1. Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население



Скачать 200.88 Kb.
страница1/6
Дата30.07.2018
Размер200.88 Kb.
  1   2   3   4   5   6

1. Роль средств массовой информации

в отражении проблем, волнующих население
Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.

На 1 июля 2010  г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических изданий, в том числе 667 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.

В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности. С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир». Расширяется региональное теле- и радиовещание. Сегодня собственное вещание региональных телеканалов занимает от 40 до 45% общего объема эфира.

Деятельность по оказанию услуг населению в сфере кабельного телевидения осуществляют более 120 субъектов хозяйствования, причем большинство – негосударственной формы собственности. В Климовичском районе – действует два кабельных оператора – УКПП «Мир-ТВ», ЧТПУП «Гарант-ТВ-Сервис» (ретранслируют по 22 телепрограммы).

Министерством информации Республики Беларусь утвержден социальный пакет телепрограмм (Первый канал, «ЛАД», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь»). Данный пакет доводится операторами до абонентов по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.

Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Освещая наиболее острые вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя претворению в жизнь проводимой государственной политики.

Заблуждением является мнение о том, что СМИ – это якобы проблема номер один для власти. В первую очередь они для нее – источник знания болевых точек общества, проблем людей.

Правовое обеспечение информационной политикиважнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Он разрабатывался с учетом законодательства и опыта стран СНГ, а также Германии, США, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Швеции, Франции и, конечно же, богатой правоприменительной практики в данной области в нашей республике. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.

Президентом Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписан Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Он направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети Интернет.

Впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной. В этих целях Указом предусмотрена обязанность госорганов, иных государственных организаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.

Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.

Указ содержит ряд положений, направленных на защиту авторских прав от «пиратства» в сети Интернет. Так, размещение в Интернете литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей.

Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Таким образом, в современных условиях складывается по сути новая сфера средств массовой информации, обладающая следующими основными особенностями.

Во-первых, она коммерциализируется. Сегодня информационные организации являются коммерческими предприятиями и действуют в соответствии с законами рынка, что может рассматриваться как угроза свободным и ответственным СМИ, поскольку для коммерческих предприятий в сфере информации важна прибыль, а не истина. Не надо забывать, что деятельность СМИ в условиях глобализации может откровенно подчиняться задаче достижения определенных коммерческих и политических целей, что приводит к компрометации основ профессиональной этики, предусматривающей распространение объективной и достоверной информации. Для белорусских СМИ важно избежать этих негативных моментов в своей деятельности.

Во-вторых, новое качество медийного рынка связано с появлением новых собственников, развитием политической структуры общества, рождением политических партий и движений, развитием институтов гражданского общества в целом.

В-третьих, возникла конкуренция между различными изданиями. К тому же в условиях глобализации усилилась тенденция к слиянию секторов информации и развлечений, что приводит к публикации материалов и выходу в эфир передач сугубо развлекательного характера. Подобные СМИ формируют в сознании, прежде всего молодежи, хаотичное представление о реальности, вызывают раздвоение их сознания, что, в конечном счете, через подражание отрицательным персонажам порождает рост молодежного насилия и иные негативные явления в обществе.

В-четвертых, как заявляет Президент Республики Беларусь, «журналистика – профессия государственная». Ведь журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Поэтому многократно повышается его ответственность за сказанное или напечатанное слово. Именно «ответственность» должна быть ключевой составляющей в работе журналистских кадров.

В-пятых, в журналистику пришли новые технологии, которые существенно изменили как способ подачи материала, так и его оформление.

В последние годы заметным фактором информационного рынка страны стали региональные издания. Достаточно сказать, что общий тираж областных, городских и районных газет почти равен тиражу изданий республиканских.

В Ìîãèëåâñêîé îáëàñòè èçäàюòñÿ 62 периодические ïå÷àòíые èçäàíèя (ãàçåòû и журналы). 27 èç íèõ – ãîñóäàðñòâåííûå, ó÷ðåäèòåëÿìè êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ìåñòíûå исполнительные и распорядительные îðãàíû, 26 – íåãîñóäàðñòâåííûå. Кроме этого, в 4-х высших учебных заведениях и на 4-х промышленных предприятиях выходят âåäîìñòâåííûе ìíîãîòèðàæíûе ãàçåòы. Общий разовый тираж региональных государственных массово-политических газет на 1.04.2010 г. составляет 117862 экземпляра (на 1.04.2009 г. – 119118 экз.) (1 газета – на 7,6 жителей) и значительно превышает тираж негосударственных массово-политических печатных изданий, разовый тираж которых - 62704 экземпляра (на 1.04.2009 г. – 58788 экз.).

Государственные региональные электронные средства массовой информации представлены РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Могилев» и 21 программой радиовещания.

В Климовичском районе зарегистрировано одно периодическое издание – районная газета «Родная ніва», радиопрограмма “Голас Клімаўшчыны”, создано районное телевидение (телепрограмма “Мир-ТВ”).

Последние данные, полученные Могилевским институтом региональных социально-политических исследований, свидетельствуют: подавляющее большинство жителей области узнают и судят о важнейших решениях, принимаемых Президентом страны и правительством, местными органами власти, именно из региональных государственных СМИ.

Журналистами Могилевщины проводится öåëåíàïðàâëåííая ðàáîòа ïî îñâåùåíèþ âàæíåéøèõ ñîáûòèé, àêòóàëüíûõ ïðîáëåì ïîëèòè÷åñêîé, ýêîíîìè÷åñêîé, îáùåñòâåííîé è êóëüòóðíîé æèçíè ðåãèîíà è республики, формированию позитивного общественного мнения. Журналисты Приднепровского края акцентируют внимание на самых актуальных вопросах жизнедеятельности области, ставят во главу угла объективность информации, ее оперативность и доступность для всех жителей региона.

Результативный творческий труд должен, конечно, соответствующим образом стимулироваться. С этой целью еще в 2005 году было принято решение облисполкома об организации ежегодного областного соревнования среди редакций местных государственных периодических изданий. Награда колелективу – победителю – автомобиль.

По итогам работы за 2006 год районная газета «Родная ніва» стала лучшей в области.

С целью решения проблем, волнующих жителей области, редакциями региональных государственных СМИ на регулярной основе и осуществляется проведение «прямых» и «горячих линий» с участием руководителей облисполкома, горрайисполкомов, а также руководителей их структурных подразделений.

«Прямые» и «горячие линии» руководителей облисполкома, горрайисполкомов, а также руководителей их структурных подразделений в региональных государственных СМИ проводятся ежемесячно. На поступающие в их ходе вопросы даются ответы или в режиме реального времени, или после обобщения и принятия необходимых мер реагирования. О популярности таких линий свидетельствует тот факт, что на «Прямую линию» с председателем облисполкома П.М. Рудником, проводившуюся 24 мая 2010 года, пытались дозвониться более 16 тыс. жителей области. А уже во время эфира было зафиксировано 145 вопросов.

Одними из первых (не только у нас на Могилевщине, но и в республике) несколько лет назад создали свои сайты областная газета «Магілёўскія ведамасці» и Белыничская районная газета «Зара над Друццю». Сегодня интернет-сайты или страницы на сайтах горрайисполкомов области созданы всеми редакциями региональных государственных печатных изданий.

Сайт районной газеты «Родная ніва» создан в октябре 2009 года. Сегодня на нем действуют 25 рубрик. За время существования сайт посетили тысячи пользователей сети Интернет из 24 стран.

В целом же вопросам внедрения интернет-технологий на Могилевщине уделяется самое пристальное внимание. Необходимость их задействования убедительно подтверждается данными социологических исследований. Если в 2007 году узнавать новости из интернет-источников предпочитали только 7 процентов жителей области, то в 2009 году их количество удвоилось.

Системная работа осуществляется по развитию официальных сайтов Могилёвского облисполкома, Климовичского райисполкома. Сегодняшняя актуализация и оперативность размещаемой здесь информации способствовали заметному росту числа посетителей. Постоянно открываются новые рубрики, использование качественной анимации, богатая фотогалерея, актуальные интервью с известными в области и районе людьми, а также множество справочной информации способствуют увеличению популярности сайтов. Причем наряду с посетителями из Беларуси и традиционно – России, на него регулярно стали заходить пользователи из таких стран, как США, Германия, Испания, Австрия, Индия и других.

Сегодня СМИ Беларуси – это основанная на принципиально новых подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения, обращенная к человеку, гражданину.

Глава Администрации Президента Республики Беларусь В.В. Макей подчеркнул «Важно, чтобы в круговороте крупных и мелких информационных поводов СМИ находили время оценить самих себя, возможность задуматься о своей истинной роли и вытекающих отсюда последствиях для государства и общества…Если считать, что СМИ – это зеркало, то надо делать все, чтобы оно было чистым и незамутненным, а не кривым зеркалом бытия. Нельзя забывать, что СМИ не только отражают существующий мир, они во многом творят и изменяют его».


Каталог: downloads
downloads -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
downloads -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
downloads -> Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»
downloads -> Методические указания к изучению дисциплины и контрольные задания Для студентов заочной формы обучения специальностей
downloads -> Томас содейка
downloads -> Отчет научно-исследовательской работы " Анализ системы управления персоналом в органах государственного (муниципального) управления "
downloads -> Что такое религия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница