11 класс (12-летка) чог (Углубленный) Тема человек. Индивид. Личность



Скачать 86.13 Kb.
страница1/3
Дата22.03.2018
Размер86.13 Kb.
  1   2   3

Учитель Сборцев С.Н.

11 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема 4. ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ

Слова, вынесенные в заголовок параграфа, в литературе употребляются как близкие по значению. Все они относятся к тому, кто непосредственно связан с деятельно­стью. Прежде чем подробно остановиться на сущности деятель­ности, подумаем о том, кто действует в обществе, испытывает на себе результаты деятельности, иными словами, обратимся к од­ному из вечных вопросов — что такое человек?



Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе са­мом — специфическое свойство человека, проявление его разум­ности.

Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он — человек. Ответ на этот вопрос одновременно сложен и ясен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с ка­ким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются са­мыми существенными для человека?

Натура человеческая может проявляться весьма многообраз­но, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность — это и значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявля­ются коренные отличия человека от других живых существ.

Другой подход — «изнутри» — предполагает изучение чело­века с точки зрения его биологического строения, психики, нрав­ственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Нет сомнения, человек — удивительное и безмерно инте­ресное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя. Наметим некоторые вехи познания человеческой сущности.

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, всеобъемлющего мира.

И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек — как соче­тание разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древ­некитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Зем­лей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю при­роде. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире вре­мя от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, «космическом» уровне.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала границу между живыми существами весьма условной и подвижной. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведе­ния человека в теперешней жизни: за мысленный грех — в пред­ставителя низшей касты, за словесный — в животное, за грехов­ный поступок — в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождать­ся от предопределенности через нравственное благородство, рас­крепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы — изменчивые че­ловеческие установления». Человек как духовно-телесное суще­ство был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с че­ловеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Бо­гом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по все­му остальному». А сами греческие боги предстают величествен­ными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось од­ним из путеводных в развитии наук о человеке.

Своеобразие христианского библейского представления о че­ловеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении бо­жественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления гре­ховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безгранич­ности творческих возможностей человека. Идея философа XV в. Пико делла Мирандола заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались чело­веком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке рас­ширялись, обогащались. В XVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю — следовательно, существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представле­ние о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое те­ло является своего рода машиной, которая, с одной стороны, ис­пытывает влияние сознания, а с другой — способно воздейство­вать на него.

Для представителя классической немецкой философии XVIII в. И. Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходи­мости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII—

XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального на­
чала — духа или разума.

Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIX—XX в. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделе­нию в центр внимания таких проявлений, как чувство, воля, вле­чение. Тогда же в науку вводилось различение понятий индиви­дуальность и личность.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница