1. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики



Скачать 87.84 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2018
Размер87.84 Kb.
  1   2   3


Тема: Дошкольная педагогика как наука.

План: 1. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

2. Цель и задачи дошкольной педагогики - науки

3. Задачи воспитания дошкольников.

1. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук и ещё ожидающего должного внимания исследователей. Но уже сейчас для всех очевидно, насколько важен для развития человека и личности дошкольный возраст.



Дошкольная педагогика – это наука о развитии, воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста с момента рождения до 7 лет.

В законе «Об образовании» цель дошкольного образования рассматривается как воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление здоровья, развитие индивидуальных способностей дошкольников, коррекция нарушений в развитии.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены на данных философии, естественных наук, теориях отечественных учёных в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта.

1. Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

2. Естественно-научные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и проведенные их учениками и последователями - В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским. П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др., исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в т.ч. воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, т.к. одна из закономерностей развития условно-рефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития, являются физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, его формированием объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются методические рекомендации методов и средств обучения.

3.Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

- культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;



  • учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

  • теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

  • теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

  • психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Элъконина;

  • концепция В.т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

4.Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики имеют древние корни. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох и стран стали истоками развития дошкольной педагогики как науки. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период, мысли о защите прав детей на детство, индивидуальное развитие, уважение личности, необходимости развития потенциала каждого дошкольника легли в основу современной теории дошкольного образования.

Достаточно широкий характер исследований по дошкольной педагогике в нашей стране отмечается после создания общественной системы дошкольного воспитания. Большую роль в развитии дошкольного воспитания сыграли Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Л.К. Шлегер, Д.А. Лазуркина, А.В. Суровцева. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, Е.И. Радина. Вопросы физического воспитания в дошкольном возрасте разрабатывались Е.А. Аркиным, А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской и др.

Существенное значение в теорию и практику умственноговоспитания дошкольников внесли работы Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, А.И. Сорокиной и др. В теорию воспитания внесли свой вклад ученые А.В. Суровцева, Ф.С. Левин — Ширина, Р.й. жуковская, Т.А. Маркова и др.

В 1960 г. создан первый в мире научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 г. был А.В. Запорожец. На базе этого НИИ велись исследования по разным направлениям дошкольного образования. Лабораторией воспитания детей раннего возраста руководила Е.И. Радина, с 1970 г. А.М. Фонарев. Лабораторию физического воспитания возглавляла М.И. Кистяковская. Руководителем лаборатории эстетического воспитания и художественного творчества была Н.А. Ветлугина. Вопросы умственного воспитания раскрывались под руководством А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. Лабораторию нравственного воспитания возглавляла В.Г. Нечаева. Подготовкой к школе занимались под руководством Т.В. Тарунтаевой. Результаты исследований публиковались, внедрялись в педагогическую практику деятельности детских садов, в практику подготовки педагогических кадров.

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой в современной науке. Развиваются новые направления дошкольной педагогики, вырабатываются новые теории и технологии дошкольного образования. Важно изучать, развивать имеющийся опыт, анализировать его плюсы и минусы и на этом основании выстраивать научно-исследовательскую работу. Необходимость новых исследований определяется изменением времени, изменениями в общественной жизни, модификации целей непрерывного образования человека.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница