1. возникновение цивилизации и культуры



страница1/31
Дата23.07.2018
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Что значит сам термин "цивилизация"? Мы будем понимать под ци­вилизацией уровень развития общества, вышедшего из первобытной эпо­хи. При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципи­альные отличия, как от первобытных культур, так и от цивилизаций, при­шедших на смену.

Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоя­щее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравне­нию с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человече­ской деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.

Каковы были предпосылки создания цивилизации? Род "Человек" вышел из царства животных свыше двух миллионов лет назад: вид "Чело­век разумный" существует, вероятно, около 80 тыс. лет. От своих предков, принадлежавших к более древним человеческим видам. Человек разум­ный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но в течение первых примерно 70 тыс. лет своей истории он только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова.

Важнейший этап в истории человечества - формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Археологические находки по­казывают, что этот процесс приходится на период неолита (VII-VI тыс. до н.Э.). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение численности населения) позволили английскому археологу Гордону Чайлду говорить о "неолити­ческой революции" как о первом экономическом перевороте в истории человечества.

Переход к земледелию, основанному на культивировании высоко­продуктивных сортов злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, риса), привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческих коллекти­вов, способствовал значительному росту населения. По примерным расче­там, за одно тысячелетие "неолитической революции" население выросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древней­ших очагах возросла в 2.5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.

Не менее значительным были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусственное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить грани­цы ойкумены, или зоны обитания человека на земле. Непрестанно возрас­тавшие потребности производящего хозяйства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направле­ний. Познание явлений природы, циклов жизни растений, их роста и со­зревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мыш­ления и различных областей культуры. Стало иным распределение времени наших далеких предков: развитие производящей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи.

Следствием формирования производящего хозяйства явилось появ­ление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возможности его концентрации в руках отдельных родов и семей.

Переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т.е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних жи­вотных. Исследованиями Н. И. Вавилова выделено пять центров проис­хождения культурных растений в горных тропических и субтропических областях Старого Света - от Балкан до Юго-Восточной Азии, два - в по­добных же районах Южной Мексики и Перу.



Формирование древнейших центров производящего хозяйства, а позднее и первых цивилизаций Старого Света связано с Передней Азией: предгорьями и речными долинами Палестины, Ливана. Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии. У археологов эта территория получила наименование "полумесяц плодородных земель" Здесь в IX-IV тыс. до н.э. были одомашнены пшеница и ряд основных видов животных. В кон­це IV тыс. до н.э. в одной из важнейших областей "полумесяца плодо­родных земель" - междуречье Тигра и Евфрата - сложилась шумерская (урукская) цивилизация - древнейшая из первоначальных.

Дальнейший рост прибавочного земледельческо-скотоводческого продукта позволил освободить часть членов общины от всякого произво­дительного труда. В наиболее благоприятном положении оказывались военный вождь и его приближенные, а также главный жрец. Таким обра­зом, шел процесс образования классового общества. Классовое расслое­ние впервые произошло в Египте и Шумере. Расслоение общества на классы - самое главное отличие последнего этапа первобытного общества (варварства) от цивилизации.

Колоссален вклад первобытного и древнего общества в развитие ду­ховной культуры. Выделим самое существенное, без чего наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это - возникновение и развитие мифоло­гии, религии и письменности.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница