2. Проблемы мира и человека в истории философской мысли Исторические предпосылки возникновения философии



страница1/10
Дата01.03.2018
Размер0.73 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2. Проблемы мира и человека в истории философской мысли

Исторические предпосылки возникновения философии

Возникновение философии — это закономерный ре­зультат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история разви­тия философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и че­ловека, об их взаимоотношениях наполняется конкрет­ным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.

Как форма общественного сознания философия с мо­мента своего исторического зарождения ставит и решает мировоззренческие вопросы, вопросы эпохальные, вы­ступающие духовным выражением любого исторического этапа человеческого развития. Объектом осмысления философии, как говорил Аристотель, есть "максимально мыслимый предмет". Она ставит и пытается дать ответы на "предельные" вопросы, найти "предельные" основа­ния и нормативы сознательного отношения человека к действительности: что такое природа, мир, действитель­ность; что такое знание; как осуществляется познание;

что есть человек, в чем смысл его жизни; каковы исто­рические цели того или иного класса; достижима ли сво­бода или человек — марионетка в руках слепых природ­ных сил. Поскольку исторические эпохи отличаются друг от друга уровнем развития культуры, экономичес­ким строем, политическим устройством общественной жизни, социальной структурой общества, уровнем разви-

57
тия познания, поскольку ответы на эти "предельные" вопросы в различные эпохи различны. Философия исто­рична как и весь человеческий мир. Совокупность миро­воззренческих, смысложизненных вопросов изменчива, на первый план выступает то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг одного стержня — отношения человека и мира.

Мировоззренческое ядро философии остается "трансисторическим", сквозным для всех исторических эпох и формаций, несмотря на постоянную переформи­ровку ряда основных проблем, отступление на задний план одних и выдвижение в центр внимания философ­ской мысли других, несмотря даже на изменение пони­мания специфики и структуры самой философии и ее жизненного предназначения.

Проблема "человек-мир" по-разному раскрывается в исторических формах философствования, различные ее постановки и трактовки определяются внутренней про­тиворечивостью философского познания самого реаль­ного отношения "человек-мир" и имеют, следовательно, познавательный и социально-ценностный аспекты.

Внутренний импульс развития философской мысли — борьба различных концепций и школ — обусловлен мно­гообразием и противоречивостью социальной действи­тельности. Однако, будучи детерминирована обществен­ной жизнью, философия сама оказывает активное воз­действие на социальное бытие, способствует формирова­нию новых общественных идеалов, специальных норм и культурных ценностей. Она вырабатывает духовное из­мерение человеческой жизнедеятельности и тем самым выступает формой общественного самосознания челове­ка, т. е., такой методологический подход направлен на решение методической задачи уяснения социально-прак­тической значимости и социально-практических функ­ций философии.

Идеи и представления, традиционно относимые к компетенции философии, начали зарождаться уже в глу­бокой древности. Однако как форма общественного со­знания философия начинает складываться в эпоху раз­ложения родоплеменного строя, когда стали формиро­ваться социально-экономические и политические струк­туры классового общества. Развитие производительных сил общества, общественное разделение труда, зарожде­ние частной собственности, появление классов как эко­номических, а затем и политических социальных групп, связанное с классами разделение умственного и физи­ческого труда — все это выступило в качестве соци-

58
ально-экономических предпосылок зарождения филосо­фии. Непосредственными же предпосылками ее станов­ления выступили накопленные к моменту разложения первобытнообщинного строя знания человека о себе и об окружающем мире.

Мировоззрение как способ духовно-практического ос­воения мира складывается вместе с формированием че­ловека как общественного, практически действующего существа. Исторически первой формой мировоззрения выступила мифология, в которой человек пытается ос­мыслить самого себя в своем природном и естественном окружении. Философия и зарождается как ответ на со­циальный запрос, идущего на смену первобытному, фор­мирующегося общества со сложной социальной структу­рой, как принципиально иной тип мировоззрения, по-иному осмысливая сложившиеся в мифологии представ­ления о человеке и мире, вырабатывая при этом и при­нципиально иные способы осмысления и решения миро­воззренческих вопросов.

Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постиже­нием действительности. Мифология — мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Ее суть за­ключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представле­ния вырабатываются коллективно-бессознательно и яв­ляются фантастическим, обобщенным отражением при­родного и социального бытия в сознании человека родо­вого общества. К моменту зарождения философии гре­ческая мифология была стройным духовным образовани­ем, выраженным в высокохудожественной форме. Разви­тая греческая мифология — это — природа и обществен­ные формы, уже переработанные бессознательно-художе­ственным образом народной фантазией.

Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи природных сил и явлений и человеческих коллективов. Оно ведет свое летоисчисление от первобытного тотемизма — воззрения, согласно которому каждый род ведет свое происхожде­ние от какого-либо животного, реже — растения и как исключение — от определенного неодушевленного пред­мета. И человеческая общность, и его природное окру­жение со всеми населяющими его существами и стихий­ными процессами понимались как одна большая общи­на, в которой все составляющие ее части связаны друг с другом таинственной и непостижимой силой.

59
2. В развитых формах мифологии происходит персо­нификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности. Божества греческой мифоло­гии мыслятся в антропоморфных образах, но одновре­менно выступают носителями определенной функции, связанной с каким-либо природным явлением или фор­мой человеческой активности. Так, Зевс есть олицетво­рение грома и молнии, Афина — богиня войны, ремесла, охранительница городов, Посейдон — бог моря, Гефест — бог кузнечного ремесла, Аполлон — покровитель искусств, Артемида — охоты, Афродита — любви и кра­соты и т.д.

3. Мифологическое мышление по своей природе ху­дожественное, оно оперирует образами, но не поняти­ями.

4. Мифы воспринимались людьми как настоящая жизненная реальность из поколения в поколение как предание, не подлежащее сомнению. Воспринимаемые как живые картины реальности, мифы не нуждались в обосновании и проверке.

5. Человек понимался как игрушка в руках боже­ственных сил, его жизненный путь определялся предпи­санной судьбой, роком. В целом мифологическое мыш­ление не проводит различия между природным и соци­альным мирами, не видит принципиальной разницы между действием стихийных природных сил и челове­ческой деятельностью.

Зарождающаяся философия противопоставляет мифо­логической картине мира и положения человека в нем не только иное миропонимание, но и сам способ пости­жения мира. Традиционное мифологическое сознание исподволь подтачивалось многообразными процессами, происходившими в общественной жизни формирующего­ся социально дифференцированного общества. Разделе­ние труда, развитие ремесел, экономический рост и раз­витие экономических связей, торговли, формирование полисов и развитие полисной демократии в условиях со­циальной дифференциации создавали предпосылки для появления сознательного теоретического, рациональ­ного отношения к миру, для противопоставления субъекта и объекта, для осознания субъектом самого се­бя как активного деятеля. Важнейшее значение имело накопление положительных знаний о природе (мате­матика, астрономия, знания о физическом мире, со­ставление календаря), появление, совершенствование и распространение письменности. Тем не менее обуслов­ленность возникновения философии как формы обще­ственного сознания следует искать не в какой-либо от-

60
дельной сфере жизни человека, не просто в характере общественно-экономической формации, а в целостном способе жизнедеятельности людей, в котором проявляет­ся их активное деятельностное отношение к миру и к себе, их специфика как субъектов социальной деятель­ности.

Кроме того, формирование философии связано тесны­ми узами с предшествующими этапами духовного ста­новления человека. Поэтому ее становление представля­ет собой длительный исторический период и сложный противоречивый процесс ее отделения от мифологичес­ких воззрений.


Каталог: Електронна%20бібліотека -> Підручники -> Загально-освітні -> Підручники%20і%20посібники
Підручники -> 7. общая структура и состояние системы человек — мир. Диалектика и ее альтернативы. Логика общественного развития
Підручники%20і%20посібники -> Конспект книги Теория государства и права: курс лекций
Електронна%20бібліотека -> Риторика в россии XVII xix в. Прочитав главу, вы узнаете
Електронна%20бібліотека -> 2. Проблемы мира и человека в истории философской мысли Исторические предпосылки возникновения философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница