19 ноября 2015 года В. М. Кресс



Скачать 198.5 Kb.
страница1/12
Дата23.01.2018
Размер198.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


С Т Е Н О Г Р А М М А

заседания "круглого стола" на тему "О состоянии и перспективах развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации"
19 ноября 2015 года

В.М. Кресс

Начинаем работу "круглого стола". Его тема – "О состоянии и перспективах системы среднего профессионального образования в Российской Федерации".

Прежде всего, я хочу выразить благодарность всем тем, кто откликнулся на наше приглашение участвовать в заседании "круглого стола". Здесь собрались члены Совета Федерации, наши коллеги, депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители образовательных учреждений и общественных организаций.

Министерство образования и науки Российской Федерации сегодня будет представлять, пока в пути, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки России Наталия Михайловна Золотарева. Вот сейчас только с ней переговорили. Мы договорились, что начинаем работу. Она успеет к своему выступлению.

С содокладом, а сейчас, наверное, получится, с главным докладом, мы пригласили выступить президента Союза директоров ссузов России, директора Красногорского колледжа Виктора Михайловича Демина.

Прежде чем перейти к теме нашей работы, надо договориться о регламенте. Для основного доклада мы предлагаем в пределах 10 минут. Так? Время для выступлений — до 5 минут. Я убедительно прошу без самоотчётов. "Круглый стол", он на то и "круглый стол", чтобы провести мозговой штурм, чтобы здесь звучали новые идеи, мысли, предложения, в том числе и в проект постановления, в проект рекомендаций, которые вам при регистрации были розданы.

Уважаемые коллеги, в этой аудитории всем понятно, что предложенная к сегодняшнему обсуждению тема очень своевременна и актуальна, и она обсуждается на разных сегодня площадках. Буквально в конце весенней сессии обсуждался этот вопрос, и я принимал участие и выступал с Виктором Михайловичем вместе, Государственной Думой Российской Федерации. Там немножко под другим углом, но смысл в принципе этот же.

Среднее профессиональное образование является важнейшей составляющей современного образовательного пространства, в значительной мере влияющей на развитие экономики страны. За последние годы система среднего профессионального образования претерпела существенные изменения. Плохо это или хорошо, тоже сегодня, я думаю, из ваших уст услышим.

С целью оптимизации использования рабочих кадров в региональных отраслях народного хозяйства подавляющая часть образовательных организаций среднего профессионального образования передана из федерального уровня в ведение субъектов Российской Федерации. За мою работу с конца 80-х годов в органах власти, по-моему, такие акции проводились несколько раз: то на федеральный уровень, потом часть на региональный, потом опять на федеральный. И сейчас на региональном уровне в основном находятся. Я считаю, так уже забегая вперед, что это не совсем правильно. Расширяется спектр программ профессионального обучения, происходит обновление структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

Совершенствуется содержание образовательных программ, развивается система сетевого обучения, создаются ресурсные центры, центры прикладных и профессиональных квалификаций, происходит интеграция в международное пространство.

Важным направлением государственной политики является повышение эффективности и качества образования. В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в 2014 году было подчеркнуто, что обеспечение качества жизни людей достигается, в том числе путем обеспечения доступности качества образования. Совершенствование системы качества образования затрагивает все его сферы, в том числе изменение системы профессионального образования, включая модернизацию подготовки рабочих и инженерно-технических кадров, разработку и внедрение новых профессиональных и образовательных стандартов, участие работодателей в этом процессе. Существенная роль здесь отводится его профессиональной и общественной экспертной оценке. В связи с этим возрастает роль общественных организаций в вопросах контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

Представляется, что в условиях развития экономики, изменения параметров и требований рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, возрастает роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке, прежде всего, рабочих кадров и специалистов. Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От этого напрямую зависит подъем российской промышленности и социальной сферы. Процессы модернизации, как и любые процессы, связанные с реформами, не проходят гладко. В соответствии с новыми потребностями труда назрела необходимость в дальнейшей оптимизации обновления перечня специальностей, в переходе к интегрированной и мобильной подготовке универсальных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Требуют внимания и решения вопросы первое — системного обновления содержания и ресурсов обучения, разработки и внедрения профессиональных стандартов, я уже говорил, ведения работ по профориентации школьников, создания и внедрения мониторинга системы качества образования, формирования совместно с работодателями программ трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях.

И, на мой взгляд, на сегодня остро встает еще, он не стоит сегодня, этот вопрос, но он встанет в ближайшие годы, к нему надо серьезно готовиться. Повышение рождаемости в последние годы вызвало проблему у нас сначала с детскими дошкольными местами, сейчас уже с ученическими местами в школах, около шести миллионов дефицит школьных мест в Российской Федерации. Следующий этап – это дополнительные рабочие места. И кто как не органы, прежде всего, власти и исполнительной, и законодательной не должны этим заниматься? Иначе, получится как всегда.

Назрела необходимость в рассмотрении вопроса об установлении льгот для работодателей при инвестировании их средств в образование, обеспечении должной работы по прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах, приведении мер социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования в соответствие с аналогичными мерами, установленными в отношении педагогических работников общеобразовательных организаций. Список проблем можно продолжать и дальше. Полагаю, что именно вы в своих выступлениях озвучите эти вопросы, волнующие регионы, и главное, предложите пути их преодоления.

В предлагаемом проекте рекомендаций итоговый вариант будет принят после предложений, внесенных вами, мы постарались учесть все те предложения, которые уже поступили в адрес нашего комитета. И надеюсь, что сегодня в ходе дискуссии также поступят предложения, направленные на дальнейшее развитие системы среднего профессионального образования. Те, кто не успеют выступить, если будут какие-то предложения в наши рекомендации, я по одной минуте в конце заседания всем дам.

Еще, прежде чем предоставить слово докладчику, уважаемые коллеги, я обращаюсь к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, я знаю, что многие из вас хотят тоже выступить, давайте мы поступим таким образом: сначала дадим выступить с мест, потом в конце я предоставлю слово. Нет возражений?

Тогда слово Виктору Михайловичу Дёмину. Прежде чем Вы начнете, я хочу сказать, что не далее как вчера Красногорскому колледжу, который возглавляет Виктор Михайлович, исполнилось 60 лет со дня основания. Все эти годы он является одним из успешных отечественных учебных заведений технического профиля, который готовит высококвалифицированные кадры. Давайте пожелаем коллективу колледжа благополучия, дальнейшей успешной и конструктивной работы на благо настоящего и будущего нашей Родины. (Аплодисменты.)

Пожалуйста.



В.М. ДЁМИН

Виктор Мельхиорович, не могу не откликнуться на Ваше поздравление не потому, что мы вчера с глубоким удовлетворением восприняли приветствие Совета Федерации, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в адрес коллектива, а потому что учебное заведение в 2015 году решением губернатора было признано лучшим в Московской области. И это накладывает на коллектив педагогический, на студенчество, на бизнес-сообщество, а мы работаем со 100 предприятиями и организациями региона, ответственность быть лидерами, подняв такую планку в вопросах подготовки кадров для реального сектора экономики и прежде всего военно-промышленного комплекса, та оценка, которая дана Советом Федерации, нас ко многому обязывает. Мы знаем, Виктор Мельхиорович, что не без Вашего участия была эта оценка сформулирована. И я бы подчеркнул, что и наш колледж, да и многие колледжи России сегодня стали участниками законотворческой деятельности, учитывая, что среднее профессиональное образование занимает приоритетное направление в государственной политике по подготовке и развитию производительных сил. Мы благодарны за эту оценку и полагаем, что будем надежными помощниками и Совета Федерации, и законодательных органов на местах с тем, чтобы успешно решать те задачи, которые ставит Президент, Председатель Правительства в вопросах подготовки кадров.

Мне несколько сложнее, учитывая, что основной доклад Наталия Михайловна будет делать, но я постараюсь, учитывая, что мы работаем плотно с ней, формируя стратегию развития профессионального образования, несколько сообщить на опережение тех вопросов, на которые она в своем выступлении, несомненно, ответит.

Мне хотелось бы в первую очередь подчеркнуть, что система среднего профессионального образования реально становится приоритетом в государственной политике, о чем говорит и сегодняшний "круглый стол", когда в Совете Федерации – верхней палате парламента – рассматривается столь важный вопрос, причем в условиях, когда действует новый федеральный закон об образовании, реализуется стратегия развития профессионального образования в России, утвержденная Правительством, и указы Президента, которые в последние годы были приняты, для того чтобы более успешно и динамично решать проблемы, которые многие десятилетия копились в системе среднего профессионального образования. Новым тому подтверждением является создание по указу Президента России Национального совета по профессиональным квалификациям, в состав которого я тоже вхожу.

И надо подчеркнуть, что именно этот совет фактически в 2015 году по поручению Президента завершает очень важную работу – подготовку стандартов по программам начального и среднего профессионального образования.

Буквально несколько недель назад был создан при Министерстве образования координационный совет по профессиональному образованию. Я думаю, Наталья Михайловна расскажет о его функциях. И мы считаем, что это очень важный орган, в который пошли и представители Совета Федерации, и депутатский корпус, где вместе с государственными деятелями мы решаем очень важные вопросы, направленные на совершенствование профессионального образования.

Я бы хотел поддержать, Виктор Мельхиорович, Вашу мысль о том, что профессиональное образование переживает очень переломный момент, который сформирован под воздействием к концу ХХ века внутренних и внешних изменений. Прежде всего они вызваны тем, что к концу ХХ века в результате внутренних и внешних противоречий среднее профобразование, после передачи фактически теперь в техникумах и колледжах реализуется программа начального и среднего профобразования, и фактически произошло понимание необходимости и важности этого вопроса. Мы даем оценку тому, что новая экономика, основанная на знаниях, технические и технологические изменения, которые происходят в разных отраслях экономики, рост развития информационных и коммуникационных технологий, социальные перемены, интеграция экономики, культуры и образования. Причем фактор очень мощный международного влияния на развитие профобразования. Все это заставляет очень серьезно пересмотреть очень многие стереотипы в развитии российской профессиональной школы. И следует подчеркнуть, что вопросы доступности профессионального образования стали реальными.

Виктор Мельхиорович, мы с Вами были участниками очень серьезного разговора в Думе Москвы, где Ваше выступление еще раз с государственной позиции получило оценку депутатского корпуса столицы. И мы сегодня отмечаем, что во многих учебных заведениях, по меньшей мере, ряд очень важных позиций являются хорошим активом профшколы. Следует подчеркнуть, что во многих регионах преодолено многолетнее недофинансирование учреждений профобразования, что очень важно, причем в том числе по уровню оплаты труда по отношению к средней заработной плате в экономике региона.

Сегодня система образования гибко отреагировала на возрождение престижа профобразования как основы жизненного успеха молодежи.

Я бы хотел подчеркнуть, что в результате наметился устойчивый рост конкурса на рабочие профессии. Спрос на обучение по профессиям рабочих на платной основе в результате проведенного нами мониторинга, трудоустройства выпускников на предприятия вырос почти в полтора раза. Причем наблюдается тенденция снижения потребности в рабочих профессиях низкой квалификации на 22 процента. Вместе с тем потребность на рабочие кадры четвертого и пятого разряда выросла на 34 процента. Это говорит о качественных изменениях, которые переживает система профессионального образования.

Наталья Михайловна, я уже успел сообщить, что в Министерстве образования буквально две недели назад де-юре закрепилось решение о создании координационного совета по профобразованию, которое позволит фактически в методологическом плане выстроить работу учебных заведений по-новому.

Я бы, Виктор Мельхиорович, поддержал Вашу мысль о том, что происходят качественные изменения в системе профобразования. Меняется структура, объем и профили подготовки, развивается государственно-частное партнерство, формируются новые модели структуры.

В последнее время мы отмечаем, что в работе, или в системе среднего профобразования появляются учебно-производственные кластеры, создаваемые совместно с бизнес-сообществом и системой многих уровней образования, кафедры, профессиональные кластеры, реализуются сетевые программы реализации программ начального и среднего профессионального образования. И за последние полгода мы констатируем, что в ряде учебных заведений начинают создаваться центры прогнозирования и мониторинга кадровых потребностей региональных экономик.

Я бы подчеркнул важность этого вопроса в том, что это была одна из серьезных проблем – мониторинг потребностей, потому что от решения этого вопроса во многом зависит изменение структуры, объемов и качества подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

И, вне всякого сомнения, можно и далее говорить о позитивных изменениях. Коснулся бы еще одного очень важного момента – развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования и поддержка и Правительством, и участие Министерства образования в движении "World Skills"

Я думаю, что об этом будет еще сегодня сказано, о первых успехах России в этом международном движении. Однако хотел бы подчеркнуть, что это движение само по себе имеет форму соревновательности, вместе с тем оказывает влияние на развитие стандартов, на качественное изменение содержания профессионального образования.

Но я хотел бы, наверное, все-таки коснуться проблем, потому что на самом деле проблем в вопросах подготовки особенно рабочих кадров, да и специалистов среднего звена весьма много. Прежде всего, первая из них – нужно отметить, что техника и технологии в реальном секторе экономики меняются быстрее, чем профобразование. Образовательные организации пока еще, и мы это признаем, работают слабо на опережение структурных изменений реального сектора экономики. Профессиональные компетенции выпускников не всегда соответствуют требованиям современного производства. Низка мобильность наших выпускников и конкурентоспособность.

Все это говорит о слабости содержания, форм и методов обучения. И нужно подчеркнуть, что обучение в учебных заведениях слабо подчас привязано к изменениям, особенно в реальном секторе экономики.

И следует отметить, что стратегия, разработанная Министерством образования и утвержденная Правительством, одна из новых миссий – повышение квалификации и переподготовка рабочих кадров, во многих учебных заведениях пока решается слабо.

Какие три проблемы, мне кажется, сегодня могут оказать влияние на радикальные изменения положения дел? Учитывая, что мы ведем разговор на законодательной площадке, первое, Виктор Мельхиорович, мы просим поддержать решение проблемы о льготном налогообложении бизнес-сообщества. Сегодня проходит пока вопрос о предоставлении льгот корпоративному обучению. Однако развитие учебно-материальной базы учебных заведений во многом зависит от инвестиций бизнес-сообщества. И если условия преференций налоговых не будут созданы, мы будем обречены на то, что дальнейшее развитие условий обучения в самих учебных заведениях, где и образование, и бизнес-сообщество платит три вида налогов, обречены на то, что мы в своем развитии остановимся. Это первое.

Второе, как говорится, замолвите за студента слово, – стипендия студентов. Она тоже сегодня не направлена на мотивацию молодежи для того, чтобы быть успешным в процессе обучения. Сегодня средняя стипендия немногим достигает 600 рублей. 530 рублей – это социальная стипендия и стипендия студентов, обучающихся на "хорошо" и "отлично".

Третья проблема. Мне кажется, она очень серьезная и во многом от нее зависит успех развития и выполнения функций среднего профобразования. Это уровень заработной платы преподавателей. Уважаемый Виктор Мельхиорович, нужно подчеркнуть, что педагогический коллектив формируется за счет специалистов народного хозяйства. Это должны быть классные специалисты.

Но если уровень заработной платы преподавателей в техникумах и колледжах в 3-4 раза подчас меньше, чем в реальном секторе экономики, рассчитывать на обновление и приток новых сил кадровых невозможно.

И последнее, о чем бы я хотел сказать, – это необходимость упрощения принятия мер на законодательном уровне, упрощение механизма и нормативов по лицензированию дополнительного профессионального образования. Миссия весьма большая, которая сегодня находится в функционале средней профшколы, однако сегодня слишком громоздка и неэффективна сама эта система.

И не могу не отметить в заключение – это вопросы социального стандарта. Я не раз на разных уровнях поднимаю эту проблему. Если мы говорим о необходимости укрепления единого образовательного пространства, очень многое сделано и министерством, и иными ведомствами в регионах по наведению порядка и созданию современного почерка профессиональных образовательных стандартов, то мы подошли к тому, чтобы сегодня решать проблемы социальных стандартов. Потому что учить детей в разных условиях, не имея единых подходов для создания условий для их успешности, сегодня это проблема, которая выходит на вопросы поступления студентов, на обучение в этот уровень образования. Спасибо.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница