1. Воскресная школа( указать вид) при, в нашем представлении



Скачать 23.25 Kb.
Дата23.02.2018
Размер23.25 Kb.
ТипРегламент

Общие положения.

1. Воскресная школа( указать вид) при _________________, в нашем представлении, - это школа для детей любой национальности, проживающих на территории России, сознательно воспитываемых родителями в традициях российской культуры, основанной на православном мировоззрении.

Это специализированный тип школы, регламентируемый Уставом _______________________с условием добровольного выбора ее для обучения и воспитания детей преподавателями школы, в том числе из священнослужителей храма, профессионально подготовленными прихожанами, родителями, близкими родственниками ребенка.

2. Воскресная школа в любой из перечисленных функций в современных условиях и может рассматриваться как путь и средство оказания помощи населению страны, избравшему для себя следование православным традициям и культуре в построение своей жизнедеятельности (укладе жизни). Воскресная школа - школа восстановления и поддержания духовных традиций, исторических достижений нации, ее национальных особенностей и возможностей. Это именно и определяет ее ближайшие цели и задачи.

3. Воскресная школа в современных условиях, используя плюрализм в образовании, выраженный в «Законе об образовании», может оказать помощь государству в проведении национальной политики по отношению к российскому народу в сфере образования и культуры.

4. Воскресная школа - это культурный центр русского и иных народов, проживающих на территории РФ и добровольно желающих приобщиться к национальным православным традициям. И в этом смысле – это открытое образовательное учреждение, куда приходят и дети и их родители, прихожане, а также граждан, проживающих рядом с приходом, чтобы преподать слушателям многогранный жизненный опыт и православный взгляд на историческое прошлое страны. Уважение к людям старшего возраста и ответную любовь и заботу взрослых о нравственном состоянии молодого поколения – это вековая особенность уклада жизни российского народа на основе соборности и братства.

5. Воскресная школа - это приоритеты воспитания в сочетании с образованием и обучением. Это восстановление в исконно православном понимании основных поведенческих категорий – «воцерковление», «просвещение», «воспитание», «образование», «личность» и «развитие».

6. Воскресная школа - это школа подразделения прихода Русской Православной Церкви, открыто ведущая религиозное воспитание детей (с согласия родителей), организующая планомерное участие в жизнедеятельности прихода в соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Педагоги воцерковлены и компетентны в вопросах православной педагогики и воспитания, и как основную задачу видят спасение человека в лоне Церкви.

По существу, Воскресная школа - это особый тип образовательного учреждения, выполняющего в качестве основных следующие государственные функции:

 национально-региональной ориентации в образовании детей русской и иных национальностей, проживающих на территории ______________________ и добровольно желающих приобщиться к национальным русским традициям в лоне Православия;

 духовная, социальная, психологическая и педагогическая поддержка русского и иных народов, проживающих на данной территории и добровольно желающих приобщиться к национальным русским традициям в лоне Православия;

 согласование взаимодействия с государственной политикой в области образования;

 психолого-педагогическая помощь семье в исполнении ее воспитательных и образовательных функций;

 духовный очаг православной культуры русского народа.

 

Научные основы Воскресной школы.



1. Стержневой основой формирования Воскресной школы должно быть православное мировоззрение.

Православное мировоззрение – принципиальное видение окружающего мира, в котором Бог является Творцом и Промыслителем. Мировоззрение определяет восприятие, понимание и преобразование человеком этого мира в согласии с Заповедями Божиими, оно содержит в себе представления о происхождении человека, его земной миссии, смерти и жизни после смерти. Именно мировоззрение определяет всю совокупность отношений человека – к себе, людям, обществу, труду, познанию, природе и т.д. Оно становится источником любви к Родине, своим предкам, близким, соратникам, друзьям и потомкам, уважение и веротерпимость по отношению к иным религиям. Именно православное мировоззрение является источником мощного импульса к нравственным проявлениям всему – чувствам, памяти, знанию, поступкам. В реализации православной мировоззренческой направленности воспитания личности должны быть вовлечены все участники педагогического процесса школы – учащиеся, учителя, вспомогательный персонал, родители и даже жители окружающей территории, помогающие приходу.

2. Другой не менее важной научно-теоретической основой функционирования Воскресной школы как особого типа образовательного учреждения является идея базисной культуры личности – это минимум фундаментальных свойств, знаний и умений личности, необходимый для идентификации себя как человека с православным вероисповеданием, облегчающих усвоение русской православной культуры, сосуществование в ней в братской любви с людьми всех национальностей. Базисная культура личности включает в себя совокупность культурных направлений: жизненных и профессиональных, семейных отношений, духовную, экономическую, политическую, правовую, интеллектуальную, экологическую, художественную, физическую и нравственную культуры, а также культуру труда и общения.

Понятие «базовая культура личности» представляет собой новый подход к воспитанию человека – непременно через формирование базовой основы православной культуры. Ученые отмечают существование у человека такого феномена, как «архетип культуры». Архетип культуры – это «вечная память» о своей личной в общественной истории.

3. Безусловно важной и вполне научной и выверенной идеей, определяющей формирование Воскресной школы, является следующая модель: православное мировоззрение как ведущий компонент цели воспитания, русская духовная культура как компонент содержания образования, соборность и народность как компонент образовательной технологии Воскресной школы.

4. А также в качестве четвертой научной идеи предлагается рассмотреть идею цивилизационного подхода к образованию. Тезис о существовании особой русской цивилизации как совокупности духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определяющих его историческую судьбу и национальное самосознание. Русская цивилизация, складываясь в течение долгих веков, возрастала духовным могуществом и патриотически воспитанной военной силой. Именно высокая духовность и патриотизм русского народа позволила ему собирать и организовывать вокруг себя другие народы.

Цивилизационный подход к созданию Воскресной школы обязывает ее продолжать традиции единения народов и обеспечивать сохранение и преумножение своей культуры, оказывающей самое существенное влияние на развитие мировой цивилизации.

Воскресная школа, представляющая русскую цивилизацию, должна давать принципиально новый образ жизни духовно-нравственного человека, противостоять современным потребительским тенденциям, религиозную грамотность и духовное развитие на основе православного учения, ориентацию в современном жизненном пространстве. Тезис о том, что прошлое – это всегда отсталое, прошедшее, необратимое и устаревшее, должен быть отвергнут и принципиально изменен на новый тезис: для того, что источает любовь, добро и всеобщую пользу прошлого нет, оно вечно и непреходяще.

 

О целях жизнедеятельности Воскресной школы.



Воспитательный принцип школы строится на гармонии отношений внутришкольной, семейной, приходской, внешкольной жизни ребенка и отношения к природе. Все это практически невозможно себе представить без системообразующего фактора – духовно-нравственных принципов пребывания ребенка в этих сферах жизни. Формирование такого принципа возможно как раз на основе годового церковного календарного круга.

Не идеальный, но желаемый образ ученика заключает в себя:

 православное миропонимание и мироотношение, устойчивое умение жить в согласии с ним даже в сложных условиях окружающей жизни;

 способность и умение отличать добро от зла, Истину ото лжи, делать добро по отношению ко всем и проявлять любовь;

 достаточно всестороннее знание русской православной культуры и истории Отечества, на основании чего выстраивать согласно традициям свою жизнь;

 любовь к России и ее гражданам, способность и умение всем оказывать посильную помощь, поддержку, веру в их силы и возможности;

 максимально использовать свой интеллект и способности в движения к Истине, умение подчинить их нравственным законам православной жизни;

 способность и готовность защищать себя, свою веру, свой народ и Отечество;

 осознанное трудолюбие, основанное на нравственных заповедях Божиих.

Достойный образ учителя Воскресной школы представляется как образ человека воцерковленного, усердного в молитве, открытого, разговаривающего с детьми откровенно и честно, способного своим примером создавать нравственную атмосферу, любящего своих воспитанников. Святитель Иоанн Златоуст считал самыми лучшими учителями тех, которые в хороших отношениях с детьми: «Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым».

Хороший учитель или иначе сказать духовно-нравственный наставник не позволит себе быть плохим специалистом, профессионалом. К достойному образу учителя можно отнести и все составляющие желаемого образа ученика.

Принципы организации Воскресной школы.

При выборе принципов организации Воскресной школы все они суммарно сведены в три группы. На их основе можно решать проблемы организации и управления школой, формировать содержание образования, выбирать образовательные технологии.

Первая группа принципов организации и управления школой:

 принцип открытого учредительства (Государства, Церкви и родительской общественности);

 принцип открытости территориальной среде (обеспечивает собирательную функцию школы в среде православного населения, связь с центрами культуры);

 принцип годового церковного календарного круга как основы организации всей жизнедеятельности школы.

Вторая группа принципов, определяющих формирование содержания образования:

 принцип соединения религиозного и научного образования с православным воспитанием при ведущей роли последнего;

 принцип приоритета духовно-нравственного развития и русской истории, языка и культуры во всем объеме содержания образования;

 принцип совокупности теоретического обучения и практической деятельности учащихся;

 принцип органичного содержания образования с жизнью конкретной школы в районе, городе;

Третья группа принципов, определяющих выбор образовательных технологий для обучения детей в Воскресной школе:

 принцип цикличности с постепенным возрастанием в развитии;

 принцип природосообразности;

 принцип культуросообразности;

 принцип соединения приобретенного познания с практикой проживания в условиях православной традиции;

 принцип – поло-ролевой дифференциации при воспитании и обучении учащихся (мужская и женская традиция русского воспитания) в контексте с нравственными положениями и законами.

Опираясь на эти принципы в построении воспитания и образования, молодой человек выходит из системы манипулирования его сознанием, укрепляется его духовный стержень и исторические корни и формулируют критерии добра и зла.

Курс, рассчитанный на годы обучения в Воскресной школе соотносится с годовым и церковным календарным кругом, его событиями и праздниками.

Православная педагогика богата множеством методических советов. Так, еще Святитель Василий Великий в IV в. рекомендовал педагогам включать учащихся в «открытие истины», а не преподносить ее в готовом виде («эвристический метод»). Это была первая заявка на «педагогику сотрудничества» и осмысленное обучение. Такие отношения учителя и ученика Св. Василий Великий назвал отношениями «со-путников», т.е. вместе движущихся и идущих к истине.

Святитель Феофан Затворник (XIX в.) поучал педагогов и родителей, какова должна быть беседа с детьми, как с ними говорить взрослым людям: «Обычно люди считают, что разговаривают с детьми, а в действительности часто что-то говорят им».

 

Воскресная школа и семья.



Реализация функций семьи и Воскресной школе по отношению друг к другу возможна через:

 наличие единого мировоззренческого подхода семьи и Воскресной школы к воспитанию и образованию ребенка, а именно – православного;

 участие детей, родителей и учителей в жизни прихода и праздниках церковного календарного круга;

 единые формы катехизации;

 изучение условий жизни и взаимоотношений ребенка в семье;

 воспитание ценностного отношения к семье;

 участие родителей в жизни Воскресной школы;

 участие детей в восстановлении и поддержании в семье православных традиций;

 глубокую дифференциацию и индивидуализацию домашних заданий с учетом семейных условий жизни ребенка;

 работу Воскресной школы с родителями детей и их взаимодействия;



 создание группы православных родителей как общественно-педагогического объединения.
Каталог: pdf
pdf -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
pdf -> Роль морали и традиций в формировании этики
pdf -> Методологические основания оценки цивилизационного развития
pdf -> Социальные проблемы молодёжи в современном обществе
pdf -> Социальные проблемы современной молодежи
pdf -> Вестник вгу. Серия: Филология. Журналистика. 2011, №1 132 Понятие «картина мира»
pdf -> Учебное пособие для вузов зритнева Е. И. Социология семьи : учеб пособие для студентов вузов
pdf -> В. Ломоносова д. С. Клементьев, А. Г. Маслова социология личности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница