………

6

1.2. Реакция мирового сообщества…………………………………………………………




2. Советская власть и церковь во конце 20-х - 30-х гг ……………….……………………

12

2.1. От кончины патриарха Тихона до декларации митрополита Сергия………………

14

3. Русская православная церковь накануне Великой Отечественной Войны ……………

20

Заключение……………………………………………………………………………………

24

Список использованной литературы…………………………………………………………

25



Введение
Перемены в государственном и политическом строе России на рубеже тысячелетий коренным образом повлияли на роль и место в социально-политической и духовной жизни нашего общества. Демократизация религиозной сферы привела к взлету популярности религии, в том числе и православия. Русская православная церковь стала одним из самых активных социальных институтов, с которым вновь стала взаимодействовать политическая власть. В непростой переходный период развития современного общества необходимо учитывать опыт прошлого, основанного на исторической памяти народа. Исследование государственно-церковных отношений в советское время заставляет нас обратиться к церковной истории России, которая свидетельствует: церковь неизменно оказывалась в эпицентре решения проблем социально-экономического и политического устройства общества.

Однако, почти век назад, церковь стала одним из первых объектов, попавших в опалу коммунистической партии. Социально-политическая борьба, шедшая под лозунгами освобождения общества от эксплуатации, от насилия власти, объединила в революционном порыве не только крестьян и рабочих, но и церковь, которая видела в республиканском строе больше возможностей для своей деятельности, что, в конечном счете, оказалось трагической ошибкой.

После прихода к власти партии большевиков, все общественные силы, в той или иной степени поддерживающие коренные изменения в социуме, оказались устраненными от политической жизни и лишенными тех возможностей, которые они должны были получить в ходе революционных изменений. Религиозные организации здесь не были исключением.

Новая власть, взяв за своей деятельности общественные и политические теории, выработанные учеными-материалистами, стала приводить их в жизнь силой, используя революционный энтузиазм рабочих и безземельных крестьян. Очевидное теперь отношение новой власти к традиционной религии, вместе с желанием этой власти захватить имущество религиозных организаций привело Советскую власть к жестокому конфликту с верующими.

Гонения на церковь способствовали укоренению новой политической ситуации и соответствовали общей атмосфере страха, доносительства, шпиономании. Происходили подмена общечеловеческих ценностей классовыми, уничтожение русского национального самосознания, ликвидация многих тысяч верующих. Следствиями гонений стали гибель значительной части культурных ценностей и снижение интеллектуального потенциала общества – притесненные составляли значительный слой русской интеллигенции.

Сегодня становится особенно актуальным рассмотреть историю того периода, когда на многие годы вперед равноправные отношения между церковью и властью были прекращены, сквозь призму исследований и трудов не только партийных представителей, но и церкви.

Хронологические рамки исследования включают период с 1918 года (Декрет «Об отделении церкви от государства») по 1938 год (упразднение Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР).

Целью данной работы является изучение взаимоотношения церкви и государства в период после революции и начала строительства социалистического общества и выявление изменения в политике Советского государства в отношении церкви и позицию духовенства.

Указанную проблему рассматривали деятели культуры и науки, писатели, публицисты. Проблема взаимоотношений церкви и государства нашла отражение в трудах отечественных историков. О предпосылках негативного отношения большевиков к религии говорится в книгах В.А. Алексеева «Иллюзия и догмы» и М.Ю. Крапивина «Противостояние: Большевики и церковь (1917-1940)». В книге А.И. Иванова и П.К. Лобазова «Политика советского государства по вопросам религии и церкви» рассказывается о начале противостояния власти и церкви. Проблема взаимоотношений между религиозным населением и представителями советской власти затронута в книге В.А. Куроедова «Религия и церковь в советском государстве». Подробно и ярко показаны религиозные гонения в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время в книге Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX-м веке. В книгах Е.В. Цаплина «Архивные материалы о числе заключенных в конце 30-ых годов» и В.П. Попова «Государственный террор в Советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация» подробно описаны сталинские репрессии против духовенства.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница