скачать
Утверждено
на заседании педагогического совета
протокол № от
|
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ № 5»
____________ О.В.Корнилова
____________ 2012 г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Чусового
1. Общие положения
-
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Конвенцией ООН о правах ребенка, ст. № 42 Трудового Кодекса РФ, Положением о НОЦ в Пермском крае, Уставом школы и локально-правовыми актами школы.
-
Настоящее Положение формы и сроки прохождения практики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Чусового в период летней оздоровительной кампании, по желанию учащихся и их родителей (законных представителей) социальную практику, профессиональные пробы и трудовую практику можно отработать в течение учебного года.
-
Отработка практики является обязательной для всех учащихся.
-
Сроки прохождения социальной практики, профессиональных проб - 10 дней по 4 часа.
2. Формы прохождения практики
2.1. Трудовая практика
Трудовая практика - общественно-полезный труд учащихся, организованный на добровольной основе в период летних каникул
2.1.1. Основные цели трудовой практики: проведение практики обеспечивает знакомство обучающихся перед поступлением в 10 класс, формирование коллектива обучающихся, повышение уровня трудового воспитания школьников, организации труда, связь труда с другими видами воспитательной деятельности – познавательной, игровой, художественно-эстетической, готовит школьников к самостоятельной деятельности.
2.1.2. Задачи:
-
формирование положительного отношения к трудовой деятельности, воспитание нравственных качеств гражданина;
-
закрепление трудовых навыков;
-
обеспечение занятости учащихся в период летних каникул;
-
обеспечение укрепления здоровья учащихся и создание условий для физического развития обучающихся;
-
формирование корпоративного духа школы;
-
благоустройство и озеленение школы и пришкольной территории.
2.1.3. Организация общественно полезного труда школьников.
-
В период летней трудовой практики на добровольной основе учащиеся выполняют работы по благоустройству территории школы, ухаживают за цветниками, выполняют работы по ремонту мебели и здания школы.
-
За организацию и явку обучающихся для прохождения летней трудовой практики отвечает классный руководитель. Классные руководители доводят до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) время прохождения практики согласно графику, утверждённому директором школы.
-
Учёт времени и подведение итогов прохождения летней трудовой практики обучающихся школы регистрируются в специальном журнале, который ведет руководитель трудовой практики.
-
Обязательным условием обеспечения охраны труда учащихся является их обучение и инструктирование по технике безопасности с соответствующим оформлением в журнале учёта инструктажа.
-
В рабочее время входят перерывы и паузы для отдыха. Предельное непрерывное время работы не может превышать 45 минут, после чего следует 10-15 минутный перерыв с обязательным пребыванием на свежем воздухе.
-
К летним практическим работам в полном объёме привлекаются только здоровые обучающиеся на добровольной основе. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к работам согласно заключению врача. Учащимся, освобожденным от физического труда, на период практики школа предоставляет (по заявлению родителей) другие виды работ: работа в библиотеке, канцелярии и т.п.
-
Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудовой практики. Он назначается приказом директора школы из числа наиболее опытных педагогов. Руководитель организует труд и отдых обучающихся, проводит воспитательную работу. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь выделенные для этого учителя, работники школы. Они несут ответственность за жизнь детей, организуют их деятельность. Контроль прохождения практики возлагается на классных руководителей.
-
Обучающиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя трудовой практики, других работников школы.
2.1.4. Поощрения
-
Итоги летней трудовой практики подводятся не позднее сентября: отмечаются учащиеся, выполнившие большие объемы работ; лучшие группы награждаются грамотой или ценным подарком на «Параде знаний», посвященному началу учебного года.
2.2. Социальные практики и профессиональные пробы
Социальная практика и профессиональные пробы (СППП) - это ситуации, в которых учащийся получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате формального (делового) общения и совместной деятельности учащихся с представителями разных профессий на рабочих местах. СППП организуются на предприятиях (в учреждениях) города, являются составной частью индивидуальной образовательной траектории учащегося.
2.2.1. Основные цели:
-
профессиональная проба: приобретение начальных навыков и умений в одной или нескольких профессиях, профессиональное самоопределение;
-
социальная практика: приобретение навыков общественной социально-значимой и производственной деятельности, необходимых для дальнейшего саморазвития и реализации индивидуальных способностей выпускника школы.
2.2. 2. Задачи:
-
профессиональная ориентация;
-
приобретение начальных профессиональных навыков;
-
популяризация профессий рабочих специальностей;
-
приобретение учащимися навыков общения в рабочем взрослом коллективе;
-
участие школьников в планировании и реализации социально-значимой деятельности;
-
повышение уровня социализации школьников за счет интеграции
-
предметных знаний и социальных практик;
-
повышение привлекательности родного города для молодых людей.
2.2.3.
Программа социальной практики рассчитана на два учебных года, проводится в период обучения, при поступлении в школу и по окончании десятого класса во время летних каникул. В рамках социальной практики предусмотрены следующие виды деятельности учащихся:
-
СППП на предприятиях (учреждениях) города;
-
конференции по итогам социальных практик, где учащиеся могут познакомиться с конкретными профессиями, узнать их преимущества и недостатки из презентаций сверстников;
-
трудоустройство учащихся на предприятиях города и через Центр занятости населения;
-
лабораторные и практические занятия старшеклассников на базе высших учебных заведений (согласно профилю);
-
участие в исследовательской деятельности, профильных лагерях районного и краевого масштаба;
-
разработка и реализация учащимися социальных проектов, участие в другой социально-значимой и волонтерской деятельности;
-
в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения своего города (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям);
-
участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время;
-
работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований средствами массовой информации и специализированными службами.
2.2.4. Организация СППП.
-
Договор заключается ежегодно между школой и предприятием, предоставляющим учащимся рабочие места и возможность стажировки по предложенной профессии или специальности.
-
Выбор организаций – партнеров осуществляется администрацией школы.
-
Социальными партнерами школы по организации и проведению СППП являются: Управление по спорту молодежной политике и туризму администрации города Чусового, Центр занятости населения, отдел по связям с общественностью Чусовского муниципального района, предприятия (учреждения), на которых учащиеся проходят практику.
-
Социальная практика учащихся может проводиться на базе учреждений муниципальной системы образования: УДО, ПУ; организаций системы здравоохранения и социальной защиты населения; в учреждениях культуры и спорта; в системе объектов местных органов самоуправления и подразделений службы занятости населения; предприятиях, имеющих и реализующих благотворительные программы, социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность; в средствах массовой информации и в службах, занимающихся социологическими исследованиями; на частных предприятиях различного профиля: производственных, ремонтных, в сфере торговли и услуг и т.д. Данный перечень может быть дополнен и изменен.
-
Распределение учащихся на предприятия осуществляется с учетом:
-
ИОТ десятиклассника;
-
желания учащегося и родителей;
-
наличия свободных мест на выбранном предприятии.
-
Контроль над работой и сопровождение учащихся в период СППП осуществляют закрепленные за ними специалисты организаций-партнеров и педагоги школы (руководители социальных групп).
-
Место прохождения социальной практики оформляется приказом по школе с указанием сроков прохождения практики и включает:
-
первоначальное знакомство со структурой предприятия (учреждения), сферой деятельности, трудовыми обязанностями и полномочиями сотрудников, профессиями и функциями;
-
начальное освоение одной или нескольких профессий в рамках определенного предприятия (учреждения) с ежедневной фиксацией видов деятельности и приобретенных навыков и умений;
-
зачетный период, включающий оформление презентации о практике, получение отзыва с предприятия и представление отчета руководителю социальной группы и на общешкольной конференции «Профессиональная молодость Чусового».
-
Прохождение СППП осуществляется в соответствии с программой СППП.
-
В зачет социальной практики принимаются официальные документы о:
-
трудоустройстве учащихся (трудовой договор);
-
участие в проектно-исследовательской деятельности УДО;
-
участие в спортивных сборах и профильных лагерях районного, краевого и российского уровней.
2.2.5. Требования к учащимся при прохождении СППП.
-
При прохождении СППП учащиеся обязаны:
-
выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (учреждения) по месту прохождения практики;
-
выполнять в установленный срок в полном объеме задания, предусмотренные программой СППП;
-
изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности;
-
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты.
-
При прохождении СППП учащиеся оформляют следующие документы: Дневник по СППП, отчет по итогам прохождения СППП.
2.2.6. Форма дневника по СППП.
1-я стр. Титульный лист.
2-я стр. Резюме учащегося (заполняется учащимся).
3-я стр. Место проведения СППП, структура организации, основные функции учащегося на предприятии, планируемые навыки, которые должен приобрести учащийся, условия труда, руководитель СППП (заполняется учащимся)
4-я стр. Ежедневник наблюдений (заполняется учащимся).
5-я стр. Особенности этапов СППП (заполняется тьютором социальной группы).
6-я стр. Отзыв о работе учащегося (заполняется руководителем СППП)
7-я стр. Отзыв тьютора социальной группы по деятельности ученика в рамках
СППП (заполняется тьютором социальной группы).
2.2.7. Ежедневник наблюдений по форме:
Дата
|
Время
|
Вид деятельности и приобретенные навыки
|
Роспись руководителя
|
|
|
|
|
Записи в дневнике наблюдений осуществляются ежедневно в соответствии с планом СППП.
2.2.8. Последовательность прохождения СППП.
I этап - ознакомительный.
Ознакомление с СППП осуществляется посредством:
-
информирование родителей и учащихся об условиях и возможных организациях-партнерах СППП (ответственные: администрация школы, тьюторы);
-
анкетирования обучающихся по вопросу профессионального самоопределения (тьюторы);
-
оформление документации: заключение договора с организацией-партнером (тьютор социальной группы), оформление дневника наблюдения (ученик).
II этап - подготовительный.
Организация СППП осуществляется на базовом предприятии (учреждении) под руководством тьютора социальной группы и руководителя практики назначенного администрацией предприятием.
Перечень обязательных мероприятий СППП на базовом предприятии:
-
консультирование учащихся тьютором социальной группы;
-
заключение договора;
-
определение руководителей практики со стороны предприятия;
-
проведение вводных инструктажей по технике безопасности, противопожарной безопасности;
-
ознакомительная экскурсия по предприятию;
-
знакомство с распорядком дня предприятия;
-
распределение обучающихся по рабочим местам.
III этап - основной.
-
реализация программы СППП осуществляется в соответствии с планом;
-
сопровождение ученика осуществляется тьютором социальной группы.
IV этап - заключительный.
Подведение итогов, оценивание результатов СППП по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев:
-
комментированная оценка деятельности обучающегося руководителем практики на предприятии;
-
заключение тьютора социальной группы по деятельности ученика в рамках СППП;
-
презентация ученика по итогам СППП перед участниками социальной группы;
-
конференция «Профессиональная молодость Чусового» (сентябрь).
Оценка руководителя
|
Оценка тьютора социальной группы
|
Документация
|
Защита презентации
|
Итоговая
оценка
|
Зачет
|
|
|
|
|
|
|
2.2.9. Отчетность учащихся.
-
Во время прохождения СППП учащимися заполняется дневник СППП
-
По результатам деятельности учащиеся составляют отчет, который должен включать сведения о выполненной работе, приобретенных навыках и полученной профориентационной информации в период практики.
-
Отчеты и дневники по СППП, заверенные печатью предприятия, сдаются в июне текущего учебного года в образовательное учреждение.
2.2.10. Стимулирование и поощрение
-
Стимулирование и поощрение осуществляется по усмотрению администрации школы и управляющего совета) предусматривается при любой форме отработке практики.
-
Возможные формы стимулирования и поощрения:
-
трудоустройство через Центр занятости населения
-
единовременные денежные выплаты (премии по итогам работы в сентябре)
-
поощрительные призы и дипломы участникам и победителям конференции «Социальные практики и профессиональные пробы»
-
размещение описания результатов работы в ежегодном школьном печатном издании «Социальные практики и профессиональные пробы»
скачать