№1 Социология как наука: предмет и парадигмы



страница1/23
Дата25.02.2018
Размер441 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

1.Социология как наука: предмет и парадигмы. Основные функции социологии.

Соц-я отнюдь не умозрительная наука. Во-первых, потому, что она опирается на мощную эксперим-ную базу, успешно используемую также и другими обществен. науками, во-вторых, потому, что сама служит надежной теорет-й опорой социальной практики.

Сегодня стали очень популярны опросы насел-я, выясняющие мнение людей по различным текущим вопросам, однако они (опросы) не столько прибавляют популярности соц-ии, сколько создают о ней ложное впечатление. Любые опросы не упускают случая назвать «социол-ми», придавая им тем самым якобы научный статус.

На самом деле ни в анкете, ни в интервью нет ничего специфически соц-го. Данные, полученные с их помощью, могут быть использованы любой общественной наукой. А вот превратить высказанное мнение о себе в действительно научное знание – это уже подлинное искусство. Таким искусством обладают социологи. Они не столь наивны, как может показаться обывателю.

Деятельность соц-га исключительно многообразна, но в ней есть своя изюминка: способность увидеть проблему, порожденную социальным взаимодействием, сформулировать ее на языке соц-ии, найти пути и средства ее разрешения и предложить их обществу.

Сейчас су­ществуют более 100 определений соц-ии, предложен­ных наиболее крупными специалистами в этой области науки.



  • Наиболее общее определение — «наука о законах становления, функционирования, развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общностей».

  • Осипов: «социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функцион-я исторически опред-х социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деят-ти личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»

  • Г.В.Осипов и С.М.Митина приводят ряд определений социологии, характерных для соврем. периода времени. Соц-я — это «научное исслед-е человеч. общ-ва и челов. поведения»; «изучение челов-х существ в их социальном кон­тексте»; «изучение: а) человека в группе; б) системы груп­повых ценностей и норм; в) групповых давлений (или вознаграждений) в их воздействии на челов. пове­дение и предпочтения»; «научное изучение явлений, воз­никающих в процессе групповых отношений челов-х существ, изучение человека и его челов-го окружения в их отношениях друг к другу»

  • Смелзер считает, что социология способ изучения людей.

  • Соц-ги стремятся выяснить, почему люди ведут себя определ-м образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.

общества.

Объект — это эмпирически данная реальность, та или иная сторона объективного мира. Предмет науки — это рез-т теорет-го абстраги­рования, кот. позволяет выделить закон-ти развития и функцион-я изучаемого объекта, яв­ляющиеся специфическими именно для данной науки и не для какой больше

По мнению В.А.Ядова, предмет социологии это социальные об­щности и социальные отношения, Г.В.Осипова — законо­мер-ти развития и функцион-я исторически оп­ред-х социальных систем и механизмы их проявле­ния, А.Г.Здравомыслова — законы и формы проявления социальной (общественной) жизни и т.д. Общее этих взглядов: 1. это принятие социального как основного свойства человеческого рода, благодаря кот. возник­ло общество и все его структуры; 2. признание того, что социальная реальность имеет системный харак­тер. 3. Признание законом-ти и истор. обусловленности социальной реальности.

Совр. Соц-я как наука о социальных законом-х развития общества выполняет достаточно широкие функции.

Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.

Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики пол-го и социального управления.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.

Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избир. кампаниями и т.д.

Управленческая функция. Соц-я, в особенности прикладная, напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет опред. идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

В настоящее время в социол. литературе ис­пользуются различные критерии и способы классифика­ций функций соц-ии. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, ин­формационную, прогностическую, идеологическую, крити­ческую, управленческую, образовательную и организацион­ную. А.Н.Елсуков считает, что социология вы­полняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идео­логическую.



Место среди других наук. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при опре­делении понятия социологии, что если имеется «n» раз­ных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социоло­гия, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Соц-я имеет большое значение для др. наук, так как она дает научно обоснованную теорию об общ-ве и его структу­рах, а также помогает им уяснить законы и закономернос­ти взаимодействия его различных структур.

Утверждение научного статуса соц-ии было непростым и сопровождалось разногласиями. Эдуард Мейер считал соц-ю излишним продуктом развития гуманит. знания. История и социология (социологи опираются на фактический материал). Социология и психология (социологи традиционно уделяют большое внимание процессам социальной психики). Появление новых «синтетических» наук, которые появляются на стыке традиционных областей гуманитарного знания – социальная экология, экономическая социология.



2. Основные категории социологии. Понятие "социальное".

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria — высказывание; признак) (филос.) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» [228. С.558]; «Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»



Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

- «общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);


  • категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)»

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59. С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий: методологические и процедурные . Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком — как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии.



К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности»


Вопрос 3.

Социальные системы и социальные структуры.

Понятие «социальная система» употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразу­мевалась прежде всего общая идея упорядоченности об­щественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию «социального порядка». Понятие «социальная система» было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного под­хода в науке. Для правильного понимания и употребления понятий необходимо четко представлять, что понимается под категорией «система» и «структура», а также как они соотносятся друг с другом.

В научной литературе существует свыше 50 определе­ний «системы», данных специалистами различных профи­лей. Обобщив их, можно сказать, что система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них.



Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Исследование объектов и процессов с помощью сис­темного анализа есть изучение свойства интересуемого целого через его структуру, а также подробное рассмотрение той роли, кото­рую выполняет тот или иной элемент в этой структуре.

По­нятие структура (от лат. structura — строение, расположе­ние, порядок) означает совокупность взаиморасположе­ния и устойчивых связей составных частей объекта, бла­годаря которым обеспечиваются его целостность и тождественность самому себе (т.е. при различных внеш­них и внутренних изменениях сохраняются его основные свойства).


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница