1 россия русско-татарское государство? История, сегодняшние реалии и будущее татар



Скачать 421.26 Kb.
страница1/8
Дата14.05.2018
Размер421.26 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

А.Х. Бурганов, В.И. Пантин 1

РОССИЯ - РУССКО-ТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО? ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯШНИЕ РЕАЛИИ И БУДУЩЕЕ ТАТАР
Написание данной статьи, в значительной мере, было провоцировано появлением книги Р. Хакимова «Метаморфозы духа. К вопросу о тюркско-татарской цивилизации». (Казань, 2005), в которой, во-первых, впервые в историографии проблем татарской нации в постзолотоордынское время дано научное обоснование определению Российского государства как русско-татарского, и по происхождению-становлению, и по нынешней действительности. Во-вторых, предложена разработанная им «формула развития» татарской нации в современных условиях.

Прежде, чем перейти к изложению сути проблемы, немного об авторе названной монографии. В центральной прессе, вот уже много лет, за ним закреплен ярлык «идеолога татарского национализма», причем в имперском понимании. В значении сверхлюбви к своей нации и ненависти к другим нациям, что, на самом деле, является не национализмом, а ксенофобией. Имеет ли вообще «татарский национализм» место быть? А если его нет, то, что же дает: а) повод рассматривать его в научной и еще более в публицистической литературе, б) фигурировать ему в политике государств, политических партий и движений, в) быть идеологической дубинкой в руках угнетателей народов?

«Национализма» у психически нормальных людей вообще не может быть, поскольку, во-первых, невозможно любить (уважать) себя и этнически себе подобных только за то, что ты и они рождены именно данной нацией, всех остальных ненавидеть лишь за то, что они явлены миру иными народами. И любовь (уважение), и ненависть рождаются реальными проявлениями неких, вполне определенных положительных или отрицательных качеств; при отсутствии оных не может быть ни той, ни другой (патологическое состояние отдельных лиц – не в счет). В нормально здравствующей нации их не может быть по определению.

Имперское («совковое») понимание «национализма» говорит лишь о патологии в сознании имперски, фашистски и коммунофашистски мыслящих людей, больных ксенофобией. Р. Хакимов, конечно же, не является «националистом». Тем более что « С исторической точки зрения, у национализма как идеологии не осталось перспективы. Появление глобализма говорит о том, что национализм устарел, по миру шагает планетарное сознание в лице борцов за экологию, руководителей транснациональных корпораций, финансистов, дизайнеров, писателей и художников, этому содействуют современные средства коммуникации» (Р.Хакимов. Указ. соч., с.63). Словом, «национализм» как понятие есть абсурд, впрочем, точно также, как и «интернационализм», который присущ одному лишь капиталу и ничему (никому) другому, потому как он один вездесущ: идет туда, где ему светит прибыль. Не случайно, марксистский лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не сработал и реальный коммунизм «приказал долго жить», а капитал с своим либерализмом уже создал успешно расширяющиеся «Соединенные штаты Европы», в союзе с которыми США и Канада.

Возникает вопрос: не с неба же свалилось это понятие «национализм»? Нет. Оно навязано человечеству великодержавным шовинизмом имперски (фашистски и коммунофашистски) мыслящих людей (классов, политических партий и движений). Освободительная реакция (борьба) угнетенных народов на действия названных выше угнетателей последними охарактеризована «национализмом», так как им желательно, чтобы угнетаемые ими народы любили не себя, а их.

Итак, в чем состоит «национализм» Р. Хакимова и «национализм» ли это? Он заявляет: «Для татар важно освободиться от темы поиска врага в качестве причины своей отсталости. Российское государство все народы загнало в тупик, включая и русских» (с.293). И этот его тезис – не декларация. «Нужно иметь мужество смотреть правде в глаза и критически оценивать историю, увидеть причины падения татарских государств, сознаться в собственных ошибках, в слабости духа, не ища никаких оправданий своей униженной национальной жизни, ведь оправдания отсталости и рабству духа не существует», - пишет он (с.278). Золотые слова, причем не менее правильные применительно к взаимоотношениям между отдельными людьми: в своих бедах ищи врага не вовне, а в самом себе, и не ошибешься, скоро найдешь, оглянувшись на себя, «попадешь в десятку».



Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница