№15 Рационалистическая методология в новое время



страница1/36
Дата30.07.2018
Размер1.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1. Философия науки в Древней Греции (общая характеристика)
Античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах) на рубеже VII-VI вв. до н.э. и развивалась на фоне рабовладельческого способа производства. Ее характерными особенностями были: 1) противопоставление философских размышлений практической деятельности; 2) тесная связь с мифологией (духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии). Она зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, обособляются в специальные области исследования и знания. Из представлений, овеянных древней мифологией, обособляются и возникают два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

Историческое значение древнегреческой философии науки очень велико, т.к. она была первой исторически известной формой диалектической философии. Энгельс писал: "Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания".

Первые материалистические учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Милете. С конца VII до конца VI в до н.э. здесь жили три мыслителя – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как вещество живое, однако давали различные ответы на вопрос о том, что считать первоначалом всему существующему. Для Фалеса – это вода, для Анаксимена – воздух, для Анаксимандра – неопределенное материальное начало, которое получило название апейрон, причем у всех них уже имеются элементы диалектики. Фалес под водой понимает аморфное текущее состояние материи, но он уже ставит вопрос о противоположности жизни и смерти. Для него даже боги произошли из воды. Анаксимандр в апейрон включает теплое и холодное, сухое и влажное. Апейрон для него – это совокупность различных элементов и свойств. Эти первоначала или стихии представляют первоначальный наивный материализм, а их диалектика была стихийной. Тем не менее, это уже были зачатки диалектико-материалистических взглядов. Все три философа наряду с постановкой философских и естественнонаучных вопросов занимались разносторонней практической деятельностью (астрономия, математика, физика, биология), но собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них прежде всего элементами цельного мировоззрения, материалистического по сути.

Несколько позднее возникает идеализм. Его возникновение было связано с именем Пифагора и его учеников. В философии ранних пифагорейцев уже ясно обнаруживаются идеалистические черты. По словам Энгельса, "…у пифагорейцев душа уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным". По Пифагору единым и абсолютным началом мира могла быть только мысль, а точнее ее божественная форма – число. Вещи по Пифагору – это суть-числа и числа управляют миром. Числа у Пифагора – это фактически первообразы вещей в природе, т.е. числа первичны, а вещи вторичны. При этом особое значение Пифагор и его ученики предписывали числам 3 и 7, а высшим видом геометрическом фигуры они считали круг и доказывали полнейший круговорот в природе.

Заслуга Пифагора и его учеников состояли в том, что они способствовали развитию математического знания и количественного анализа, но в то же время они абсолютизировали, чрезмерно увеличивали роль чисел, оторвав их от реального мира и превратив их в самостоятельные сущности. Противоречивость взглядов Пифагора и его учеников заметил древнегреческий философ Аристотель. Он писал, что "Пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началом всех вещей.

Новый шаг в диалектику был сделан Гераклитом (540-480 гг. до н.э.). Гераклит выдвинул идею всеобщего изменения, развития через борьбу противоположностей и, развивая эту идею, Гераклит приходит к выводу, что природа в самой себе имеет начало, основание и причину всех преобразований. Движение природы он рассматривает не просто как механическое перемещение тал в пространстве, а как внутреннее состояние в природе. Движение он понимает как изменение, как бесконечное возникновение нового ("все течет, все меняется", "в одну реку нельзя войти дважды"). Т.е. движение природы он понимает как ее самодвижение. Таким образом, по Гераклиту природа не нуждается в каком-либо сверхприродном, над ней стоящим, формирующем первоначалом. "Этот космос", - пишет Гераклит, - "есть тот же самый. Для всех его не создал никто из богов и ни кто из людей, но он всегда был, есть и будет живым огнем закономерно развивающимся и погасающим". При этом огонь у Гераклита как таковой, а это образ, образная фиксация, изменяющаяся, пульсирующего, волнообразного мира. Т.е. у Гераклита мы видим уже зарождение принципа нераздельного единства материи и движения. На современников Гераклита идея всеобщего изменения произвела очень сильное впечатление. В связи с этой идеей были поставлены весьма непростые вопросы: если в мире все изменчиво, то возможно ли устойчивое знание, возможны ли общезначимые ценности диалектики и нормы морали, или же наоборот все относительно, преходяще и молодость может смеяться над жизненным опытом своих отцов. Наиболее весомые ответы на эти вопросы дали позднее Демокрит, Платон и Аристотель.

2. Натурфилософские идеи Платона и Аристотеля
Платон - древнегреческий философ (427-347 гг. до н.э.), объективный идеалист. Платон разделил весь мир на мир вечных и неизменных идей и на мир изменчивых вещей. Причем у него мир вечных и неизменных людей существует независимо от реального мира, от его предметов, вещей. Он как бы предшествует ему, реальному миру. Конкретные предметы выступают у Платона как бледные тени вечных и неизменных идей, которые существуют в потустороннем мире в качестве некоего идеального прообраза, т.е. Платон переворачивает (ставит вверх ногами) реальные отношения вещей и идей, т.к. идеи у него первичны. В этом суть объективного идеализма Платона, но, тем не менее, в его объективном идеализме можно увидеть рациональные стороны. Платон заметил реальное существование особого, абстрактно-теоретичного надындивидуального слоя знания, которое отличается от индивидуального знания (например, наука). Кроме этого не лишено смысла стремление Платона искать в частных явлениях всеобщие законы. Теория познания Платона поставлена на мифе о бессмертии души. По Платону душа человека еще до его рождения обитала в мире вечных и неизменных идей, созерцала эти идеи и запечатлела их в себе. А человеку в дальнейшем остается лишь вспомнить эти идеи в процессе обучения и воспитания. Таким образом, Платон является родоначальником концепции врожденных идей. Заслуга Платона состояла в том, что он разрабатывает субъективную диалектику понятий. Он вводит понятие род и вид, рассматривает соотношения внутреннего и внешнего, явления и сущности, он подчеркивает роль вдохновения в познании мира, он вводит понятие "озарения" представляет интерес также учение Платона об обществе и государстве.

Платон создает проект, с его точки зрения, идеального государства. В этом проекте все люди разделены на три основных сословия: 1) правители-философы; 2) воины-стражи; 3) работники производительного труда (крестьяне). Стоит отметить, что рабов людьми не считали. При этом у Платона первые два сословия лишены всякой собственности, не только частной, но даже личной. И только третье сословие имели право владеть и частной и личной собственностью, но в определенных пределах, слишком богатых и слишком бедных в его государстве не должно было быть. Платон даже устанавливает норму социального расслоения в обществе – 1:4 (не богаче, чем в 4 раза).

В будущем государстве, считает Платон, все индивидуальные интересы в конечном итоге должны быть подавлены и подчинены интересам общества. Труд людей, их отдых, занятия и даже питание должны быть совместными, должна быть ликвидирована частная собственность, уничтожена парная семья, само продолжение рода должно быть регламентировано, дети не должны принадлежать двоим – они достояние общества, т.к. общество воспитает лучше, чем случайные двое, а пары же для рождения детей должны быть специально подобраны. Таким образом, Платон высказывает идеи примитивного раннего коммунизма.

Аристотель – древнегреческий философ (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель впервые обобщил достижения древнегреческой философии науки. Он был универсальным философом. Писал работы на различные темы: о явлениях живой и неживой природы; о познании, сознании; работы по логике; о проблемах общества; о вопросах этики, эстетики и риторике; о проблемах искусства и многое другое.

Фигура Аристотеля как философа противоречива. В его философском творчестве соединились материализм и дуализм, диалектика и метафизика. В вопросах теории познания Аристотель безусловный материалист. Для него предметы, явления первичны, а знания о них вторичны. Источником ощущений является реальный мир и познание – есть познание чего-то материального. Познание начинается с ощущений, чувственных восприятий и Аристотель пишет о вкусовых, обонятельных, осязательных, слуховых, зрительных ощущениях. Он использует также понятие и представление, он отмечает, что чувственное познание начинается с ощущений, а познанием же общего выступает абстрактное мышление.

Аристотель разрабатывает проблемы формальной логики. Именно ему принадлежит выявление основных законов логики (законов мышления), законов тождества, законов противоречия, закона исключенного третьего. Он анализирует понятие суждения и умозаключения. Он специально анализирует 10 категорий: 1) сущность; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6.время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание. Он пытается раскрыть методологическое значение категорий. В частности возможности и действительности; формы и содержания; причинности и т.д. При этом он рассматривает категории в их движении. Он обращает внимание на противоположности – движения и покоя; возникновения и уничтожения; роста и качественных изменений. Он бьется над решением вопроса о сущности и значении раздвоения единого на противоположности.

В понимании искусства он стоит также на материалистических позициях. Аристотель признает существование материального мира, понимая под ним бесконечную совокупность чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Но он различает понятия природа и материя. Понятие "материя" у него уже понятие "природа". Природа по Аристотелю – совокупность вещей и явлений, как единство материи и формы. Материей он считает не конкретные вещи и явления, а лишь их основу (субстракт), т.е. то из чего возникают вещи. Например: медная статуя – это есть единство материи – меди - и формы.

Аристотель пытается установить взаимосвязь между науками. Он рассматривает людей как общественных политических субъектов, а общество как связь людей. Он пытается установить взаимосвязи между науками. Он систематизирует минералы, растения, животных

Аристотель подвергает критике философию Платона (своего учителя), заявив, что Платон мне друг, но истина дороже. За то, что Платон вечные и неизменные идеи считал первоосновой конкретных и изменяющихся вещей Аристотель отмечает, что идеальное не может быть источником, причиной материального, а неподвижное подвижного. Аристотель критикует также Платона за его утверждение о вечности и бессмертности души. Одновременно он критикует взгляд о всеобщей одушевленности природы. Он утверждает, что душой обладают лишь живые существа. Одновременно подчеркивает первенство телесных процессов над духовными. Он пишет, что прекращается существование живого существа – исчезает и его душа. Но, критикуя Платона за его идеализм сам Аристотель в решении основного вопроса философии остается на позициях объективного идеализма. Каждую вещь он рассматривает как единство двух начал – активной формы и пассивной материи. Такой подход в конечном итоге приводит Аристотеля к выводу о существовании своего рода первоформы, перводвигателя – это в понимании Аристотеля некое духовное первоначало.

Влияние Аристотеля на последующую научную мысль исключительно велико. Его идеи почти 2000 лет определяли развитие логики и физики, сравнительной анатомии и зоологии, этики и психологии. Основная линия идущая от Аристотеля – рационалистическая линия, линия науки, линия познания природы. Но в тоже время от него идет и религиозная линия. В дальнейшем религиозная линия была взята на вооружение католической церковью. Поэтому вся философия эпохи возрождения и XVII-XVIII вв. выступала под флагом критики этой религиозной линии в творчестве Аристотеля.


Каталог: ebook -> umm
umm -> Учебное пособие по социологии
umm -> Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах"
umm -> Алимжанова Г. М. Сопоставительная лингвокультурология
umm -> Введение в философию
umm -> I. История и философия науки >31,2%
umm -> Курс лекций по философии предназначен не только для студентов и магистрантов всех специальностей и преподавателей философии, но и для всех интересующихся философией
umm -> Экономика социальной сферы
umm -> Лекция №1-2: Лингвокультурология как научная и учебная
umm -> Тема №1 Философия как феномен культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница