14 г лава возрождение Схема



Скачать 42.43 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата23.07.2018
Размер42.43 Kb.
ТипГлава
  1   2   3   4


Глава 4
114
Г
ЛАВА
4
Возрождение
Схема 4.1.
Возрождение: общая характеристика
Период развития Европы с начала XIV в. и до конца XVI в. при- нято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Это время отмече- но выдающимися достижениями во всех областях науки и культуры.
Ослабло влияние церкви и религии на духовную жизнь, резко возрос интерес к античному наследию, на первое место выдвигаются пробле- мы человека, исследования его творческих способностей, его места в природе, прагматического управления обществом (Никколо Макиа- велли), независимого от морали и религии, или, наоборот, построения идеального общества (утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы) на основе идеи равенства.
Основные лозунги эпохи Возрождения
«Природа и Бог — одно и то же» (
Лоренцо Валла).
Ищущие блага должны стремиться «не к добродетели, но к насла- ждению ради него самого» (Лоренцо Валла).


Возрождение
115
«Человек — кузнец своего счастья
» (Пико де ла Мирандола).
«Любая вещь рождается, чтобы служить человеку, а человек — для того, чтобы сохранить компанию и дружбу людей» (Леон Батти-
ста Альберти).
«Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить» (Леон Баттиста Альберти).
Идеалы Возрождения противоположны средневековому понима- нию земли как «юдоли [жизненному пути] плача и страданий» и чело- века как «преходящего путника».
Возрождение вырабатывает новую мировоззренческую парадигму, получившую название пантеизма (от греч. пан — всё и теo — Бог) —
«Природа и Бог — одно и то же» (Лоренцо Валла).
Пантеизм
— закономерное завершение развития схоластики, на- чавшееся с обоснования разумности Бога и закончившееся обоснова- нием разумности полного единства Бога и природы. Согласно Оккаму, число индивидуальных вещей должно точно соответствовать числу мыслей Бога. В более широком смысле смысл пантеизма — в придании природе свойств, которые ранее приписывались только Богу, — разум- ности, бесконечности, объединяющей и созидающей силы.
Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Зна- чит, все природное — божественно, и познание и преобразование его составляет главную цель человеческой деятельности. Если самосохра- нение — естественное чувство человека, то безнравственных наслаж- дений не существует. Добродетелью является все, что ведет к наслаж- дению, как физическому, так и духовному.
Философия
— послание к жизни, упражнение в свободе, признание превосходства «дел человеческих» над всеми остальными. Самый тяж- кий порок — быть никчемным. Созерцание без действий бессмыслен- но. Человек — homo faber (человек деятельный, производящий).
ЦИТАТЫ
«Не верь, о Пилигрим, что, избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, — ты тем самым находишь путь к совершен- ству. То, что придает твоей работе степень совершенства, находится в тебе… Я смело утверждаю и искренне признаюсь, что оставляю с удовольствием и без зависти и возражений тех, кто воспаряет в сферы чистого умозрения, и всех других, восходящих к высоким истинам, только бы мне оставили понятие о человеческих вещах»
(Колюччо Салютати. Письмо).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница