17. Толстой Л. Н. Религия и нравственность



Скачать 75.97 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата15.03.2018
Размер75.97 Kb.
  1   2   3   4   5


17. Толстой Л.Н. Религия и нравственность // Толстой Л.Н. Избр. философские произведения. М.:
Просвещение, 1992.
18. Толстой Л.Н. Царство Божие внутри Вас // Там же.
19. Ковалевский М.М. Соперничество немецкого, французского и английского влияний на русскую интеллигенцию с середины прошлого столетия // Вестник Европы. 1916. N 1.
20. ТолстойЛ.Н. Круг чтения. Т. 1. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.
© 1997 г.
Е.А. БОРЗУНОВА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ Т. ПАРСОНСА
И М. ВЕБЕРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
БОРЗУНОВА Е.А. - аспирантка кафедры социологии Томского государственного университета.
Феномен власти формулирует круг специфических проблем. На вопрос о том, как власть может быть концептуализирована, пытается ответить не только политическая теория, но и некоторые модели объяснения в социологии.
Рассматривая в качестве объекта исследования власть, мы сталкиваемся с рядом трудностей. Власть: свойство или отношение? Кем или чем она осуществляется? Кто или что ей обладает: агент или коллектив, структура или система? Должна ли она применять силу, принуждение, угрозу санкциями? Насколько различны способы рас- смотрения власти (authority) и могущества (power)? Легитимна ли власть по опре- делению? Подразумевает ли она нормативные отношения? Является ли она условием свободы и автономии или отрицает их?
Имея ввиду перечисленные вопросы, возникающие при анализе такого фунда- ментального явления социальных отношений как власть, можно выстроить класси- фикацию подходов к обозначенному феномену. Но это не является целью наших дальнейших рассуждений. Мы ограничимся кратким обзором лишь тех концепций, в которых рассмотрение власти носит социологический характер и увязано с таким понятием, как легитимность. Подобный взгляд можно проследить как с позиции "понимающей социологии", так и структурного функционализма. Первое наиболее ярко представлено работами М. Вебера, второе - теорией Т. Парсонса. Оговоримся также, что основной вопрос, который будет занимать наше внимание - насколько оправдан тезис о том, что Парсонс является наследником веберовской традиции легитимизма. Исходя из вышесказанного, будем выстраивать наше дальнейшее рассуждение.
Остановимся кратко на некоторых моментах интересующих нас концепций. На- помним основную посылку веберовской теории социального действия, понимание ко- торой поможет нам раскрыть суть его обзора власти. Исходным пунктом для Вебера выступает индивид, вкладывающий в свои действия определенный смысл: факт увековечивания установившихся убждений и институтов невозможно понять, не обратив внимание на смысл, который люди вкладывают в верования и институты.
Следуя, таким образом, Веберу, можно сказать, что индивид обладает властью, если "в рамках определенных социальных отношений его воля может быть утверждена
98


Каталог: data -> 947
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница