11. Академия Платона. Роль диалектики и математики в формировании теоретического знания Платон



страница1/2
Дата27.04.2018
Размер44 Kb.
  1   2

11. Академия Платона. Роль диалектики и математики в формировании теоретического знания
Платон (Plato) (428/427 – 348/347 до н.э.) родился на о. Эгина близ Афин в аристократической семье; назван в честь деда Аристоклом (Aristokl – лучший). Атмосфера родительского дома Аристокла впитала в себя все достижения античной цивилизации и культуры. Получил полное аристократическое образование, блестяще овладев всеми сферами античной культуры: изучал философию, вращался среди модных в тот период софистов (был учеником Кратила), имел успех как лирический и драматический поэт, занимался музыкой, живописью, гимнастикой, борьбой, верховой ездой (награждался лавровым венком на Истмийских и Пифийских состязаниях). Именно за свои спортивные успехи получил имя «Платон», т.е. «широкоплечий» (греч. platos – широта, глубина). По другой версии, имя «Платон» в значении «широколобый» получено им уже от Сократа.

Поворотным пунктом в судьбе Платона стала его встреча с Сократом в 407 г. до н.э. К моменту встречи с Сократом Платон был не только талантливым юношей, но личностью с оформившимися взглядами и определенной жизненной позицией. Знакомство с Сократом наложило неизгладимый отпечаток на образ жизни и мыслей Платона. Знаменуя начало новой жизни – жизни философа, – он сжигает свои поэтические тексты, включая уже розданную актерам комедию. Сократ является центральным персонажем, формулирующим позицию автора, практически во всех диалогах Платона, выстроенных на основе сократического метода экспликации содержания понятий. Платон провел 9 лет в ряду близких учеников Сократа (407 – 399 до н.э.), имеются сведения выступить на в суде на процессе Сократа с его апологией. Гибель учителя была для Платона тяжелым ударом как в смысле личной утраты, так и в смысле осознания факта отторжения современниками своего мудреца (после казни учителя Платон надолго покидает Афины). Путешествия Платона этого периода (399 – 387 до н.э.) богаты событиями и встречами, имеющими большое культурное значение: посетив Южную Италию, Платон входит в соприкосновение с сицилийским пифагорейским союзом, приобщаясь с мистико-математическому направлению пифагореизма; многое воспринято Платоном от досократиков, в частности хронологически современного ему Демокрита; по свидетельству Аристотеля, Платон знакомится во время путешествия с последователем Горгия Каликлом; поездка в Египет сопровождается изучением продвинутой астрономической традиции.

В 387 г. до н.э. Платон возвращается в Афины. В саду Академии Платон основал школу как специальное философское учебное заведение. И если учесть, что в рамках доплатоновской традиции «быть учеником» того или иного философа означало скорее выбор ориентации и личное общение, нежели получение систематического философского образования, а софисты как «учителя мудрости» учили не столько философии, сколько логике и риторике, то платоновская Академия может считаться в истории философии началом традиции специального философского образования, сознательного воспроизводства тезауруса философских знаний, канона философского стиля мышления и специально подготовленного субъекта – их носителя. В этой связи Платон может быть рассмотрен не только как оригинальный мыслитель, заложивший фундаментальные направления классического типа европейского философствования, но и как основоположник феномена базового философского образования в европейской культуре.

Центральным понятием платоновской концепции выступает понятие идеи или эйдоса (idea – вид, образ, наружность, род, способ; eidos – вид, образ, образец). Мир идей есть не что иное, как вечно пребывающий в равенстве самому себе тезаурус абсолютных и в своем абсолютном совершенстве неизменных эталонов (eidos как образец) конкретных вещей. Способом бытия идеи является ее воплощаемость и воплощенность во множестве материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ (idea и eidos, синонимичные в значении образ). Каждая вещь существует лишь постольку, поскольку является материальным воплощением, опредмечиванием идеи, и именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как самость вещи, ее равенство себе самой, так и ее вхождение в соответствующее множество, - воплощение идеи есть способ бытия вещи. Идея, таким образом, выступает у Платона одновременно и как сущность вещи, т.е. фундаментальное основание ее бытия, и как ее гипотеза, т.е. проект, включающий в себя и закономерность перехода от идеи к субстанциально воплощенной вещи, и метод ее оформления, и принцип существования. В этом контексте Платон фактически открывает понятийную природу абстрактного мышления, отличного от чувственного восприятия, и впервые концептуализирует нечеткие интуиции досократической философии о сущности статуса «общего».




Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты -> Дайджесты%20аспиранты
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Основные законы диалектики и их роль в развитии науки
Дайджесты%20аспиранты -> 37. Экзистенциализм о философии техники
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Априоризм И. Канта
Дайджесты%20аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Дайджесты%20аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Дайджесты%20аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа
Дайджесты%20аспиранты -> 8. Натурфилософия древней Греции, ее роль в развитии научно -рационального познания
Дайджесты%20аспиранты -> Атомизм и современная наука Атомизм
Дайджесты%20аспиранты -> 38. Психоанализ
Дайджесты%20аспиранты -> 30. Неопозитивизм


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница