1. Социология как наука и предмет изучения Социология это наука об обществе. Слово «социология»



страница1/18
Дата23.07.2018
Размер183 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Тема 1.

Введение в социологию как предмет изучения

Учебные вопросы.

1. Социология как наука и предмет изучения

2. История социологии.

1. Социология как наука и предмет изучения


 Социология - это наука об обществе. Слово «социология» произошло от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (учение). Этот термин впервые ввел в научный оборот в 30-е гг. XIX в. французский ученый и философ Огюст Конт, которого и принято считать основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Он представлял социологию как науку, призванную объединить все знания об обществе как едином организме и дать им научную основу, построенную на строгом изучении и проверке социальных фактов. (Слайд № 2)

Таким образом, социология это наука о закономерностях  становления, функционирования и развития общества. Она изучает его методами научного исследования, рассматривая как целостную систему, состоящую из подсистем и отдельных элементов. Любое общественное явление она рассматривает как элемент социальной системы или общества. В рамках этой системы исследуются все социальные явления и процессы, в их непосредственном взаимодействии.

Социология, как и любая другая наука, при изучении общества и происходящих в нем процессов, преследует как ближайшие цели, так и перспективные.

Ближайшие цели заключаются в объяснении и прогнозировании общественной ситуации, возможностей развития социальных явлений и процессов.

Перспективные цели состоят в создании многосторонней и многоуровневой системы прогнозирования развития общества.

Основными задачами социологии являются:

получение достоверных знаний об обществе;

изучение общества и происходящих в нем процессов;

обоснование основных направлений развития общества.  

Объектом социологического познания является общество как целостная социальная реальность.

Предметом социологического знания являются социальные явления: социальные организации, социальные группы, социальные общности, социальные институты, социальные отношения, социальные процессы и т.п.


Понятие социального. Социальные законы.

Основным понятием социологии является «социальное» (от лат. – socialis – общий, общественный). (Слайд № 3)

Социальное – это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, проявляющихся в процессе совместной деятельности (взаимодействия) между индивидами или общностями.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, определяется их местом и ролью в конкретных общественных структурах, проявляется в различных отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Это общее свойство, присущее индивидам и общностям формирующееся в результате процессов становления личности и интеграции ее в общество.   

Деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, не зависящих от их сознания социальных законов, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. 



Социальные законы – это объективно существующие устойчивые, существенные связи социальных явлений и процессов.

Они действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. В рамках действия закона может находиться общество в целом или же его часть (социальный институт, организация, группа).

Социальные законы можно классифицировать по ряду оснований.

1. По степени общности.

Общие законы, которые действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отно­шений, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и т.д.).

Частные, специфические, которые действуют в одной или нескольких  общественных системах (законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, закон классовой борьбы и т.д.).

2. По сфере действия.

Законы, определяющие и характеризующие развитие социальной сферы в целом.

Законы, определяющие развитие отдельных элементов  социальной сферы: классов, социальных групп, этносов и т.д.

3. По способу проявления.

Динамические законы, определяющие направления, факторы и формы социальных изменений; фиксирующие жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях.

Статические (стохастические) законы, которые отражают основные направ­ления изменений социальных явлений, их тенденции, определенную степень вероятности при сохранении стабильности  данного социального целого.

Если динамический закон определяет поведение каждого объек­та  в исследуемом классе явлений, то статический закон - некото­рое свойство или признак, присущий классу объектов  в целом.

4. По формам связей между социальными явлениями, фактами, событиями выделяют пять категорий социальных законов:

инвариантные законы, отражающие  инвариантное (неизменяю­щееся) сосуществование социальных явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то обязательно должно быть явление Б. Например: в любом обществе, основанном на системе тоталитарного управления, существует  латентная оппозиция; ограничение, запрет, снижение производства, продажи необходимого для населения продукта вызывают нелегальное его производство и спекуляцию (водка, сахар);

законы-тенденции, отражающие тенденции развития социальных явлений и процессов. Они обусловливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение во времени элементов и способов их упорядочений связи в структуре той или иной социальной системы определяется предшествующим состоянием. Причем развитие имеет место тогда, когда два последовательно взятых состояния одного и того же объекта претерпевают необратимое существенное изменение, т.е. совер­шается переход от структуры одного качества к структуре другого качества;

функциональные законы, устанавливающие функциональную зави­симость между социальными явлениями. Они обеспечивают сохране­ние социальной системы в состоянии относительной устойчивости, характеризуют подвижность ее элементов, не ведущую к существенному изменению структуры, но позволяющую принимать системе различные состояния. Эти законы создают предпосылки для перехода  от одного качества социального объекта к другому.  Например, чем актив­нее люди участвуют в политической  жизни, в управлении делами общества, тем выше, в конечном счете, становится их политическая  культура.

причинно-следственные законы, фиксирующие причинно-следственные связи между социальными явлениями;

вероятностные законы, устанавливающие  вероятность связи между социальными явлениями. Например, рост экономической самостоятельности женщин повышает  вероятность разводов, высокая ма­териальная оценка труда милиционера, его социальная защищенность повышает его авторитет и качество работы.

Социальные законы действуют, реали­зуются не вообще, а в конкретной форме - через деятель­ность людей. Каждый человек занимает свое социальное положение, статус, выполняет свою роль, функции, обладает индивидуаль­ными характеристиками: пол, возраст, национальность, семейное положение, свою установку и т.д.

Но социологию в меньшей мере  интересует этот отдельный человек. Её интересует совокупность этих индивидов, группировка их по тем или иным свойствам. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социальный закон реализует себя через деятельность социальных групп, масс людей, а не индивидов. Поэтому социальные законы, социальную жизнь изучают через призму анализа действий масс, с выделением так называемого  «среднего человека».

Например, берется определенная социальная группа по определенным свойствам или признакам (по возрасту, по специальности и т.д.) и исследуется. Поведение каждого из них, на первый взгляд, случайно, неопределенно, но за счет взаимного уравновешивания случайных факторов в системе обнару­живаются особые системные качества, выражаемые социальными статистическими законами. А знание закона-тенденции позволяет установить и дать количественное выражение степени отклонения поведения данной социальной группы от абсолютного требования данного социального закона, выявить механизм этого отклонения, что дает возможность создать наиболее благоприятные условия для свободного проявления закона в деятельности социальной группы.
Категории и принципы социологии.

Структура социологического знания.

Категория – это общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства предметов и явлений. Категория содержит обобщенную характеристику объекта. Основные категории, характеризующие сущность и содержание социологической науки можно подразделить на несколько групп. (Слайд № 4)



Общенаучные: категории, использующиеся в понятийном аппарате других наук (общество, культура, государство и т.д.).

Пограничные (смежных с социологией наук): категории, которые одновременно используются как в социологии, так и в других самостоятельных отраслях научного знания. Например, у социологии много общих понятий с демографией (миграция, рождаемость, продолжительность жизни и т.д.), с социальной психологией (личность, общение, эмоции и т.д.), с политологией (власть, социализация, лидер и т.д.) и другими науками.

Социологические: категории, принадлежащие социологической науке (социальный институт, социальный контроль, социальные процессы, выборка, аномия и т.д.). 

Принципы социологии - ее основные исходные положения, основополагающие правила, которыми она руководствуется при изучении своего объекта и предмета исследования. К основным принципам социологии относятся:

принцип объективности, означающий, что все явления общественной жизни необходимо рассматривать с точки зрения проявления  объективных законов развития общества;

принцип связи и развития, который означает, что процессы развития общества и его отдельных систем находятся в тесной взаимосвязи  и взаимовлиянии друг на друга;

принцип системности предполагает рассмотрение общества и его подсистем как целостной системы с наличием взаимосвязанных и взаимообусловливающих развитие друг друга элементов;

принцип всесторонности и конкретности, предполагающий всестороннее изучение исследуемого объекта с учетом его особенностей, проявляющихся в данный, конкретный момент времени;

принцип единства  теории и практики, означающий, что социологическая наука должна быть направлена на исследование реальных общественных процессов, а ее выводы и рекомендации должны использоваться для решения практических социальных проблем и т.д.

В зависимости от масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания выделяют следующие уровни: (Слайд № 5)



общесоциологические теории (теоретическая социология);

специальные социологические теории (теории «среднего уровня»);

эмпирическую (прикладную) социологию.

Теоретическая социология разрабатывает концепции социальных явлений, процессов, ищет пути познания истины. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества, сущности социальных взаимодействий; разрабатывается основной понятийный аппарат, необходимый для изучения общества.

Специальные (частные) социологические теории изучают отдельные сферы общественной жизни, социальные группы и институты. Эти теории, получившие в 1947 г. название теорий «среднего уровня» (термин был предложен американским социологом Р.Мертоном), выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, раскрывающимися в повседневных исследованиях и теоретическими конструкциями (социология толпы, социология семьи, социология конфликтов, социология религии и т.д.). Они выполняют задачу аккумуляции данных. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теоретическими построениями. Они как бы соединяют эмпирические данные, полученные в результате исследования конкретных явлений и процессов, и фундаментальные общесоциологические теории.

Прикладная (эмпирическая) социология  носит практическую направленность, занимается сбором многочисленных фактов, сведений и мнений членов социальных групп, личностных данных и их последующей обработкой. Она представляет собой конкретные социологические исследования в виде опросов, наблюдений, экспериментов и т.д. Эмпирические социологические исследования помогают выявить существующие противоречия, тенденции развития определенных социальных явлений и процессов, необходимых для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами. В свою очередь они служат основой для осмысления на уровне специальных и общесоциологических теорий и дальнейшего использования в решении актуальных проблем развития общества.  


Что изучает микросоциология и макросоциология?

Методы социологии.

Социология изучает общество на двух уровнях: микросоциологии и макросоциологии.



Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. В центре ее внимания находятся такие социальные институты, как семья, образование, религия, экономический и политический строй. Она изучает взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет исследования микросоциологии – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми.

Для изучения объекта и предметов исследования социология использует различные научные методы.

Особенность методов социологии заключается в подходе к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы.

На каждом уровне социологического знания применяются свои методы исследования. (Слайд № 6)

Философский метод, который представляет собой совокупность законов, принципов и категорий философии.

Общенаучные методы: наиболее общие способы познания, используемые для изучения социальной реальности. Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса: анализ, синтез, сравнительный, причинный метод и т.д. (Слайд № 7)



Методы, используемые смежными науками: эти методы определяют принципиальные основы разработки специальных социологических теорий. К ним относятся: (Слайд № 8)

системный метод, заключается в рассмотрении сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Он ориентирован на раскрытие целостности исследуемого объекта;

структурно-функциональный метод, заключающийся в исследовании социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение.

поведенческий (бихевиористский) метод, основан на изучении поведении человека как совокупности наблюдаемых реакций на воздействие внешней среды. (Слайд № 9)

Большинство проблем конкретных наук требуют применения специальных методов, которые называются частнонаучными методами.

Частнонаучные методы социологии - это способы исследования, служащие основой для разработки специальных социологических теорий. Для получения эмпирической информации социология использует такие частнонаучные методы исследований как: наблюдение, эксперимент, опрос и анализ документов.

Метод социологических исследований, является основным для социологической науки. В большинстве случаев этот метод используется на уровне прикладных исследований. Он включает в себя теоретическую и инструментальную часть. (Слайд № 10)

Теоретическая часть связана с разработкой программы исследования, обоснованием цели и задачи, определением гипотез и этапов исследования.

Инструментальная (процедурная) часть связана с получением и обработкой социологической информации. Сюда включается разработка методики и техники конкретного социологического исследования, определения способов сбора, обработки и анализа информации.

Таким образом, социологические исследования представляют собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, для получения объективных данных об изучаемом социальном явлении.


Функции социологии.

Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях: (Слайд № 11)



познавательная -  заключается в изучении общества, его структурных элементов, их связях и отношениях;

практическая - на основе теоретических разработок, социологических исследований, прогнозов вырабатываются практические рекомендации (выбор оптимальных мест создания предприятий, рекомендаций по совершенствованию образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения) для улучшения механизма социального управления, деятельности управленческих структур;

прогностическая -  на основе анализа социальных процессов социология вырабатывает научно обоснованные предположения (прогнозы) о развитии социальных процессов  (прогноз изменения численности и структуры населения, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах) и вырабатывает рекомендации для успешной практической деятельности;

гуманистическая - социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных взаимоотношений;

регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

идеологическая - социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

инструментальная -  заключается в определении методов изучения социальной реальности, способов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.  


Социология в системе общественных наук

Человеческое общество является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится изучить свой предмет – отдельные сферы общественной жизни или отдельные социальные явления. Поэтому в процессе познания общества социология взаимодействует с этими науками. (Слайд № 12)



Социальная философия представляет собой систему взглядов на место человека в мире. Социология, используя знание общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику социальных общностей.

История изучает общество хронологически и конкретно. Социология же фиксирует и исследует общие свойства определенного вида социальных явлений. Основываясь на данных, полученных исторической наукой, отмечает общие свойства отдельных видов социальных явлений и дает их типологию (например, государство, классы, революции и т.д.).

Политология исследует проблемы власти, социология же решает задачу – выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

Психология, изучая поведение человека, акцентирует свое внимание на отдельном индивиде. Социальная психология как наука, находящаяся на стыке двух дисциплин, изучает социальную обусловленность поведения людей. Как социология, так и психология, изучают человека и его поведение с позиций, обусловленных спецификой их предметов.

Таким образом, социология не просто познает общество, а ищет пути и средства усовершенствования общественной жизни. Ведь именно наше невежество является причиной многих проблем в сфере социального взаимодействия.  Продвигая нас по пути познания обществом самого себя, социология неуклонно ведет человечество к созданию гармоничной, гуманистически устроенной социальной жизни, в центре внимания которой находится гражданин, способный понять, что высшая ценность социального мира – человек и все следует делать во имя его и на его благо. Это социальный мир, в котором каждый не просто осознает себя личностью, но и уважает и ценит личность в окружающих его индивидах. Ведь в конечном итоге именно  от  состояния социальной сферы жизни общества зависит уровень благосостояния и гармония отношений между людьми и различными общностями в стране.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница