2- ая четверть, урок №12 Тема урока : Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства



Скачать 102.04 Kb.
Дата16.08.2018
Размер102.04 Kb.
ТипУрок

Методическая разработка урока музыки в 8 классе

по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Искусство. Музыка».

2- ая четверть, урок №12

Тема урока: Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства.

Автор: Малинина Н.Ю. учитель музыки высшей категории МОУ Высоковской СОШ, Борисоглебского района, Ярославской области.

Вступительная часть.

Данная методическая разработка урока музыки составлена на основе программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д. «Искусство 8-9 класс» для 8-го класса по предмету «Искусство. Музыка», тема урока; « Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства». Новизна раскрытия этой темы в том, что обучающиеся сами создают музыку с помощью компьютерной программы «Нотный редактор»: «Muse Score: Reunion Example», которая доступна в ознакомительном плане, и результат своей работы можно услышать прямо на уроке.

.

Характеристика класса:

класс сложный, 9 человек: 8 юношей и 1 девушка; в основном это дети из малообеспеченных семей, 2 ученика из многодетных семей. Культура восприятия музыки и общения колеблется от высокой до удовлетворительной, владение речью так же на разных уровнях, творческая активность на уроке музыки – высокая: ученики хорошо воспринимают информацию, анализируют.



Цель урока: раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки.

Задачи:

  1. образовательные:

- сформировать представление о понятиях «дар творчества» и «преобразующая сила музыки»;

- актуализировать знания учащихся по теме «творческое кредо композитора»;

- познакомить с современными интерпретациями произведений И.С.Баха;

- познакомить обучающихся с графическим изображением «Токката и фуга ре минор, для органа» И.С.Баха;

- познакомить обучающихся с компьютерной программой «Нотный редактор»: «Muse Score: Reunion Example»;

- создать собственное мини-произведение в стиле И.С.Баха.

2) развивающие:

- способствовать развитию осознанного восприятия произведений искусства:

- способствовать развитию творческой активности, образного и ассоциативного мышления;

3) воспитательные:

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке;

- способствовать воспитанию музыкального вкуса обучающихся;

- способствовать развитию коммуникативности и толерантности.

Ведущие методы музыкального образования, используемые на уроке:

- метод художественного, нравственно- эстетического постижения музыки;

- метод моделирования художественно-творческого процесса;

- метод осознания личностного смысла музыкального произведения;

- метод создания композиции;

- метод сопоставления художественных образов;



- метод интонационно-стилевого познания музыки.

Виды музыкально-творческой деятельности, используемые на уроке:

- слушание, анализ и сравнение исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- диалог учителя и обучающихся;

- вокализация;

- ознакомление и работа с «Нотным редактором «Score: Reunion Example»;

- индивидуальная, групповая и парная работа.



Планируемые результаты:

учащиеся научатся:

- размышлять о понятии «дар творчества» и «преобразующая сила музыки»;

- применять свои знания по теме «творческое кредо композитора»;

- анализировать современные интерпретации произведений И.С.Баха;

- понимать графическое изображение «Токката и фуга ре минор, для органа» И.С.Баха;

- работать в компьютерной программе «Нотный редактор: «Muse Score: Reunion Example»;

- создать собственное произведение в стиле И.С.Баха;

получат возможность научиться:

- самостоятельно работать с программой «Нотный редактор: «Muse Score: Reunion Example»;

- самостоятельно определять «творческое кредо композитора» и узнавать произведения композиторов;

- ориентироваться в современных интерпретациях классической музыки.



Урок целесообразно проводить в компьютерном классе.

Конспект урока «Искусство. Музыка» для 8 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

2- ая четверть, урок №12



Тема урока: Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства.

Цель урока: раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки.

Задачи:

1) образовательные:

- актуализировать знания учащихся по теме «творческое кредо композитора»;

- познакомить с современными интерпретациями произведений И.С.Баха;

- познакомить обучающихся с графическим изображением «Токката и фуга ре минор, для органа» И.С.Баха;

- познакомить обучающихся с компьютерной программой «Нотный редактор»: «Muse Score: Reunion Example»;

- создать собственное мини-произведение в стиле И.С.Баха.

2) развивающие:

- способствовать развитию осознанного восприятия произведений искусства:

- способствовать развитию творческой активности, образного и ассоциативного мышления;

3) воспитательные:

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке;

- способствовать воспитанию музыкального вкуса обучающихся;

- способствовать развитию коммуникативности и толерантности.

Оборудование: проектор, компьютер, звуковоспроизводящая система, кп «Нотный редактор» - «Muse Score: Reunion Example», видео- и аудиоматериалы, портреты композиторов.

Ход урока.


  1. Организация класса. Определение темы урока.

(на экране эпиграф).

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Б.Пастернак.

(2 слайд. По щелчку картины: «Муки творчества»:

Писатель с пером, композитор за роялем задумался, скульптор лепит, вытесывает фигуру, ребенок что-то рисует: звучит музыка Моцарта Симфония №40 ).

У. Здравствуйте, ребята. Наш урок начался со строк стихотворения Бориса Пастернака. Прошу вас, зачитать. (читает ученик)

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Б.Пастернак.

Как вы думаете, что объединяет все эти изображения, музыку и стихи?

Уч.: На картинах все что-то делают, находятся в поиске, о чем-то думают, а музыка заставляет нас задуматься, уже является готовым продуктом.

У.: Назовите профессии этих людей.

Уч.: художник, скульптор, композитор, поэт…

У.: То есть это не просто люди, а люди искусства, люди творческих профессий. И они не просто делают, а творят - именно так говорят о них. А ребенок? Он ведь еще не знаменитость? Почему он оказался среди великих творцов? Как вы думаете?

Уч.: Он тоже что-то создает, тоже творит.

(Звучит музыка Моцарта «Симфония №40» 1 мин.).

У.: Назовите произведение и его автора, и объясните, почему музыка именно этого композитора прозвучала фоном для представленных картин?

Уч.: Прозвучала музыка Моцарта, а он начал сочинять в раннем детстве, обладал необыкновенным даром. И на картинах есть изображение ребенка, который тоже что-то сочиняет.

У.: Я вижу, вы тоже настроились на творческую волну и готовы сформулировать тему нашего урока.

Уч.: Творчество в искусстве.

У.: А точнее: «Великий дар творчества».



II. Основная часть.

1.Актуализация знаний.

У.: Как только первобытный человек оставил свой первый отпечаток ладони на стене пещеры, он сам того не ведая ступил на путь творчества. Как вы думаете, что такое творчество?

Уч.: Попытка что-нибудь придумать, процесс создания.

У.: Созидание, деятельность, несущая какую-то ценность. Что нужно для творчества?

Уч.: деньги, время…

У.: и не только: большое чувство, знание, жизненный опыт, жажда жизни, особое душевное состояние. Создавая произведения искусства, творцы оставляют нам свое видение мира, и каждый из них передает зрителям, слушателям свое переживание, и у каждого есть свой почерк, то, что в музыке мы можем назвать «Творческое кредо композитора».

(работа в группах)

Давайте разделимся на 2 группы.

Перед вами листок с именами композиторов и творческое кредо. Вам необходимо подобрать соответствующие друг другу варианты.

Бетховен – борьба, свобода, судьба как рок.

Моцарт – жажда жизни, стремление жить каждый день как последний.

Чайковский – любовь к русской природе.

Рахманинов – тоска по Родине, России.

Шнитке – переживание за будущее человека и человечество, апокалипсис.

Вивальди – человек, красота, природа.

( работа в группах 1 минута)

Вы готовы, но проверим мы следующим образом:

вы слушаете фрагмент музыкального произведения, затем называете имя композитора и его творческое кредо.

( на слайде портрет композитора по щелчку и звуковая дорожка ; проверка задания 5 мин.)

П.И.Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1

А. Шнитке Соната для виолончели и фортепиано

А.Вивальди Концерт «Времена года» 1 часть : «Зима»

В.А. Моцарт Маленькая ночная серенада . Рондо

Л.ван Бетховен Симфония №5. Первая часть «Судьба»

С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини.

2. Новый материал.

У.: С заданием вы справились хорошо. Сейчас мы с вами послушаем еще один фрагмент. Назовите автора и произведение.

(звучит фрагмент музыки Баха И.С. « Токката и фуга ре минор» для органа; 2 мин.)

Уч.: И.С.Бах.

У.: Прошло более чем 300 лет, но музыка Баха до сих пор волнует слушателей. Как вы думаете, почему?

Уч.: Его музыка не стареет, созвучна нашим переживаниям…

У.: Сегодня на уроке мы обращаемся к музыке Баха в необычном ракурсе: мы не просто послушаем «Токкату и фугу», но и услышим импровизации современных исполнителей, а также сами попробуем сочинить миниатюры в стиле Баха с помощью нотного редактора «Muse Score: Reunion Example». Но, для того чтобы зримо осознать строение партитуры «Токкаты и фуги», то есть определить для себя основные моменты в написании миниатюры я предлагаю посмотреть графическое изображение данного произведения.

(смотрим графическое изображение, комментируем особенности гармонического построения токкаты) (3мин.)

У.: Какие основные принципы построения музыкальной миниатюры вы должны соблюдать, чтобы соответствовать стилю И.С.Баха?

Уч.: Полифония, чередование звуков долгих и коротких, наличие синкоп…

(время работы с нотным редактором 5 минут)

У.: Время работы подошло к концу. Давайте послушаем, что у вас получилось.

(слушаем работы учеников, комментируем, высказываем свое мнение и даем самооценку; 9 минут)

У.: Все вы сейчас принимали участие в творческом процессе, а значит, все вы обладаете даром творчества: кто-то в большей степени, кто-то - в меньшей. Мы познакомились с данной программой только с технической стороны, но чтобы стать творцом нужен талант, опыт, жажда познания и мастерство.

3.Кульминация. В 20 веке, веке новых открытий, новых знаний, новых музыкальных инструментов композиторы так же обращаются к музыке Баха и стараются по-новому представить ее слушателям.

Я предлагаю вам посмотреть выступление яркой исполнительницы современности Ванессы Мэй.

(слушаем и смотрим видеофрагмент 4 мин. 30 сек.)

У.: В чем проявляется творческая индивидуальность исполнителя?

Как стиль исполнения повлиял на образно – смысловой строй произведения?

Уч.: музыка звучит современно, передает образы современного мегаполиса, движение…

У.: Человек – творец – не может жить без творчества. Прекрасные творения пробуждают добрые чувства. Общаясь с искусством, человек сопереживает персонажам произведений живописи и литературы, растворяется в музыке, и начинает по- иному воспринимать окружающую его действительность.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер говорил о том, что настоящее искусство не терпит суеты, воспитание искусством – это «тихая работа».

Как вы понимаете эти слова?

Уx.: Искусство учит нас, как относиться к жизни, показывает это на высоких примерах….

У.: Следовательно, мы может сказать, что искусство обладает преобразующей силой. Музыка как никакое другое искусство способна проникать в самую глубину души и сердца человека.

Ты только слушай,
И сам поймёшь ты всё без лишних слов,
Всё, что скрыто в сердце у тебя,
Всё, что в глубине твоей души,
Вдруг свет волшебный озарит…


(Слушаем и смотрим «Бах творит»… гр. «Цветы» С.Намин 4 мин.)

(на слайде И.С.Бах, В.Мэй)

У.: Каждый человек обладает даром творчества, но если им не пользоваться, то его легко потерять или вовсе не ощутить. В качестве подведения итога работы над нашей темой я предлагаю вам написать синквейн «Дар творчества». Напоминаю вам структуру синквейна:

1слово – кто/что. 2 прилагательных, 3 глагола, 4 - предложение (основной смысл). 5 - вывод (обобщение понятия)

Пример. 1.Творчество.

2. Великое, вечное.

3. Волнует, очаровывает, радует.

4.Дарит радость людям.

5. Созидание.

(работают над синквейном в парах 2 мин.)

У.: Давайте послушаем, что у вас получилось.

(ученики зачитывают синквейн 2 мин)

У.: У вас получились замечательные синквейны и главное, что объединяет ваши работы это понимание творчества как процесса созидания на благо человечества и во имя человечества, и что любой творец закладывает в свои творения вечные ценности. И сколько бы лет ни прошло я думаю, музыка будет звучать.

(Исполнение песни А.Макаревича «В добрый час» 3 мин.)

(на слайде Дом – музей И.С. Баха в Бонне)

У.: Сегодня на уроке мы с вами слушали музыку И.С.Баха, современные интерпретации в исполнении Ванессы Мэй, познакомились с программой «Нотный редактор», сочиняли музыку, синквейн, были исполнителями. Вы становились творцами во многих видах искусства: поэтами, композиторами, благодарными слушателями, дома вам придется стать скульпторами.



Домашнее задание. Вам предлагается создать памятник И.С.Баху, который встречал бы и провожал посетителей музея.

Рефлексия. А в качестве оценки своего творчества на уроке предлагаю вам заполнить нотный стан нотами определенной длительности, и мы сможем услышать вашу оценку. Целая нота – весь урок работали, половинка – в полсилы, четверть – работал лишь в некоторых моментах урока, восьмушки – иногда включался в работу.

(работа в нотном редакторе 3 мин.)


Ученики выставляют свои оценки в виде нот, учитель комментирует нотную запись, и прослушивают музыкальный фрагмент.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница